Мерцающий белый мрамор
Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Его силуэт хорошо знаком и для многих стал
неофициальным символом Индии. Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов
Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла" его в безутешное горе. Тадж-Махал -это непревзойденный по красоте символ преданной любви.
Шах-Джахан, "повелитель мира" (1592-1666), правил империей Великих Моголов с 1628 по 1658 год. Он был признанным
покровителем искусств, а также
строителем, и в период его царствования империя достигла политического и культурного расцвета. Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил
Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя -
Мумтаз-Махал ("избранница дворца").
Шах-Джахан прожил со своей любимой женой 19 лет, до 1631 года, вплоть до ее смерти. Она умерла при родах четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда наконец вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить
усыпальницу, какой еще не видывал мир. (Название, под которым известен мавзолей, -
Тадж-Махал - это вариант имени Мумтаз-Махал.)
В 1632 году в столице империи
Агре начались работы под руководством
архитектора Устада Исы, и в 1643-м было закончено центральное здание Тадж-Махала,
мавзолей. Но это всего лишь часть большого комплекса, включающего
сад, две мечети и внушительные ворота, которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет.Осуществить столь грандиозный замысел
за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест:
малахит везли из России,
сердолик - из Багдада,
бирюзу - из Персии и Тибета.
Мавзолей и две мечети из красного песчаника по бокам от него построены в вымощенном
мрамором парке. Парк делится на 4 равные части каналами, пересекающимися в центре, каждая из частей - в свою очередь - делится на 4 части более узкими каналами, и т.д. В целом парк напоминает прекрасную
арабеску. В узком бассейне, вдоль которого растут темно-зеленые кипарисы, как в зеркале отражается мерцающий силуэт Тадж-Махала. Архитектурный дизайн Тадж-Махала основан на арабской концепции абсолютной симметрии. Здесь каждый элемент стоит на своем месте и совершенно вписывается в главную структуру. Здесь все кратно четырем. Здание стоит на довольно высокой квадратной платформе (56х56 м), углы которой "срезаны", образуя неравносторонний октаэдр.
Большой купол (17 м в диаметре), формой напоминающий бутон цветка, поднимается на 64-метровую высоту, опираясь на четыре стены и на маленькие арочки (
тромпы). Тромпы сделаны в виде стрельчатых килеобразных пологих арок малого размера. Ширина всех четырех стен одинакова, т. е. они образуют в своем основании квадрат.
Главное здание мавзолея расположено на высокой террасе и окружено
четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками и
порталами-
айванами. Кроме того, здесь применены так называемые
сталактиты - сочленения мелких, нависающих друг над другом
консольных нишек. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на
капителях колонн. Они сделаны из
гипса или
терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.
Великолепие Тадж-Махала подчеркивается
игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе.
Если снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость
мозаичных украшений. Центральное место в интерьере занимает восьмиугольное помещение, где за
ажурной мраморной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят надгробия Шах-Джахана и его жены. Снаружи все залито ярким солнцем, а здесь на каждой поверхности играет мягкий свет, льющийся сквозь
решетчатые окна и
ажурные мраморные перегородки, то освещая, то постепенно скрывая в тени узоры драгоценной инкрустации.
При сооружении мавзолея широко использовались такие
декоративные материалы, как мрамор, фигурный кирпич, резное дерево, тесаный камень, фаянс, изразцы, мозаика из мрамора, стеклянная мозаика, папье-маше, росписи, инкрустации из ценных пород дерева и слоновой кости, стук, алебастр. Кроме того, при возведении мавзолея широко применялся поливной декор, то есть политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки. Поливной декор украшает поверхность стен.
Шах-Джахан хотел построить для себя усыпальницу из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола.Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, будто остаток жизни он провел в Красном форте в Агре. После смерти в 1666 году Шах-Джахан был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.
url: http://www.rdigest.ru/nature/travel5.htm