архитектура и строительство

Архитектурно-композиционные формы и их эволюция

Едва ли не главными объектами монументального строительства всего раннего европейского средневековья были оборонительные стены городов, монастырей и замки феодалов. Большое внимание уделялось строительству культовых сооружений - городских церквей и соборов, являвшихся одновременно центрами общественной жизни. В городах воздвигались также муниципальные сооружения - ратуши и другие общественные здания. Значительный интерес представляют и городские - бюргерские жилые дома.

Основные черты романского зодчества наиболее рельефно проступают в церковных сооружениях; приемы, используемые в них, сказались и на архитектуре гражданских построек. Уже в дороманское время, в первой половине и середине IX века, создаются крупные памятники архитектуры. Ведущую роль в ту пору приобретают культовые сооружения центричного плана. Один из самых значительных памятников эпохи - придворная капелла Карла Великого, теперь собор в Аахене (Западная Германия). Возведенная около 800 года из камня, суровая и монументальная, она чрезвычайно близка по своему плану и общей форме церкви Сан-Витале в Равенне. Создается впечатление повторения равеннского храма, осуществленное в камне. Октогональный (восьмигранный) основной объем, перекрытый восьмигранным же куполом и прорезанный яо своим граням двухъярусными арками, окружен кольцевой галереей с эмпорами.

Романская архитектура представляет сложную картину архитектурных школ, применявших различные строительные приемы и декоративные средства, что объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы. И все же во всей этой множественности форм можно выявить основной. ведущий тип храмовой постройки. Этот тип включает: трех- и"ли пятинефный основной корабль с главным трансептом, второй, меньший трансепт. придвинутый ближе к алтарной части, значительные по объему хоры (восточная половина церкви), апсиду, примыкающую к хорам и нередко окруженную обходом - деамбулаторием. Деамбулаторий, который продолжает боковые нефы, в свою очередь, нередко опоясывается цепью малых апсид (апсидиол). Малые апсиды часто дополняют и траисепты с восточной их стороны. Многие романские храмы имели нижний подземный храм, так называемую крипту, использовавшуюся, в частности, для хранения реквизита и реликвии.

Структура романского храма в плане хорошо выявляется во внешнем его облике: четко выделяются нефы основного корабля, трансепты, хоры, полуциркульные выступы всех апсид, центральная крупная башня, размещающаяся на средокрестье, и боковые башни - квадратные и восьмигранные. На массивные стены, дополняемые снаружи цротивораспорными утолщениями-лопатками (контрфорсами), опираются своды простейших форм - коробовые и небольшие по пролету крестовые. В памятниках более раннего периода центральный неф перекрывался плоскостно, балками. Нефы сообщались между собой посредством арок, поддерживаемых колоннами, чередующимися с более массивными столбами-пилонами. Распространен был также тип столбов, дополняемых полуколоннами или пилястрами. В романской архитектуре ордер как таковой в смысле четкой, пропорционально построенной системы отсутствует, по существу сохраняется лишь капитель, которая приобретает большое разнообразие и отдаленно напоминает коринфскую античную; много общего она имеет и с византийскими капителями.

Для романских монастырей характерны прямоугольные дворы, непосредственно примыкающие к церковным зданиям. Они называются клуатрами, или крейцгангами. Дворы эти обрамлялись арочными галереями с архитектурной декорировкой.

Романские храмы отличались массивностью, нерасчлененностью больших плоскостей стен, небольшими узкими оконными арочными проемами, введением в убранство фасадов, и прежде всего главного фасада, а также интерьеров, мотива аркад. Аркады эти в известной степени сходны с византийскими. Они включают полуциркульные сводики, поддерживаемые небольшими колонками с характерными капителями.

