архитектура и строительство

Архитектурно-композиционные формы и их эволюция

Городской собор был не только самой крупной церковью города, но и его общественным центром. Своим силуэтом, своими формами он как бы символизировал значение города, являлся символом и главным признаком его могущества, силы и значения. В соборе происходили торжественные богослужения, произносились проповеди, перед храмом разыгрывались театрализованные "действа" - представления, здесь происходили диспуты, оглашались указы и постановления городских и церковных властей. Соборы строились в расчете на то, что здание сможет вместить практически все взрослое население города - прихожан и всех желающих в нем молиться, в том числе и пришлых людей. Они воздвигались на самых выгодных участках и обычно там, где сходились основные улицы. Соборы должны были служить ориентиром как для горожан, так и для подходящих к нему извне.Задача строительства гигантских храмов для сильно выросших городов потребовала радикального усовершенствования конструкции. Следовало разработать оптимальный вариант такой конструктивной системы, которая давала бы возможность осуществлять с наименьшей затратой строительных материалов и рабочей силы строительство обширных и величественных храмов. Система эта должна была быть прочна и устойчива. Многого уже добились, совершенствуя каменную конструкцию, романские строители. Отказавшись от деревянных перекрытий и перейдя к применению сводов, они сперва избрали для покрытия центрального нефа церквей коробовые своды, затем, подняв их выше, решили в какой-то мере задачу освещения посредством боковых окон, после этого решились перейти к крестовому своду в центральном нефе и остановились, наконец, на "связанной системе". Однако "связанная система" имела свои недостатки.

Новый толчок в развитии строительных конструкций дали крестовые походы (XI- XII вв.), которые позволили европейцам познакомиться с достижениями и приемами восточной архитектуры.

Романские строители, возводя здания и заботясь об их устойчивости, полагались в основном на массивность конструкции, посредством которой, а также с помощью дополнительных укреплений - контрфорсов - мог быть погашен распор сводов. Но массивность конструкций ограничивала возможности строителей. Следовало, очевидно, избрать легкую и хорошо уравновешенную экономичную конструктивную систему, которая бы дала возможность с легкостью формировать план здания, добиваясь максимальной освещенности внутреннего пространства и в то же время незыблемости, устойчивости архитектурных элементов.

Преследуя эти цели, готические строители отказываются от массивных конструкций и переходят к принципу каркасности. Задачу эту начинают решать с наиболее сложного, трудно исполнимого, ключевого элемента - свода, и прежде всего свода центрального нефа, имевшего наибольший пролет.

Готические строители смело вводят стрельчатую арку (она уже начала применяться до этого клюнийскими строителями, воспринявшими ее с Востока). Стрельчатая арка давала значительно меньший распор. Кроме того, с помощью стрельчатого крестового свода оказалось возможным перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные, и другие, еще более сложные в плане травеи. До применения каркасных стрельчатых арок каждой квадратной "ячейке" центрального нефа соответствовало две квадратные - в боковых нефах. Теперь же в готических соборах достигается полная связь между центральным и боковыми нефами, каждому пролету центрального нефа (он приобретает прямоугольную, вытянутую по ширине форму) соответствует один пролет боковых нефов. При таком построении на все опорные столбы, разграничивающие центральный и боковые нефы, приходится равная нагрузка, что значительно улучшает статические качества сооружения.

При проектировании крестового свода готические мастера исходили из очертаний не щековой, а диагональной арки (оживы), которой придавали наиболее простую полуциркульную форму. Для того чтобы выдержать одну высоту оживы и щековых арок, последним придают стрельчатые очертания. Стрельчатая форма давала также возможность сохранить характер кривой по всей высоте арки, что облегчало вытесывание камней. И оживы, и щековые арки вырабатывались как элементы каркаса. Эти, как их называют, нервюры, или гурты, по существу образовывали конструктивную статически-напряженную каркасную сетку. Именно они принимали на себя нагрузку от тонких плит, на них накладывавшихся и образовывавших поверхность свода, и они же - нервюры - передавали эту нагрузку на опорные точки - столбы (пилоны). Применение облегченных вводов на нервюрах (гуртах) дало также возможность облегчить вспомогательные кружала (леса).

