архитектура и строительство

Интерьер и предметы внутреннего убранства

Внутренняя структура замков, как и жилых домов Европы романского времени, не отличалась сложностью. Основным элементом замка был донжон, в раннее время прямоугольный, позже - круглой формы. Донжоны делились по вертикали на несколько этажей-ярусов, чаще всего их было три. Эта система была наиболее удобна для защиты: в случае захвата нижних этажей гарнизон замка мог переместиться наверх и благодаря этому приобретал удобные позиции по отношению к неприятелю, находившемуся внизу. Зал и спальное помещение, отделявшееся перегородкой, располагались обычно в среднем ярусе, а самое большое зальное помещение - еще выше, в завершающейся части донжона. Нижний ярус использовался для gрислуги и кладовых. Остальные помещения были сгруппированы в пристройках, в корпусах, присоединенных к донжону.

Городские жилые дома, стесненные своими соседями, имели возможность расширять внутреннее пространство только вверх. Отсюда - многоэтажная структура и небольшое выдвижение вперед, в сторону улицы, одного этажа над другим. Внизу находились хозяйственные и торговые помещения, если они были, мастерская, выше - жилье.

В замках перекрытия были обычно сводчатыми, в жилых городских домах в первых этажах - сводчатыми, а выше - балочными.

Важным элементом интерьера был открытый очаг, завершавшийся вытяжным навесом - козырьком. В вечернее время он давал дополнительное освещение.В парадных залах и комнатах замков и богатых городских домов казенные стены иногда декорировались росписью, частично покрывались декоративными тканями, нередко восточного происхождения; применялась обшивка стен деревом. В XI-XII веках возникают небольшие витражи - остекление в виде мозаики из маленьких цветных стекол, скрепляемых свинцовыми "горбылями". Но в целом даже самые парадные помещения в романской архитектуре сохраняли простоту, лаконизм и суровость убранства. Пожалуй, единственным, ведущим средством архитектурно-пластической отделки стен был мотив аркатуры, применявшийся иногда в верхней части под потолком. Разумеется, в различных случаях этот мотив сильно преобразовывался, изменялся - и в масштабе и в рисунке, дополнялся пластическими деталями.

До нашего времени интерьеры романского периода в их первоначальном виде с бытовым убранством, к сожалению, практически не сохранились. Дошли лишь "куски" старых первоначальных построек, по которым, дополняя их своим воображением, можно представить, как выглядели помещения в самое раннее время. Одним из таких фрагментов может служить спальня в бретонском замке Ла Бельер, с его оголенными каменными стенами, поддерживающими низкие своды, глубокими амбразурами окон со ставнями и каменными полукруглыми скамьями в нишах стен, выложенными из стенных каменных блоков.

Мебели было мало - скамьи, сундуки-кофры, которые служили и сиденьями, и располагались вдоль стен, немногочисленные табуреты и стулья с высокой подчас спинкой. Сундуки использовались и как кровати. Основным художественным средством украшения мебели была резьба и часто раскраска в яркие цвета, использовались также кованые железные накладки. В это время появляются шкафы простейшего вида. Прямоугольные столы вместо ножек поддерживались нередко двумя боковыми щитами. соединенными брусьями. Встречались и столы на одной центральной ножке. Мебель романского времени была грубовата и в отделке близка к основным, очень простым формам народного мастерства.

Изделия прикладного искусства и бытового убранства романского периода, часто кажущиеся подчеркнуто тяжеловатыми, несовершенными в рисунке и в технической выработке, были тесно связаны с первоосновой народной культуры, которая наделила их ценными качествами - своеобразием декора и богатством, сочностью пластического языка.

В произведениях прикладного искусства романского времени на мебели, тканях, бытовой утвари широко применялся орнамент, сложившийся в результате воздействия византийского искусства и местных традиций. Основные элементы орнамента - геометрические мотивы, в частности плетенка, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Из архитектурных деталей очень важно выделить капитель, близкую к византийской.

С течением времени орнаментальные мотивы, наблюдаемые в архитектуре и прикладном искусстве, усложняются, в них усиливается декоративное начало и они перерастают посредством эволюции в готические формы.

Фурнитура для оконКачество и долговечность окон обеспечиваются не только прочностью профиля, качеством...
Автоцистерна АКН-10Нефтепромысловые автоцистерны - это спецтранспорт, активно используемый нефте-...
Новостройки от застройщика - разумное вложение денежных средств!Сейчас недвижимость представляет собой один из самых перспективных способов вложения...
Как выбирать хорошие металлические двериВо все времена человек стремился к тому, чтобы чувствовать себя...
Поиск офиса для собственного бизнесаПрактически у каждого активного человека рано или поздно наступает момент,...