архитектура и строительство

Храм в Карнаке

храмовый комплекс в КарнакеСамое крупное храмовое сооружение Древнего Египта было построено в северной части города Фивы на восточном берегу Нила. Начиная с XIX династии этот комплекс в Карнаке считался национальной святыней. Фараоны строили здесь в течение двух тысяч лет. Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храм должен был прославлять бога Амона и могущество Египта. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм Амона. Кроме большого храма здесь было много меньших по размерам храмов и молелен. Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо. У южной стены храма Амона-Ра находилось искусственное озеро прямоугольной формы. Оно существует и по сей день. Это озеро играло важную роль. в проведении религиозных обрядов. На южном его берегу были построены складские помещения.

Неподалеку от храма Амона находился участок святилища бога Монту (главный бог Фив в Древнем царстве). На этой территории стоял небольшой храм Монту и находилось маленькое священное озеро. На юге располагался район святилища богини Мут. Храм богини был построен на берегу священного озера, имеющего форму подковы. С храмом Амона его соединяла дорога со сфинксами. Оба этих храма построил Аменхотеп III. Святилище Мут было украшено сотнями тронных скульптур богини Сехмет, выполненных из диорита и гранита. Естественно, территории храмов Монту и Мут были обнесены стеной.

Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом. Иногда его называли "южным гаремом" Амона. На празднике "опет", который в годы XX династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.

Первый храм Амона был, вероятно, построен в годы "первого переходного периода", об этом рассказывают и дошедшие до нас документы и записи. О постройках времен XII династии мы знаем несколько больше, от времен фараона Сенусерта I до нас дошли несколько стен фундамента и камни одной из молелен.

План храмового комплекса в КарнакеВремя расцвета священного комплекса бога Амона началось во времена Нового царства, с приходом к власти XVIII династии. Фивы вновь становятся столицей империи. Фараон Тутмос I начал расширение храма Амона, построенного еще в Среднем царстве. Он возвел стену вокруг старого святилища, во дворе храма построил два пилона, которые стали входом в храм. Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возвела в восточной части двора зал из розового кварцита - зал для священной ладьи. Он был окружен маленькими вспомогательными помещениями. Все сооружение стояло на фундаменте из черного гранита, стены изнутри были покрыти позолотой. На территории храма царица поставила четыре обелиска. Два из них находятся между пилонами, которые поставил ее отец (по сегодняшему учету они проходят под номерами IV и V). Хатшепсут построила и так называемый пилон VIII. Если идти к храму Амона по дороге из храма Мут, то этот пилон служит входными воротами.

Фараон Тутмос III строил в Карнаке больше всех cвоих предшественников. В храме Амона он начал : того, что снес построенный царицей Хатшепсут зал для божественной ладьи и построил на его месте из розового гранита другой, с маленьким пилоном VI) на входе, Между входом и залом для ладьи даходился маленький зал-вестибюль, его образовали две гранитные опоры. Эти монолиты символизировали Нижний и Верхний Египет и потому были декорированы изображениями лотоса и папируса, эмблемами Нижнего и Верхнего Египта. Они стоят и по сегодняшний день. Самое крупное сооружение, построенное фараоном,- архитектурный комплекс в восточной части храмового ансамбля. Он состоит из большого зала для праздников и множества вспомогательных помещений вокруг него. Зал разделен на пять проходов-нефов, он расположен перпендикулярно по отношению к оси планировки храма. Это первый в истории пример планировки соборного типа: кровля главного нефа опирается на повышенные опоры и потому возвышается над потолком других нефов - кораблей. В главном нефе размещены окна, через которые внутрь попадает свет. Высокий потолок был выкрашен в синий цвет, украшен золотыми звездами. Другие, более узкие нефы были отделены друг от друга четырехугольными столбами, покрытыми барельефами. Окружающие зал помещения и молельни тоже были украшены удивительно тонкими настенными рельефами.

Одно из помещений получило сейчас название "Ботанический сад", стены здесь расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Здесь же обнаружены барельефы, на которых изображен фараон во время приношения жертвы своим предшественникам. 60 картушей с именами фараонов смогли прочитать археологи на этих барельефах. Это неоценимая помощь ученым и историкам, так как надписи помогли уточнить хронологию истории Древнего Египта. Рядом с восточной стороной храма Амона и залом для праздников, между двумя обелисками Хатшепсут, фараон Тутмос III построил еще один маленький храм. Кроме этого, фараон поставил еще один новый пилон (VII) между пилоном (VIII) Хатшепсут и большим храмом. Полученный таким образом двор он украсил статуями.