В некоторых архитектурных школах (например, в Англии) количество нервюр было очень велико, строители вводили дополнительные нервюры, так называемые лиэрны, тьерсероны.

В готическом крестовом своде нагрузки прилагаются не по всему контуру, а только в тех местах, где сходятся диагональные и осевые нервюры. Это действенно не только по отношению к центральному, но и к боковым нефам. Фактически в готических соборах стены между пилонами ликвидируются и заменяются огромными оконными проемами. При такой каркасной системе места приложения сил и опорные точки надлежало всемерно укрепить. В связи с этим приобретают особую роль контрфорсы, для большей устойчивости которых им придавали уступчатую форму и нагружали пинаклями.

В готической архитектуре появляются так называемые аркбутаны, являвшиеся важнейшим элементом в общей системе равновесия здания. Аркбутаны - противораспорные элементы, "наклонные" арки (полуарки), одной пятой примыкающие к основанию свода главного нефа, а другой - упирающиеся в массивный контрфорс, стоящий в ряду других на линии наружных стен здания. Аркбутаны призваны удерживать в неизменном положении свод главного нефа. Распор этого свода передается аркбутанами, выполняющими роль "подкоса", "подпорки" к контрфорсам, погашаясь массой последних. Аркбутаны, являясь сугубо конструктивными частями, будучи выведены наружу здания, играют очень активную роль в формировании внешнего облика сооружения, придавая ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль.

Таким образом, основным элементом готической конструкции являются: оконные простенки минимального сечения, внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения - пилоны, нервюры (гурты) сводов, аркбутаны и контрфорсы. Конструкция здания приобретает скелетный. каркасный характер.

Единственной массивной частью храмового готического здания (собора) являлся главный фасад. В большинстве случаев, прежде всего во французской архитектуре, явившей поистине классические образцы готического стиля, на главном фасаде располагались две огромные массивные башни, ограничивавшие по сторонам центральное поле этого фасада. В романских храмах часто можно было наблюдать четыре башни, расположенные попарно и, кроме того, пятую, самую большую, массивную башню, заменяющую купол. В готических церквах сохраняются только две башни - на главном фасаде, причем они сильно увеличиваются в размерах, и башня на средокрестье, превращающаяся в тонкий шпиль.

В романской архитектуре активную роль играло скульптурное убранство. Круглая и рельефная скульптура, архитектурная орнаментация применялись во многих сооружениях, особенно во Франции, для оформления главных фасадов церквей, отчасти и в интерьерах. Внутри сооружений использовались и настенные росписи, хотя сохранились они лишь в отдельных памятниках. Несравненно активнее применялись фрески в архитектуре Италии. Здесь же очень распространена была мозаика. В готических сооружениях монументальная скульптура приобретает особенное развитие, хотя в большинстве крупных соборов возможности ее применения были ограничены из-за каркасной структуры сооружений. Преимущественным местом ее расположения были массивы стены западной, входной части здания (главный фасад, порталы, башни).

Фресковые росписи из-за той же каркасности конструкций используются все реже, и ведущая роль переходит к витражам, порой огромных размеров и необычайно выразительных по рисунку и колориту. В готической архитектуре синтез искусств получил исключительное развитие; при этом он обладал рядом специфических особенностей.

Ведущая роль в развитии готической архитектуры Европы принадлежала по-прежнему Франции. Готический стиль формируется здесь во второй половине XII века. Ранний период готического стиля охватывает вторую половину XII и первую треть XIII столетия. В это время еще давали себя знать романские влияния. Крупнейшим памятником ранней французской готики является собор Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери; вторая половина XII - первая половина XIII в.). Собор был задуман как крупнейший в стране и отвечавший своими размерами и величием значению Парижа как столицы Франции. Он представляет собой пятинефную базилику с верхними галереями-эмпорами. Боковые нефы смыкаются в заалтарной части. План собора обладает четкостью, простотой и слитностью очертаний. Сооружение могло вмещать до 9 тысяч человек. В конструктивном решении собора уже содержатся все стилистические признаки готики - опоры ограниченного сечения, нервюрные своды, развитые аркбутаны , которые, располагаясь радиально в восточной алтарной части, создают впечатление сплошного кружевного плетения, "окутывающего" облегченные светоносные поверхности основных объемов здания. Вместе с тем в парижском соборе присутствуют и некоторые пережитки романской архитектуры: опорные столбы, ограничивающие центральный неф в первом ярусе, представляют гобой укороченные колонны с капителями романского типа, и только выше над ними начинаются тонкие пучковые готические вертикальные тяги, достигающие пятовых частей сводов; далее - своды собора, хотя и крестовые, но еще довольно плоские. Кроме того, в центральном нефе применены так называемые шестираспалубочные своды - переходная форма от "связанной системы" к готике с "общим шагом" для сводов всех нефов. Еще умеренно высоки и боковые окна центрального нефа.