Центральное положение в ранней средневековой романской архитектуре занимала Франция, где ведущей школой являлась бургундская, а активным строителем - клюнийский монашеский орден. Бургундия находилась на выгодном месте пересечения водных и иных транспортных путей. Здесь происходили большие ярмарки и скрещивались пути паломников, посещавших бургундские монастыри с их реликвиями, и направлявшихся к "святым местам", в частности в известный монастырь в северной Испании - Сант-Яго де Кампостелла, в Рим и в Палестину. Главная церковь аббатства Клюни, не дошедшая до нашего времени (1088-1120), являлась самым крупным храмом в Европе. Это была пятинефная базилика с максимальным по высоте для романских храмов тридцатиметровым центральным нефом. Церковь имела пять башен - две симметрично расположенные на главном фасаде, одну - на средокрестье и две - в пределах большого трансепта. С целью уменьшения распора строители применили новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры - ввели стрельчатую форму свода. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Одним из сложных вопросов архитектуры того времени было перекрытие центрального нефа и его освещение. Освещение этого нефа с большим пролетом затруднялось перекрытиями боковых нефов. Отказавшись от плоского перекрытия, строители избирают коробовый свод, высоко поднимая его над боковыми нефами, что дало возможность ввести окна в боковых стенах.

Большой интерес представляет собор Сен-Лазар в Отэне (1112- 1132), построенный под воздействием клюнийского зодчества. Измененный во внешнем облике, собор сохранил центральный неф, перекрытый стрельчатым сводом на подпружных арках. Стены, ограничивающие этот неф, расчленены на три яруса: ряд нижних стрельчатых арок, пояс с окнами и между ними - углубленная в массив стены небольшая галерея - так называемый трифорий.

Представляет большое значение монастырская церковь Сент-Мадлен в Везеле в районе Отэна (XI -XII вв.), в которой в центральном нефе были применены крестовые своды. Это был первый шаг к готике: в этом случае давление свода распространялось не на всю стену, а сосредоточивалось в четырех угловых точках.

Давление тяжелых каменных сводов, преодолеваемое массивной кладкой опорных стен и столбов,- главное в том впечатлении, которое производит церковь Нотр-Дам в Пуатье. Центральный неф не имеет.прямого освещения, и все три нефа покрыты общей двускатной кровлей. Мрачный замкнутый интерьер церкви компенсируется замечательным фасадом, разработанным рядом аркад. Нижний ярус составляют три "перспективных" портала. Выше, по сторонам центрального арочного оконного проема,- цепи арочек, служащих нишами для скульптур. Все свободные поля фасадной стены покрыты ковром рельефов - сюжетных и орнаментальных. По сторонам фасада - угловые круглые башенки с коническими завершениями, крытыми черепицей. Все архитектурные элементы, весь этот насыщенный скульптурными изображениями убор, тесанный из камня, грубоват, несовершенен в рисунке, но чрезвычайно пластически выразителен.

На севере Франции, в Нормандии, сохранились и дошли до нас большие монастырские церкви - Сен-Трините в Кане (XI- ХП вв.) и другие. Композиционно их фасады предвосхищают готику - трехчастное деление по горизонтали, отражающее внутреннюю трехнефную структуру, и массивные высокие призматические башни по сторонам. Церковь Сен-Трините имеет высокий и светлый центральный неф с большими полуциркульными еще арками, но уже с тонкими вертикальными тягами - полуколоннами, распространяющимися вплоть до сводов, как это будет делаться позднее в готическом строительстве.

Особое положение в романском зодчестве Франции занимают церкви Перигора на юге страны. Это была единственная школа, где применялись купольные покрытия. В архитектуре остальных областей Франции, да и других стран, в романский период чаще всего применялись своды. Крупнейшим сооружением Перигора является церковь Сен-Фрон в Периге, построенная в 1120-1179 годах и воспроизводящая схему собора св. Марка в Венеции.

