архитектура и строительство

Интерьер и предметы внутреннего убранства

Увеличение размеров зданий и усложнение их функций в готическое время непосредственно сказывается на их интерьерах. В замках, например, помимо донжона появляются значительные пристройки - жилые корпуса, капеллы и другие. То же самое наблюдается и в городских постройках.

Активную роль в готическом интерьере играют перекрытия - гуртовые своды или в других случаях - массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и второстепенными балками.

Окна в готических общественных и жилых зданиях становятся больше, они приобретают, так же как и в церквах, витражный характер. Оконные переплеты и цветное остекление придавали внутренним помещениям совершенно особый характер. Размеры самих стекол также увеличиваются. Помимо соединения свинцовыми полосками, они непосредственно связываются с каменными оконными переплетами. Цветная прозрачная мозаика явно вытесняется живописью на стеклах.

Каменные плитные полы чаще всего настилались в шахматную доску, но иногда получали и другой сложно-сплетенный рисунок.

Важным элементом убранства интерьера общественных и жилых зданий являлся камин, завершавшийся обычно пирамидальным колпаком, достигавшим иногда уровня перекрытия. Отверстие его обрамлялось профилированными тягами. В верхней части камина и по его сторонам, в углах, делали полки, на которых ставилась посуда и другие предметы.

В готический период умножаются типы мебели, но главная роль по-прежнему принадлежала сундукам-кофрам, расставляемым вдоль стен; имея деревянные прямые спинки, последние играли роль скамей-диванов. Распространены были, помимо стульев, кресла - большие и жесткие, с прямыми высокими спинками, напоминающими скорее епископские троны, чем обычные сиденья. Видное место в богатых домах занимали в спальнях широкие кровати, размещавшиеся на возвышении, имевшие по углам четыре профилированные колонки, поддерживавшие плоский балдахин, окаймленный тканью с фестонами или оборкой. Иногда балдахин приобретал более сложную форму типа конического очертания шатра.

Появляются большие и тяжелые шкафы, буфеты для посуды, "этажерки" с полками и ширмы - особенно в спальнях.

Столы продолжают сохранять свои прежние романские формы. Наряду с небольшими применялись и столы значительной протяженности, использовавшиеся для трапез и пиров.

Для готической мебели характерно многообразное применение резьбы, тонкой, большей частью рельефной, иногда прорезной, с использованием мотивов, типичных для архитектуры этого времени - стрельчатых арочек, образующих аркады, сплетающихся между собой или наложенных друг на друга. Усложняясь в рисунке, эта резьба переходит в своеобразную фактуру, покрывавшую всю поверхность шкафа, сундука или спинки кресла.

В убранстве интерьеров особое значение приобретают ткани. Декоративное решение некоторых интерьеров, судя по иконографическим материалам, было основано больше на драпировках, чем на мебели. Стены жилых помещений в отдельных случаях целиком обтягивались цветной материей, например, темно-зеленым или малиновым бархатом, а также сукном.

С середины XIV века начинают вырабатываться тканые ковры - шпалеры с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. На этих коврах, развешиваемых по стенам, так же как и на фресковых росписях (последние встречаются в светских зданиях относительно редко), изображались сцены исторического и легендарного характера - охоты, аллегории, гербы.

Ткани отепляли комнаты и смягчали "жесткость" их каменной архитектуры. Материи употреблялись также в виде скатертей на столах, для покрытия кроватей, многочисленных сундуков и сидений. Как и в романском интерьере, ткани употреблялись как местного производства, так и привозные, в том числе восточные. Получают распространение мягкие подушки, набрасываемые на кофры или укладываемые на кресла.

Определенную роль в готическом интерьере играла посуда - кувшины. подносы, блюда, кружки и т. д. Они выставлялись на столах, полках. Сосуды бывали металлические - медные, керамические, из цветного стекла. В формах сосудов также находили применение мотивы готической архитектуры - сплетение граней, плоскостей, линий. Характерны удлиненные горлышки кувшинов, тонкие изгибающиеся, извивающиеся ручки и т. п.