Черты романского стиля отмечаются и на главном фасаде: он еще очень массивен, особенно в первом ярусе. Но зато общая композиция представляет собой пропорционально совершенную, очень гармоничную систему готического типа. Фасад имеет трехчастное деление по горизонтали, соответствующее внутренней структуре здания; средняя часть отвечает центральному нефу, а каждая из боковых - малым нефам. Фасад расчленен горизонтальными поясами на три яруса, прячем верхний третий представляет собой ажурную колоннаду, увенчанную взаимно-пересекающимися арочками. Этот третий ярус, в отличие от двух нижних, не связан с внутренним пространством храма, а всего лишь прикрывает, декорирует основания башен и щипец крутой крыши.

Пересечением горизонтальных поясов и вертикальных лопаток нижние два яруса расчленены на четко обозначенные прямоугольные поля, разработанные ритмически повторяющимся мотивом стрельчатых арок. Только в среднем центральном звене второго яруса помещено круглое - типичное для готики - окно, так называемая роза с каменным рисунчатым переплетом.

Основная часть фасада вписывается в очертания квадратов. Выше расположены кубичные объемы двух могучих башен.

Для пластического убранства фасадов собора используется скульптура - рельефная и круглая. На главном фасаде между первым и вторым ярусами проходит так называемая галерея королей. Входы, решенные как ниши. образуемые постепенно сокращающимися в перспективе стрельчатыми арками (так называемые перспективные порталы), также богато украшены скульптурой - горельефными статуями, тематическими композициями в тимпанах и орнаментальными деталями. Традиции подобного убранства связаны с декором романских храмов. Скульптура собора достаточно многообразна. Наряду с изобразительными реалистическими образами здесь присутствуют и изображения фантастических существ (химеры), в которых отразилась народная выдумка и обличительная сила, юмор и зоркая наблюдательность мастеров - ее авторов.

Одновременно с парижским собором строился собор в Лане (1174-1226), оказавший заметное влияние на строителей других храмов Франции. Особенно славились в те времена башни этого собора. В ланском храме, так же как и в соборе Парижской Богоматери, заметны еще признаки романского стиля. От романской архитектуры - полуциркульные арки, значительные массивы стен. В этом соборе, во всей его тектонике наблюдаются черты примитива в рисунке, в формах образующих его элементов и какая-то особая своеобразная "костистость", "хрящеобразность", в значительной мере обязанные не изжитой еще массивности каменной конструкции. В этом - особая прелесть архитектуры собора. Романские черты имеют место и в интерьере - он суров и лаконичен.

XIII век - время расцвета и наиболее ярких проявлений готического зодчества. К нему относятся прославленные соборы Реймса, Амьена и других городов. Реймский собор (1212-1311) строился 100 лет, в различные периоды работы возглавляли такие зодчие, как Жан д"0рбэ, Жан де Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси, но всем им было свойственно чувство преемственности. В результате собор приобрел удивительную композиционную законченность и целостность. Превосходен главный фасад. Помимо общих черт, определившихся к этому времени в архитектуре больших соборов Франции (трехчастное деление по горизонтали и по вертикали, перспективные порталы, "роза" в центре фасада, две призматические башни и другие), здесь наблюдаются и некоторые новые формы: перспективные порталы завершаются выступающими вперед треугольниками-вимпергами, галерея королей переместилась в верхнюю часть фасада. Подчеркнутая геометричнбсть и линейность членений парижского собора уступила место здесь, в Реймсе, большей пластичности, ажурности и динамизму форм, устремляющихся ввысь. Изменились очертания окон, арочных обрамлений. Количество статуй, рельефов увеличилось; кажется, что буквально все "свободные" участки заполнены ими. Насыщенность скульптурой достигает предела в убранстве перспективных порталов.

