Архитектура Возрождения означала новую стадию в развитии мировой архитектуры. Изменилась тематика в сторону увеличения масштабов
гражданского, светского строительства. Иной характер приобретают культовые сооружения. Стремление зодчих XV-XVI веков вывести архитектуру на путь следования
античным приемам и формам ограничилось воспроизведением в общем характере ордерных средств и связанных с ними декоративных элементов.
Преодолев в раннее время воздействие готического наследия, архитектура в зрелом периоде добивалась точного, академически верного построения пропорций и деталей в смысле наибольшего соответствия их античным образцам. Если в раннем периоде играло огромную роль декоративно-орнаментальное убранство, то в последующее время оно в значительной мере сокращается в масштабах. Архитектура Возрождения не была одинаковой во всех районах
Италии. Северная Италия и Венеция всегда отличались повышенной декоративностью оформления.
Каждая из европейских стран, подобно Италии, имела национальные черты архитектуры.
Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был
отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была
система сооружений с кирпичными стенами и сводами (
коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось и
дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш) Кирпичные конструкции покрывались облицовкой - штукатурной или ка менной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Средства орнаментально-декоративного порядка были в значительной мере общими для всех стран. Новая система впервые проявилась в Италии, где традиции кирпичной техники не угасали, особенно в северной части страны, а затем уже позже распространилась по всей Европе.
В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается
творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великж имена
Брунеллески,
Альберти,
Браманте,
Микеланджело,
Делорма,
Джонса,
Эрреры.
Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия.
К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести:
аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на
капители или же иногда на "вырезки"
антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях);
филенки в рамках, заполненные симметричным
акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру;
лопатки или
пилястры, с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив
руста - рваного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен; большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего
карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.; в период зрелого Возрождения - мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения, и проч.
Появление нового стиля впервые именно в
Италии объясняется тем, что в XIV-XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые, пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию
мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии
быстро растут города - промышленные, такие, как
Флоренция, портовые -
Генуя,
Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.
Развитие архитектуры Возрождения в
Италии может быть разделено на
три этапа:
ранний период - XV век,
высокий период - первые три. десятилетия XVI века и
поздний - 1530-1580 годы. Ранний период связан с провинцией
Тоскана и ее главным "городом
Флоренцией - колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в
Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии - на Севере и в
Венеции.
Ранний период носил
переходный характер: еще полностью не изжиты были черты готики, ордера воспроизводятся без строгого пропорционального построения. Большую роль играет
орнаментация.
Высокий период связан с работой крупнейших мастеров, возникают величественные замыслы, ведется строительство
Ватикана, начинается постройка
собора святого Петра. Архитектура становится более строгой и верно найденной в пропорциональном отношении. Орнамент используется мало, от архитектуры ждут монументальности, представительности, а в некоторых наиболее значительных сооружениях - величественности.
Поздний период явился дальнейшим развитием предыдущего, но в нем проявляются и новые черты - стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных форм. Возникает известная противоречивость между стремлением к официальной, академической строгости архитектуры и тягой к живописности. Последняя тенденция в дальнейшем получила полное развитие в архитектуре барокко.
Изменение социальных условий определило изменения в строитель стве тех или иных типов зданий. Те сооружения, которые строились и ранее,- жилые дома, культовые постройки и другие - во многом меняют свои планы, композицию. Кроме того, возникают и новые типы построек. Увеличивается строительство общественных сооружений. Все эти изменения проявляются уже в постройках раннего периода.
На протяжении веков в Италии выработался вполне определенный тип городского дома, прямоугольного в плане, с замкнутым, прямоугольным же, часто квадратным двором. Богатые семьи строят в центральной части города крупные дома подобной планировочной структуры - особняки дворцового типа -
палаццо. Во
Флоренции,
Венеции и в
Риме они обычно трехэтажные в многочисленных городах Северной Италии - как правило, двухэтажные. Здания эти имели кубическую форму, фасады отличались плоскостностью, они были лишены каких-либо выступов - креповок,
ризалитов. Единую поверхность фасада, облицованного в богатых домах полностью или частично камнем, завершал сильно выдвинутый вперед
карниз. Крыша при этом со стороны улицы не была видна. Кровли в южном солнечном климате Италии со сравнительно редкими дождями имели небольшой уклон, обычно в сторону двора, крылись они черепицей.
Лучшие образцы палаццо XV века сосредоточены во
Флоренции. Флорентийские палаццо, послужившие образцом для сооружений более позднего времени в Риме и в других центрах Италии, отличались особой
суровостью. Они напоминали в какой-то мере крепостные сооружения романо-готического времени. Этому способствовали их замкнутая, лаконичная форма, облицовка из грубо оббитых блоков камня (
рустовка), сравнительно небольшие окна. Окна первого этажа прикрывались решетками. Связь с обликом крепостей-фортеций не случайна. В условиях средневекового города в XIII, XIV, XV веках городская жизнь была беспокойна, происходила борьба партий, сословных групп, фамильная вражда. Владельцы некоторых домов хранили огромные богатства. Естественной мерой было превращение частного дома,
палаццо, как и общественных зданий того времени, в изолированное сооружение, способное противостоять натиску извне.
Признаки стиля Возрождения многообразны, они во многом связаны с национальными особенностями архитектуры, но среди них могут быть выделены главные, сохраняющие свое значение в архитектуре всех стран; это - симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий метрический порядок в размещении оконных проемов и архитектурных деталей - распределение их на равных расстояниях друг от друга. Все эти признаки присутствуют в
палаццо Медичи - Рикарди, построенном в середине XV века во
Флоренции архитектором
МикелоццоЧерты, характеризующие палаццо Медичи - Рикарди, определяют облик большинства других сооружений этого типа. Даже вконце XV века во Флоренции создавались дворцовые сооружения с чертами почти крепостной замкнутости и суровости. Примером может служить известное
палаццо Строцци (архитектор
Бенедетто-да-Майано), воспринимающееся в виде огромного куба, завершаемого
карнизом большого выноса.
Наряду с суровыми и в какой-то мере архаичными дворцовыми сооружениями типа палаццо Медичи и Строцци во Флоренции в середине XV века появляются здания с несколько иной системой обработки фасадов, которая строится на применении ордеров. Наиболее известным и показательным является
палаццо Ручеллаи, построенное крупнейшим архитектором того времени Л.-Б.
Альберти (1404-1472 гг.). Альберти - пример очень характерной для эпохи Возрождения всесторонне образованной личности. Он был не только зодчим-практиком, но и теоретиком архитектуры и искусства. На фасадах палаццо Ручеллаи во всех трех этажах применены
ордера в виде
пилястр, поддерживающих
антаблементы. Рваный руст исчезает, он сменяется гладким рустом. Прием разделения, "модулирования" отдельных этажей применен был в
палаццо Рикарди, но там он был выражен с помощью различной фактуры камня, Альберти осуществил эту идею посредством применения ордеров - различных в каждом из этажей. Прежде стрельчатые надоконные перемычки становятся строго полуциркульными. Правильное чередование пилястр и арок оконных проемов создает впечатление
римской ордерной аркады.Строительство
палаццо для представителей знати являлось далеко не единственной темой итальянской архитектуры XV века. Очень большое значение имело строительство общественных сооружений; первым по времени возведения было здание так называемого
Оспедале Инночеити во
Флоренции (1422), построенное основоположником архитектуры итальянского Возрождения Филиппе
Брунеллески. Это невысокое двухэтажное здание очень полно выявляет черты и признаки нового стиля. Оно свободно от пережитков готики, которые еще существовали в некоторых частных домах-палаццо.