архитектура и строительство

Архитектурно-композиционные формы и их эволюция

Архитектура Возрождения означала новую стадию в развитии мировой архитектуры. Изменилась тематика в сторону увеличения масштабов гражданского, светского строительства. Иной характер приобретают культовые сооружения. Стремление зодчих XV-XVI веков вывести архитектуру на путь следования античным приемам и формам ограничилось воспроизведением в общем характере ордерных средств и связанных с ними декоративных элементов.

Преодолев в раннее время воздействие готического наследия, архитектура в зрелом периоде добивалась точного, академически верного построения пропорций и деталей в смысле наибольшего соответствия их античным образцам. Если в раннем периоде играло огромную роль декоративно-орнаментальное убранство, то в последующее время оно в значительной мере сокращается в масштабах. Архитектура Возрождения не была одинаковой во всех районах Италии. Северная Италия и Венеция всегда отличались повышенной декоративностью оформления.

Каждая из европейских стран, подобно Италии, имела национальные черты архитектуры.

Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш) Кирпичные конструкции покрывались облицовкой - штукатурной или ка менной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Средства орнаментально-декоративного порядка были в значительной мере общими для всех стран. Новая система впервые проявилась в Италии, где традиции кирпичной техники не угасали, особенно в северной части страны, а затем уже позже распространилась по всей Европе.

В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великж имена Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры.

Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести: аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на капители или же иногда на "вырезки" антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях); филенки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру; лопатки или пилястры, с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив руста - рваного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен; большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.; в период зрелого Возрождения - мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения, и проч.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV-XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые, пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города - промышленные, такие, как Флоренция, портовые - Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии может быть разделено на три этапа: ранний период - XV век, высокий период - первые три. десятилетия XVI века и поздний - 1530-1580 годы. Ранний период связан с провинцией Тоскана и ее главным "городом Флоренцией - колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии - на Севере и в Венеции.

Ранний период носил переходный характер: еще полностью не изжиты были черты готики, ордера воспроизводятся без строгого пропорционального построения. Большую роль играет орнаментация. Высокий период связан с работой крупнейших мастеров, возникают величественные замыслы, ведется строительство Ватикана, начинается постройка собора святого Петра. Архитектура становится более строгой и верно найденной в пропорциональном отношении. Орнамент используется мало, от архитектуры ждут монументальности, представительности, а в некоторых наиболее значительных сооружениях - величественности. Поздний период явился дальнейшим развитием предыдущего, но в нем проявляются и новые черты - стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных форм. Возникает известная противоречивость между стремлением к официальной, академической строгости архитектуры и тягой к живописности. Последняя тенденция в дальнейшем получила полное развитие в архитектуре барокко.

Изменение социальных условий определило изменения в строитель стве тех или иных типов зданий. Те сооружения, которые строились и ранее,- жилые дома, культовые постройки и другие - во многом меняют свои планы, композицию. Кроме того, возникают и новые типы построек. Увеличивается строительство общественных сооружений. Все эти изменения проявляются уже в постройках раннего периода.

На протяжении веков в Италии выработался вполне определенный тип городского дома, прямоугольного в плане, с замкнутым, прямоугольным же, часто квадратным двором. Богатые семьи строят в центральной части города крупные дома подобной планировочной структуры - особняки дворцового типа - палаццо. Во Флоренции, Венеции и в Риме они обычно трехэтажные в многочисленных городах Северной Италии - как правило, двухэтажные. Здания эти имели кубическую форму, фасады отличались плоскостностью, они были лишены каких-либо выступов - креповок, ризалитов. Единую поверхность фасада, облицованного в богатых домах полностью или частично камнем, завершал сильно выдвинутый вперед карниз. Крыша при этом со стороны улицы не была видна. Кровли в южном солнечном климате Италии со сравнительно редкими дождями имели небольшой уклон, обычно в сторону двора, крылись они черепицей.

Лучшие образцы палаццо XV века сосредоточены во Флоренции. Флорентийские палаццо, послужившие образцом для сооружений более позднего времени в Риме и в других центрах Италии, отличались особой суровостью. Они напоминали в какой-то мере крепостные сооружения романо-готического времени. Этому способствовали их замкнутая, лаконичная форма, облицовка из грубо оббитых блоков камня (рустовка), сравнительно небольшие окна. Окна первого этажа прикрывались решетками. Связь с обликом крепостей-фортеций не случайна. В условиях средневекового города в XIII, XIV, XV веках городская жизнь была беспокойна, происходила борьба партий, сословных групп, фамильная вражда. Владельцы некоторых домов хранили огромные богатства. Естественной мерой было превращение частного дома, палаццо, как и общественных зданий того времени, в изолированное сооружение, способное противостоять натиску извне.

Признаки стиля Возрождения многообразны, они во многом связаны с национальными особенностями архитектуры, но среди них могут быть выделены главные, сохраняющие свое значение в архитектуре всех стран; это - симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий метрический порядок в размещении оконных проемов и архитектурных деталей - распределение их на равных расстояниях друг от друга. Все эти признаки присутствуют в палаццо Медичи - Рикарди, построенном в середине XV века во Флоренции архитектором Микелоццо

Черты, характеризующие палаццо Медичи - Рикарди, определяют облик большинства других сооружений этого типа. Даже вконце XV века во Флоренции создавались дворцовые сооружения с чертами почти крепостной замкнутости и суровости. Примером может служить известное палаццо Строцци (архитектор Бенедетто-да-Майано), воспринимающееся в виде огромного куба, завершаемого карнизом большого выноса.

Наряду с суровыми и в какой-то мере архаичными дворцовыми сооружениями типа палаццо Медичи и Строцци во Флоренции в середине XV века появляются здания с несколько иной системой обработки фасадов, которая строится на применении ордеров. Наиболее известным и показательным является палаццо Ручеллаи, построенное крупнейшим архитектором того времени Л.-Б. Альберти (1404-1472 гг.). Альберти - пример очень характерной для эпохи Возрождения всесторонне образованной личности. Он был не только зодчим-практиком, но и теоретиком архитектуры и искусства. На фасадах палаццо Ручеллаи во всех трех этажах применены ордера в виде пилястр, поддерживающих антаблементы. Рваный руст исчезает, он сменяется гладким рустом. Прием разделения, "модулирования" отдельных этажей применен был в палаццо Рикарди, но там он был выражен с помощью различной фактуры камня, Альберти осуществил эту идею посредством применения ордеров - различных в каждом из этажей. Прежде стрельчатые надоконные перемычки становятся строго полуциркульными. Правильное чередование пилястр и арок оконных проемов создает впечатление римской ордерной аркады.

Строительство палаццо для представителей знати являлось далеко не единственной темой итальянской архитектуры XV века. Очень большое значение имело строительство общественных сооружений; первым по времени возведения было здание так называемого Оспедале Инночеити во Флоренции (1422), построенное основоположником архитектуры итальянского Возрождения Филиппе Брунеллески. Это невысокое двухэтажное здание очень полно выявляет черты и признаки нового стиля. Оно свободно от пережитков готики, которые еще существовали в некоторых частных домах-палаццо.

Кому доверить проектирование загородного дома?При возникновении желания построить коттедж, каждый сталкивается с трудностями, которые...
Долговременная и посуточная аренда жилья.Для студентов, туристов и прочих людей, которые по каким-то причинам...
Стяжка пола Стяжка пола это весьма важная и достаточно серьезная работа, но,...
Купить элитную недвижимостьЗначительно возросло количество объявлений о продаже и аренде элитного жилья...
Виды обслуживания видеонаблюденияСтатья о видах обслуживания видеонаблюдения и о работах, входящих в...