Скульптура различных типов, возникающая из самой архитектуры, сочетается с усложненным рисунком оконных переплетов, многочисленными деталями - тягами, выступами карнизов, башнями и башенками (пинаклями), архивольтами.

Тематически скульптура готики чрезвычайно разнообразна. Здесь и сцены из библии, изображения святых, исторические, бытовые сцены и другие. Но как бы ни были различны эти изображения, все они укладываются в единую систему религиозно-нравственных представлений и догм средневековья. Поражает обилие деталей - краббы (свернувшиеся листья), стилизованные цветки (крестоцветы), увенчивающие шпили, изображения плодов и прочее. Обращают на себя внимание изображения различных фантастических животных. Иногда они используются для сброса дождевой воды (гаргуйли).

Для готических соборов, в том числе Реймского, характерно стремление ввысь. Этому способствуют удлиненные пропорции тяг, окон, стрельчатых завершений проемов. Ощущение вертикальной устремленности форм еще сильнее дает себя знать в интерьерах. В отличие от собора Парижской богоматери, в Реймсе опорные столбы имеют уже в первом ярусе пучковую структуру, и она сохраняется на всем протяжении опор вплоть до сводов, а затем переходит на гурты, которые также имеют усложненную профилировку.

Особую роль в общей системе готического интерьера играют витражи. Отсутствие больших поверхностей стен делало невозможным применение фресок или мозаик. Огромные оконные проемы, простирающиеся от опоры до опоры, покрывались яркими многоцветными композициями. Выполняемые из цветных стекол, вставляемых в свинцовые переплеты. они создавали внутри собора особую цветовую среду, окрашивая пилоны, своды, полы, кажется, сам воздух в яркие красочные тона. Общая площадь витражей в каждом из соборов достигала многих сотен квадратных метров. Содержание изображений на витражах подчинялось религиозно-дидактическим схемам.

Подлинно готические витражи сохранились далеко не везде, многие частично или полностью являются продуктом реставрации. В витражах использовалось стекло различных расцветок, но преобладали красно-вишневые, винные, пурпурные, а также синие тона. Витражи искрятся различными красками, но все в целом сливается в потрясающие по яркости, звучности и интенсивности фиолетово-красные цвета. Прекрасной иллюстрацией этому могут служить витражи Шартрского собора, в частности "розы" главного фасада и трансепта. Сама сложная техника витража в значительной мере диктовала плоскостно-графический характер изображений. Особенно славилась витражами мастерская при Шартрском соборе, определявшая вкусы и стиль чуть ли не всей Франции.

Другим шедевром французской готики является собор Амьена - самый крупный и высокий из всех средневековых храмов в этой стране (длина 145 м, высота главного нефа 42,5 м). Собор построен в 1218- 1268 годах. Он удивительно легок и в то же время "прозрачен" по структуре. Минимальны по своему сечению устои наружных стен, разделяющие громадные окна, и внутренние столбы, поддерживающие высоко поднятые стрельчатые своды нефов. В этом легко убедиться, рассматривая план собора.

Боковые нефы смыкаются за алтарной частью, и здесь к ним примыкает кольцо апсидиол. Изумителен главный - западный фасад. Здесь в принципе та же система членений, что и в Реймсе, та же ярусность построения и трехчастность деления по горизонтали, но "роза" помещена выше, а галерея королей "опустилась" в центральную часть фасада. Кроме того, под ней появился аркатурный пояс, находящийся непосредственно над вимпергами стрельчатых порталов. В целом фасад проработан еще тоньше и изящнее, чем в ранее названных сооружениях.

Чрезвычайно интересна капелла Сен-Шапель на острове Ситэ в Париже, входившая в свое время в состав королевского дворца Людовика IX (зодчий Пьер де Монтро; 1243-1248 гг.). Капелла состоит из двух помещений - нижней церкви и верхней, однонефной, представляющей сплошной "фонарь", составленный из витражей, начинающихся очень близко от пола и разделенных лишь тонкими стойками-горбылями. Скелетообразную конструктивную структуру завершают и подчеркивают нервюры, расчерчивающие стрельчатые, как и обычно, своды. Конструктивное и художественное решение сооружения хорошо выявляет его назначение - капелла была создана в качестве реликвария для хранения тернового венца, якобы увенчивавшего чело распятого Христа.