Светские сооружения романского периода сохранились в редких случаях. Многие из них были перестроены в последующее время. Из многочисленных замков до нас дошли единицы. Уникален замок в Лоше (конец Х в.), представлявший собой неприступную четырехъярусную башню - так называемый донжон, где совмещались функции оборонительного порядка и жилье феодала. Позже прямоугольные башни начали сменяться круглыми. Крупнейшим памятником оборонительной архитектуры Франции того времени являлся замок Гайар на Сене (конец XII в.). построенный английским королем Ричардом Львиное Сердце для защиты своих завоеваний в Нормандии. Замок расположен на высокой прибрежной скале. Центром его являлись круглый донжон и примыкавший к нему двор, обнесенный стенами. Эта "сердцевина" замка опоясана вторым рядом более низко расположенных оборонительных стен с круглыми башнями. К замку примыкает предмостное дополнительное укрепление. Стены, как бы "впаянные" в крутые склоны скалы, башни, переходы - все это обеспечивало неуязвимость крепости. Большинство романских замков в последующий период было перестроено и расширено.

Очень характерны также французские замки, находящиеся в провинции Бретань, на крайнем северо-западе страны - Витре и Фужере. Оба они были основаны в раннее время, в XI-XII веках, но в дальнейшем, что типично для многих средневековых замков, обрастали новыми корпусами и стенами. В результате перестроек и дополнений замковые комплексы приобрели исключительно монументальный и живописный облик.

Из оборонительных сооружений городов Франции хорошо сохранились крепостные стены города Каркассона.

Среди жилых городских зданий раннего времени характерны небольшие жилые дома в Клюни (XII в.), единственной темой архитектурного убранства фасадов которых являлась типичная романская аркада на приземистых колонках. Окна были небольшими, "стеклились" они пергаментом, промасленной тканью и снаружи закрывались ставнями. Стекла как таковые использовались чаще всего в церквах, замках.

Романская архитектура Германии создала ряд выдающихся, дошедших до нас памятников культовой архитектуры - огромные соборы в имперских городах среднего течения Рейна - Майнце, Вормсе, Шпейере. Эти соборы возведены в XII-XIII веках и имеют много общего в планах, в объемной структуре и декоративном убранстве. Собор в Вормсе - величественное и суровое трехнефное, сильно вытянутое сооружение с октогональной башней на средокрестье и четырьмя круглыми, с коническими кровлями по углам: две из них расположены в алтарной и две в западной входной части храма. С восточной и западной сторон расположены апсиды. Массивы стен вормского, так же как майнцского и шпейрского соборов, проработаны узкими окнами, аркатурами на колонках и арочными тягами-поясами. И центральный и боковые нефы перекры ты сводами. Центральные нефы этих соборов имели деревянные перекрытия, а в XII веке их заменили более надежными крестовыми сводами

Романские строители рейнской школы впервые применили так называемую связанную конструктивную систему, заключавшуюся в том. что на каждые два пролета боковых нефов приходится один пролет (травея) центрального нефа. В романских храмах Германии размеры бо ковых нефов равняются обыкновенно половине ширины центрального нефа Однако при всей видимой логичности построения плана в связанной системе имеется недостаток: при использовании в центральном нефе крестовых сводов на опорные столбы, разделявшие нефы, приходилась неравная нагрузка: один столб нес большую тяжесть, так как поддерживал пяты крестовых сводов и его надлежало делать массивным, другой же, соседний - меньшую нагрузку и мог быть меньшего сечения. Все это чрезвычайно осложняло строительство. пая нагрузка: один столб нес большую тяжесть, так как поддерживал пяты крестовых сводов и его надлежало делать массивным, другой же, соседний - меньшую нагрузку и мог быть меньшего сечения. Все это чрезвычайно осложняло строительство.

Из светских гражданских сооружений выделяется построенный в начале XIII века замок в Вартбурге, принадлежавший тюрингскому ландграфу. Дворец, сооруженный здесь в 1190-1250 годах, приближался по своему убранству к дворцам императорских замков (пфальцев). Первоначально это было двухэтажное здание, третий этаж надстроен в XIII веке. Каменный "блок" дворца включает мотивы, многократно повторяющиеся в церковных сооружениях,- арочные окна, разделенные колонками, расположенные или непрерывно в ряд, или сведенные попарно. В данном случае арочки, перекрывающие окна, опираются на сдвоенные колонки. Характерны также горизонтальные пояса, поддерживаемые мелкими аркатурками, - мотив ломбардского происхождения.

