Все греческие сады имели одну общую черту: деревья, отличавшиеся крайним
разнообразием сортов, были расположены
в систематическом порядке, и в различных местах образовывали правильные рощицы, состоявшие из пальм, платанов, оливковых, скипидарных и других деревьев. Аллеи и дорожки были прямолинейными, и во многих местах украшались
статуями, фонтанами, бассейнами, памятниками, вазами, колоннами, башнями (
бельведерами),
мраморными храминами (жилищем богов, которым подчиняется природа). Чуть ли не центральным местом служили песочные арены для гимнастических упражнений, после которых атлеты отдыхали в уютных, тенистых беседках. Во всем этом уже высказывается народ, бесспорно занимающий в искусстве высшее место; но главная артистическая черта не в том: древние греки, постоянно приноравливающие размеры и формы своих главных сооружений к рамке окружающего пейзажа и к природному рельефу ближайшей растительности, выбирали для садов самые изящные ландшафты, самые эффектные виды, и всегда руководствовались тем, чтобы в результате получалась
целостная, гармоническая картина.
Зато вилл, как впоследствии у римлян, у них не было, и именно по двум причинам. Во-первых, благодаря республиканскому правлению, при котором каждый свободный гражданин имел голос и, при таланте, удаче, влиянии и богатстве мог достигнуть наивысших санов,
вся политическая жизнь древних греков сосредотачивалась в городах, куда и стекались все состоятельные граждане. Следовательно, на даче или в деревне и жить не приходилось тем, кто мог бы там заняться устройством красивых садов. Во-вторых, греки
очень дорожили землей, особенно плодоносной - земли у них вообще было мало, а улучшить до какой угодно степени скудную почву они еще не умели. Поэтому, при чисто утилитарном значении греческих поместий, имевших смысл ферм, художественным садам там места не было.