Поздняя готика относится к XIV-XV векам, ее называют иногда пламенеющей, так как приобретающие усложненный характер декоративные формы, переплеты окон и другие включают тяги, стержни, нередко изгибающиеся причудливо, наподобие языков пламени. Очень часто в этом стиле выполнялись пристройки к зданиям или отдельные элементы, ранее остававшиеся невыполненными (башня Руанского собора и проч.).

Из французских монастырей готического времени особенно своеобразно по природному расположению и архитектуре аббатство Мон-Сен-Мишель на севере Бретани. Монастырь, окруженный массивными оборонительными стенами, венчает огромную скалу, подымающуюся над прибрежной полосой моря. Помимо церкви здесь интересны многочисленные корпуса, строения, улочки, переходы, образующие единое, слитное и очень живописное целое.

Примером крупного феодального замка времени готики может служить замок Куси (1220-1230), основным ядром которого, как и в более ранних

замках, являлся донжон. В данном случае он достигал огромных размеров - высота 60 метров, диаметр его составлял 30 метров, а толщина стен - 7 метров. Двор замка ограничивали строения различного назначения, среди них дворцовые корпуса с парадными и жилыми помещениями. Как и другие замки, Куси опоясывали неприступные стены с высокими оашнями, глубокие рвы. наполненные водой. Были здесь подъемные мосты, опускные решетки. В целом тип замка остался прежним, что и в романское время, но он обогатился рядом новшеств, заимствованных на Востоке во время крестовых походов. Совершенствуются сами оборонительные устройства: крепостные стены завершаются выступающими вперед каменными галереями с отверстиями в полу, через которые вниз на неприятеля сбрасывали камни и лили горячую смолу.

Строительство замков с конца XIII века сократилось. В результате усиления в стране королевской власти новые замки могли строиться лишь по разрешению короля. В XIV веке- замки возводят, как правило, лишь король и его приближенные. Кроме того, меняется и сам тип сооружения. Начинают строиться парадно-увеселительные, охотничьи замки. Внутренние помещения в них отделываются с учетом как художественно-эстетических требований, так и удобства.

В противоположность замкам, городское строительство приобретает с течением времени все большие масштабы и значение. В городах сооружаются различные общественные здания, и прежде всего ратуши ("отель де вилль"), а также жилые дома богатых горожан. Но в застройке городов на протяжении многих веков продолжали преобладать деревянные и фахверковые постройки. В фахверковых деревянным делался каркас, заполнение же производилось из обожженного кирпича или же из мелких каменных блоков. Из камня сооружались дома лишь богатых горожан. Как правило, жилая застройка в городе была чрезвычайно стеснена территориально, отсюда - узкие по фронту дома и рост их по вертикали. Завершались дома, вследствие наличия двускатной крыши, чаще всего высокими щипцами-фронтонами. Часть чердачного пространства также использовалась для тех или иных помещений, но остальной объем чердаков был занят стропильными конструкциями.

Из крупных каменных, хорошо сохранившихся жилых зданий выделяется дом банкира и купца Жака Кера и городе Бурже, построенный в середине XV века. Дом этот, несимметричный в плане, имеет замкнутый двор, ограниченный служебными строениями. Разработка фасада также асимметрична и включает детали, сходные с встречаемыми в архитектуре готических соборов. Башнеобразные постройки, высокие крыши, стрельчатые арки въездных ворот и большого окна в центральной части фасада, скульптура, орнаментация - все это является характерными элементами готического зодчества.

Известностью пользуется Дворец юстиции в Руане, построенный на рубеже XV и XVI веков в стиле пламенеющей готики. Обильно примененные архитектурно-декоративные средства и скульптура характерны для поздней, завершающей стадии развития стиля. Отдельные детали обработки стен. изысканная ажурная декорация переплетов окон, пинакли, много-лопастные арочки и скульптура - все это сходно с приемами и мотивами, использовавшимися в архитектуре храмовых сооружений. Примеры подобной обработки фасадов дают также замковые сооружения, в частности замок Жосселэн в Верхней Бретани .