Входные пилоныАменхотеп III в Карнаке строил относительно мало. Он построил огромный новый пилон (III) на запад от пилона IV. Для этого строительства он использовал строительный материал, оставшийся после сноса молелен его предшественников. Здесь археологи обнаружили остатки маленьких храмов Сенусерта I и Аменхотепа I, кварцитового зала священной ладьи Хатшепсут и др. Двойной ряд колонн в форме связок папируса, похожих на луксорские, вероятно, тоже построил Аменхотеп III, желая подчеркнуть взаимосвязь двух храмов.

Хоремхеб, последний фараон XVIII династии, построил в западной части этой двойной колоннады, ведущей к пилону Аменхотепа III, еще один новый пилон (II). К числу его деяний принадлежат также пилоны IX и Х и дорога со сфинксами к храму богини Мут.

Колонны Карнакского храмаФараоны Сети I и Рамсес II воздвигли между пилонами II и III великолепный колонный зал, который считают одним из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры. По оси зала высится двойная колонная галерея Аменхотепа III. Высота колонн 23 м. Потолок, поддержанный колоннами, возвышается над соседними пролетами на 10 м. Отсюда свет попадал внутрь здания через окна с каменными решетками. На капители колонн в форме раскрывшихся цветков папируса струился мощный поток солнечного света, остальные колонны зала находились в полумраке, их капители имели форму Сфинксы с бараньими головаминераскрывшихся бутонов. Зал имел размеры 102 X 53 м, на этой огромной площади стоят 134 колонны. Они, как и стены зала, были покрыты цветными барельефами. Стены зала были решены такими же барельефами и снаружи. Перед пилоном II, который когда-то был главным фасадом храма, Рамсес II поставил два своих колоссальных каменных изображения. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы с бараньими головами.

Статуи фараоновФараон Рамсес II построил маленький храм перед пилоном II, который был в то время главным фасадом храма. Этот храм, расположенный с севера на ог, стоит несколько к югу от главной оси планировки храма Амона. Служил этот храм для остановки торжественного шествия. Его планировка традиционная: зa фасадом пилона находится двор с колоннами, два колонных зала и святилище. Перед массивными столбами, которые ограничивали дворик с востока и запада, стояли статуи фараона в праздничном убранстве.

Современный облик большой храм Амона приобрел в позднюю эпоху, фараон Тахарка, нубиец по происхождению, поставил по примеру храма в Луксоре перед пилоном главного входа двойной ряд колонн. Мы точно не знаем, когда началось строительство пилона I, но нам известно, что закончилось оно уже при Птолемеях, когда перед пилоном II образовался огромный двор. Конечная композиция храма Амона повторила традиционную планировку египетских храмовых построек. Во времена Птолемеев на месте старого зала с ладьей была построена гранитная молельня.

На территории комплекса большого храма Амона в Карнаке находилось много других маленьких храмов и молелен. На месте молельни Среднего царства в годы правления Тутмоса III рядом с северной стеной был построен маленький храм бога Пта. В период правления Птолемеев перед этим небольшим святилищем были возведены пилон и великолепные входные ворота. В самом храме находилось три святилища, до наших дней дошли две статуи богов, в среднем святилище находится статуя бога Пта, в правом святилище стоит статуя богини Сехмет. Свет падает прямо на эти статуи через маленькие окна в потолке. Это драматическое зрелище покоряет и человека нашего времени.

Храм бога Хонсу находится в юго-западной части комплекса храма Амона. Построил его Рамсес III, предположительно на месте одного из старых храмов, так как дорога из луксорского святилища ведет прямо к входу в храм Хонсу. По сторонам дороги стоят сфинксы с именем фараона Аменхотепа III. Планировка храма проста, он построен по обычным правилам. За пилоном фасада следует двор, окруженный с трех сторон двойным рядом колонн, далее следует зал с колоннами, зал с ладьей, зал-вестибюль с четырьмя опорами и жертвенным алтарем и святилище с тремя нишами.

Священная территория комплекса храма бога Амона обнесена кирпичной стеной, ворота в стене были богато украшены в период Птолемеев.
Искать в интернете: Храм в Карнаке

В чём заключаются преимущества твердотопливных котловСегодня очень популярны твердотопливные котлы. В чём же их преимущество,...
Металлоконструкции в строительствеМеталлические конструкции являют собой особые изделия, которые предназначены для возведения...
Растения Вашего домаПо древнему поверью, у каждого человека есть свое дерево. Оно...
Достоинства и недостатки светодиодных светильниковСветильники на светодиодах имеют целый ряд преимуществ, которые позволили им...
Какой источник тепла временного тепла выбрать во время строительства, сравнительный анализ.Сравнительный анализ различных типов источников временного тепла, мы подробно рассмотрим...