Романская архитектура Италии особенно ярко представлена в северной части страны - в Ломбардии, где она и сформировалась. Здесь гораздо сильнее ощущались античные - римские и раннехристианские традиции. В качестве основного строительного материала наряду с камнем широко использовался кирпич, а в облицовке применялся мрамор, которым богата Италия.

Ломбардская архитектура и близкая к ней территориально тосканская, сохраняя связи с местными стилевыми приемами зодчества, никаких особых нововведений, за исключением относительно рано появившегося здесь крестового свода, не применяли.

Характерным ломбардским храмом является церковь Сант-Амброджо в Милане (основана в VI в., перестроена в XI-XII вв.). Выразителен очень простой по композиции главный фасад, выложенный из кирпича, с тремя двухъярусными высокими арками, за которыми открываются глубокие лоджии. Лаконичен двускатный обрез кровли, замыкающий плоскость фасада. Перед церковью - ограниченный аркадами атриум, сбоку - высокая и массивная кирпичная башня - кампанилла. Отдельно стоящие звонницы-кампаниллы составляют специфическую особенность итальянской архитектуры.

Романские церкви сохранились и в других городах Северной Италии. Среди романских культовых сооружений, построенных в Тоскане, могут быть выделены церковь Сан-Миниато близ Флоренции (XI-XII вв.) и баптистерий (крещальня) (XIII в.) в этом же городе. Первая из них - просторная базилика с открытыми стропилами, поддерживаемыми двумя рядами арок на колоннах, которые делят пространство церкви на три нефа. Сооружение генетически связано с раннехристианскими базиликами. Баптистерий во Флоренции - октогональное сооружение, перекрытое невысокой восьмигранной пирамидальной кровлей, под которой находится купол. Церковь Сан-Миниато и баптистерий облицованы снаружи полихромными мраморами - темно-зеленым и белым, образующими геометрический узор, что придает сооружениям особое своеобразие. Двухцветная полихромная расцветка свойственна и другим романским и готическим сооружениям Италии.

В XI-XII веках возник прославленный пизанский архитектурный ансамбль (ил. 50), состоящий из собора (архитекторы Бускетто, XI в., и Райнальдо, XII в.), кампаниллы (так называемой падающей башни) и баптистерия. Собор - пятинефный, центральный неф перекрыт плоским потолком, боковые - крестовыми сводиками. Нефы разграничены аркадами на колоннах с капителями. Над средокрестьем - эллиптической формы купол. Во внутренней облицовке использовано сочетание белого и черного мраморов. Тот же прием применен и в облицовке фасадов, причем основной материал составляет белый мрамор, а черный использован в качестве дополнительного средства. Превосходен главный фасад с поярусно размещенными аркадами на колонках, которые распространяются и на повышенную - центральную - часть здания. Многоярусные аркады того же типа опоясывают и "падающую" башню, придавая ей неповторимый характер. Круглый баптистерий в своей верхней части был завершен позже, во времена готики.

Светские сооружения Италии романского времени сохранились в редких случаях. На общем фоне фрагментарных остатков выделяются такие комплексы, как городок Сан-Джиминиано в Тоскане (конец XII- начало XIII в.) с его скоплением высоких башен - жилищ феодалов, памятников ожесточенной борьбы и кровавой мести того смутного времени.


Бетон и ФБС в Ростове-на-ДонуЕсли вы планируете строительство или ремонт, вам не обойтись без...
Российские моллы как выбор среднего классаС недавнего времени Россия вступила в эпоху бурного развития индустрии...
Топас 8: оптимальный выбор автономной канализацииДля коттеджа, в котором будет проживать 6-8 человек, оптимальным выбором...
Роскошный интерьер для загородного домаСегодня многие стремятся приобрести жилье за городом. Близость природы, отличная...
Жалюзи - идеальный вариант для любого помещенияВыбор материала ламелей может зависеть от того для какого помещения...