Уникальные памятники гражданской, светской готической архитектуры были созданы в сопредельных с Францией Нидерландах. Грандиозные размеры имеет здание цеха суконщиков в Ипре с центрально расположенной башней, высота которой достигает 70 метров. Прием постановки в центре горизонтально протяженного основного объема большой башни наблюдается и в других сооружениях. Подобного рода башни, как и башни соборов, как бы утверждали значительность данной корпорации или города в целом.

Готическая архитектура Германии создала также значительные соборы. Но вследствие политической раздробленности страны процесс складывания готического стиля здесь запаздывает и в целом готика в Германии не дает столь четкой картины, как во Франции. Основные готические соборы Германии начинают строиться в XIII столетии.

Немецкая готика обладает рядом своих специфических признаков. Планы соборов проще французских. Обход хора и алтаря по кругу в большинстве случаев отсутствует, так же как и цепочка апсидиол. Внутреннее пространство (нефы) еще выше, аркбутаны почти не используются, вместо двух башен на главном фасаде часто применяется только одна, которая завершается высоким остроконечным шпилем. Башня эта как бы начинается у основания собора. Вместо "розы" в центре фасада вводится большое стрельчатое окно. На разных этапах развития немецкой готики на нее оказывала несомненное влияние архитектура Франции.

Крупнейшим готическим сооружением Германии является Кельнский собор. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, пирамидальными, ажурно проработанными шпилями. В пятичастном горизонтальном членении фасада четко выражена пятинефная система плана. План этот несомненно разработан под прямым воздействием французского собора в Амьене. Кельнский собор был начат в 1248 году, но окончательно завершен только в XIX веке, когда было достроено завершение башен. Примером однобашенных соборов может служить собор Фрейбурга. построенный в XIII-XIV веках.

В северных частях Германии в качестве основного материала, из-за недостатка камня, применялся кирпич. "Кирпичная готика" дала ряд интересных композиционных решений, особенно в части декоративной орнаментальной разработки фасадов, в которую вводилась и глазурованная плитка.

В ряде немецких соборов содержатся замечательные памятники монументальной пластики. Среди лучших и наиболее известных - скульптуры XIII века в соборе Бамберга (уникальные изображения Адама и Евы. фигура всадника) и Наумбурга (портретные изображения членов княжеской семьи). Эти скульптуры, органически входящие в композицию храмовых сооружений, поражают реализмом, жизненностью образов

Значительный вклад в готическую культовую архитектуру внесла Австрия. Центральный средневековый памятник Вены - собор св. Стефана принадлежит к числу крупнейших готических храмов Западной Европы XIII-XV веков. Собор построен по "зальной системе", все его нефы равны по высоте, главный фасад включает одну башню огромных размеров.

К XIV веку относится подъем строительной деятельности в Чехии. Именно в это время в Праге был сооружен огромный собор св. Вита - центральный храм всей Чехии, начатый строительством в 1344 году (архитекторы - француз Матье из Арраса и его преемники Петер Парлерж и его сыновья).

Готическая архитектура в Англии охватывает период XII-XV веков. Целиком построенных в готических формах соборов здесь относительно немного, так как до этого в стране были сооружены очень крупные романские храмы, которые были достаточны для сравнительно немногочисленного населения городов. Ряд романских церквей был перестроен в соответствии с требованиями нового стиля. Главные признаки соборных сооружений Англии - очень большая протяженность по основной продольной оси, наличие на средокрестье большой, высокой, квадратной в плане башни, размещение основного трансепта обычно посередине общей длины собора и оформление главного фасада двумя большими призматическими башнями, которые иногда дополняются (а порой и заменяются) двумя угловыми декоративными башенками. Алтарная апсида имеет обычно прямоугольные очертания. В целом соборы Англии отличаются сильной горизонтальной вытянутостью и не только по основной оси, но и в части главного фасада.

Один из самых крупных английских соборов - Линкольнский (XI-XIII вв.), в отличие от других, имеющий два трансепта. Редко расставленные пучковые опоры, поддерживающие арки первого яруса, создают ощущение просторного внутреннего пространства. Над ними - очень красивая ажурная галерея трифория, названная "Ангельским хором". Еще выше начинается свод главного нефа с типичным для Англии учащенным ритмом нервюр.