Исследователи, историки архитектуры и культуры испытывают в отношении готических интерьеров почти столь же большие сложности, как и в случаях "поисков" интерьеров романского периода. Подавляющее число подлинных отделок было утрачено или вследствие ликвидации, слома сооружений, или их основательной перестройки в позднейшие эпохи. Собственно же бытовое убранство, предметы культуры и искусства также, как правило, были уничтожены или перемещены. Следует учесть, что мебель и комнатное убранство в средневековое время применялись в очень ограниченном количестве. Поэтому в поисках интересных и характерных интерьеров приходится ограничиваться подбором "кусков" относительно близких к интересующему нас времени. В качестве примеров приводим изображение части Кавалерского зала в прославленном красотой и необычностью композиции средневековом монастыре Мон-Сен-Мишель на океанском побережье Западной Франции и фрагмент Зала гвардии в замке Нант на Луаре, также во Франции. В этих помещениях, непохожих друг на друга ни размерами, ни планами, ни деталями, присутствуют вместе с тем общие начала, и главным из них является обнаженная каменная конструкция и система опор в виде колонок с опирающимися на них сводами, травеи которых очерчены нервюрами.

Положение тех, кто изучает готические интерьеры, облегчается наличием иконографических материалов в виде миниатюр и картин мастеров XIII-XV веков, на которых можно различить характерные черты архитектурного и бытового порядка. На миниатюре работы Яна ван Эйка "Рождение св. Иоанна" наблюдаем типичное для готических зданий витражного типа окно с частым остеклением на металлическом переплете, мебель: кровать под балдахином, открытый простейшей конструкции сундук, скамью, покрытую тканью, у задней стенки, с подушками на ней. полку с посудой над дверью и столик с сильно развитым подстольем, украшенным резьбой.

На другой миниатюре на ту же тему из цикла "История св. Елены" , помимо тех же предметов, видим камин, составлявший важнейший элемент тех или иных помещений, кресло, посуду. Характерна готическая "вязь", из переплетающихся арочек - резной орнамент на высокой спинке кровати.

Много важных и существенных деталей можно обнаружить на миниатюре XV века, изображающей "Свадебный пир" : и структуру помещения с балконом для оркестрантов, и столы, за которыми сидят участники торжества, и высокий дрессуар с расставленной посудой, и многое другое. Следует обратить внимание на настил пола. включающий орнаментальные построения, и рисунок скатертей, и, разумеется, на костюмы присутствующих особ.

Готический орнамент был многообразен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки. сферических треугольников и четырехугольников, чрезвычайно широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментики той эпохи - листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получаст мотив трилистника и двулистника. Позднее используются.формы колючих растений - терновника, чертополоха, папоротника и других. Из них составлялись фризы, они же употреблялись и для прорисовки архитектурных наверший - флеронов. В более позднее время при изображении растений мастера доходили до натуралистического их воспроизведения, отдавая предпочтение засушенным и искусственно сломанным формам. В орнаментацию нередко вплетаются изображения животных и людей. Будучи выполнены в камне, в архитектурных сооружениях орнаментальные формы приобретают исключительную тонкость, доходящую до предела в поздней готике.

Те же орнаментальные формы и мотивы использовались также и при изготовлении тканей и в вышивках.

Поскольку архитектурные и орнаментальные мотивы вводились в предметы прикладного искусства, для их изучения можно пользоваться изделиями мебели, реликвариями и другими вещами. В этом отношении большой материал дает, в частности, уникальная дарохранительница - рака св. Урсулы с росписью работы Г. Мемлинга. относящаяся к концу XV века.

Готическая архитектура как высший этап западноевропейской архитектуры раннего средневековья сложилась в логичную, хорошо конструктивно обоснованную систему, обязанную своим успешным развитием высокому уровню ремесленной техники. Совершенство ремесленного мастерства и позволило создавать такие грандиозные сооружения, как городские соборы, ратуши и другие здания. Эта техника и это мастерство в значительной степени облегчили в последующий период становление архитектуры и художественной культуры Ренессанса.


Обустройство супружеской спальниУ супружеской пары обязательно должно быть уединенное место в доме,...
Изготовление лестниц в Москве. Готовые лестницы и на заказ.Монтаж абсолютно любой подъемной конструкции начинается с опор. Их прочность...
Выбор детской тахтыВыбираем тахту Пинскдрев для детской комнаты с умом ...
Перепланировка. Решение первостепенных вопросовНаверняка у каждого хозяина квартиры рано или поздно закрадывались мысли...
Уплотнители для металлопластиковых дверейУплотнители для дверей обеспечивают надежную герметизацию двери. Шнур может быть...