Характерен также собор Эксетера с его специфически английскими сводами, представляющими собой дальнейшее развитие системы сводов Линкольна.

К XIV веку относится перестройка романского собора Глостера, в котором на месте старого темного хора был создан новый - просторный и светлый. Образовалось свободное пространство, перекрытое сводами. гурты которых образуют своеобразный орнаментальный узор. Хор завершается грандиозным окном со сплошной светоносной поверхностью витражей. Это окно, по существу, полностью заменяет наружную стену сооружения. Один из наиболее сложных по своей структуре типов сводов наблюдается в клуатре того же Глостерского собора, где перекрытие превращается в хитроумное, но в декоративном плане чрезвычайно красивое сплетение гуртов и их ответвлений - тьерсеронов, лиерн. Такие своды поздней английской готики получили название веерных. Гурты в них расходятся наподобие веера от основной опорной точки.

Общая тенденция английской готики к сплетению конструктивных элементов, особенно в перекрытиях, в сложнейший орнаментальный но характеру узор достигает апогея в поздний период - в конце XV и начале XVI века. Это наблюдается, в частности, в таком замечательном сооружении, как капелла Королевского колледжа в Кембридже (1472- 1530) с ее веерными сводами, перекрывающими широкий неф, ограниченный по сторонам огромными витражными оконными проемами. Перекрытие это напоминает примененное в клуатре собора в Глостере, но оно легче и крупнее по пролету.

Типичным примером тонко и декоративно разработанного свода может служить также перекрытие известной капеллы Генриха VII в Лондоне.

Общая тенденция к усложнению структуры сводчатых перекрытий, а также частично и стен, в Англии в значительной мере связана, вернее, воспитана распространением здесь фахверка.

Фахверк в готический период продолжал в Англии применяться для строительства усадебных построек, а также частных городских домов. Каркасное сплетение дубовых высокопрочных брусьев распространялось и на очень большие окна квадратной, иногда даже горизонтально протяженной формы, а также на эркеры - сплошь остекленные балконообразные закрытые выступы на поверхности стен. Больших размеров окна и эркеры давали возможность лучше освещать внутренние помещения в условиях Англии с ее пасмурным климатом. В каркасную структуру часто вплетались элементы геометрического орнамента. Примером фахверкового жилого здания XVI века может служить дом Окуэллс в Беркшире, имеющий дубовый каркас, составной частью которого являются частые оконные переплеты с орнаментальными рисунчатыми построениями.

Особый характер стиля носит итальянская готика. В этой стране, как уже отмечалось, всегда были сильны традиции кирпичной архитектуры и, наоборот, сравнительно слабо применялись каменные конструкции. Все это повлекло за собой в церковных сооружениях сохранение значения ограничивающих стен и применение сравнительно небольших окон, а это в свою очередь привело к использованию в интерьерах вместо оконных витражей больших поверхностей фресковых росписей. Готика в основном проявилась в церковной архитектуре Италии в очень больших пролетах нефов при тонких разделяющих их столбах. В результате интерьеры готических церквей Италии производят впечатление единого обширного "зального" пространства. Характерны трехнефная церковь Санта Мариа Новелла (1245-1278) во Флоренции с легкими и высокими аркадами продольной части сооружения и собор в Орвието (1290-1330), перекрытый в центральном нефе открытыми стропилами. Последний отличается чеканностью своих линий и структурной ясностью, выверенностью форм главного фасада.

Можно было бы привести огромное количество выдающихся сооружений, впечатляющих простотой и даже суровостью внутреннего облика: это церкви - Еремитани в Падуе, Сан-Джованни-э-Паоло в Венеции, собор Виченцы, церковь Анастасии в Вероне и другие. Огромные поверхности стен, лишь частично дополненных фресками, само обширное, уходящее ввысь и простирающееся почти бесконечно в сторону алтаря пространство, расчлененное ритмом редко расставленных колонн, простые деревянные перекрытия, царящий в сооружениях полумрак - все это производит, как правило, незабываемое впечатление.

Храмы Италии готического времени нередко отделывались в части своих фасадов полихромными мраморами - чередованием белых, зеленовато-серых и иногда розоватых блоков. Блоками зеленовато-серого и белого мрамора облицованы и крупнейшие сооружения Флоренции - собор Санта Мариа дель Фиоре, Баптистерий и другие. В соборе Сиены, как и в некоторых других итальянских церквах, сочетание темного и белого мрамора было использовано и в интерьере. Все это связывает готические сооружения Италии с итальянскими же памятниками проторенессанса.

Готическая архитектура Италии создала много выдающихся памятников типа городских дворцов и общественных зданий. Они разнообразны по пропорциям, деталям, но в основном характеризуются большими. крупными, нерасчлеиениыми объемами и наличием признаков, связанных с оборонительными функциями. Очень типично палаццо Веккио - здание городского самоуправления во Флоренции - огромное кубичное сооружение, возвышающееся в самом центре города (архитектор Арнольфо ди Камбио, 1298-1314). Основной каменный объем, расчлененный тонкими горизонтальными тягами на три этажа, завершается большой выносной галереей, поддержанной кронштейнами машикулей и обработанной поверху зубцами. Над зданием высится стройная башня типа кампаниллы, верхняя часть которой также увенчивается галерейкой с машикулями. Небольшие парные, типичные для романской и готической архитектуры стрельчатые окна не нарушают единой гладкой поверхности фасада. В пределах здания небольшой тесный двор, обязательный в итальянских общественных и жилых зданиях. Черты и детали, характерные для палаццо Веккио, типичны и для других общественных, муниципальных зданий готической Италии.

Одним из значительных гражданских сооружений периода готики является знаменитое палаццо Дукале (дворец Дожей) в Венеции (начат в 1309 г.).

Другое типичнейшее произведение венецианской готики - палаццо Ка д"0ро ("Золотой дом") (XV в.) на Большом канале, стиль которого созвучен отмеченному в палаццо Дукале. Главное в решении его фасада - смелое, поистине изумительное сплетение ажурных готических арок на всех трех этажах.

В Венеции черты готики можно отметить и в ряде других сооружений светского характера, например палаццо Ка"Фоскари, палаццо Контарини. "

Готика распространилась на все европейские страны. Памятники готики сохранились и в пределах стран Балтии- культовые, общественные и жилые здания. В Прибалтике, как и в северных странах Западной Европы - Голландии, Дании, Северной Германии, распространена была кирпичная архитектура. Значительные памятники кирпичной готики находятся в столице Латвии Риге - в том числе церковь св. Якова (начата в первой половине XIII в., восстановлена в XV в.) и Домский собор (XIII-XVI вв.). В Эстонии имеется несколько интереснейших готических культовых сооружений: церковь св. Олая (XIII-XV вв.) - трехнефная базилика, каменная, оштукатуренная снаружи и внутри, очень лаконичная по формам, с самой высокой в Прибалтике башней, завершенной шпилем на оси храма, на его западной стороне (высота 123,7 м).

В балтийских странах много крупных средневековых оборонительных сооружений, в том числе обширный замок в Вышгороде в Таллинне (XIV в.) с разнообразными по пропорциям и размерам башням - "Длинным Германом" и другими. Выложенные из камня, эти башни и соединяющие их стены, так же как и укрепления Нижнего города, производят сильное впечатление и вполне сопоставимы со средневековыми укреплениями Нюрнберга, Каркассона и других западноевропейских городов, сохранивших в той или иной мере свои укрепления.

В Таллинне хорошо сохранились также средневековые жилые дома с высокими щипцовыми фронтонами, расположенные на узких и кривых улочках; они образуют целые кварталы, которые даже в современном их состоянии создают ясное представление об облике средневекового города.


Правильный выбор коврового покрытия - задача с тремя условиямиРынок ковров предлагает сегодня такой широкий ассортимент этих изделий, что...
Технологическое проектирование ресторанаТехнологическое проектирование кафе,ресторана необходимо для разработки оптимальных технологических решений...
Кому мешали торговые павильоны столицы?Огромное количество столичных предпринимателей, занятых уличной продажей цветов, одежды и...
Виды сварочных электродов для стройкиКачество сварочного шва, скорость и комфортность сварочных работ в большей...
Как обшить дом деревянной вагонкой?Вагонка уже долгие годы является весьма популярным материалом на строительных...