архитектура и строительство

Истоки

Пирамида ХеопсаКогда и как возникла архитектура? Почему люди стали строить свои разнообразные и рациональные Жилища, Храмы, посвященные богам, Пирамиды, адресованные вечности, Дворцы, исполненные величия? Каким образом люди научились делать сооружения поэтичными: суровыми и ласковыми, торжественными или лиричными, - сооружения, в которых величие человеческого духа гармонично слито с достижениями строительной техники? Ответить на эти вопросы помогает История.

ПарфенонСлавная дорога развития строительного искусства человечества - дорога Архитектуры. Начало этого пути теряется в глубине веков, и путь этот не имеет конца, так же как и история человеческой цивилизации.

Первым жилищем, которое появилось у наших далеких предков, пытавшихся укрыться от непогоды и врагов, были пещеры, созданные самой природой. Будучи наделенными от природы разумом, сообразительностью и предприимчивостью, первобытные люди начали возводить и искусственные Зимний дворецсооружения для жилища. Это произошло в тот период, когда человек научился изготовлять простейшие орудия труда. Древнейший дом, который удалось обнаружить, был построен 57 тыс. лет назад. Его остатки найдены недалеко от водопада Калембо в Африке. Это сооружение получило название "родезийский дом". Сооружение представляет собой маленькое каменное строение со стенами, дверью и крышей.

ЮртаВ зависимости от климата, местных строительных материалов и степени развития производительных сил общества человек создавал самые различные жилые постройки. Здесь и свайная деревня в лесных полосах с жарким тропическим климатом; охотничий дом-шалаш из бревен и коры в лесных зонах с умеренным климатом; хижина из дерева и кустарника в лесостепных массивах; юрта из войлока и кошмы в степях; палатка из шерсти в песчаных пустынях; глинобитные уступчатые дома на склонах предгорий и речных долин; чум (коническая палатка) из меха и шкур в зоне снежных пустынь и тундры.

Но все это еще не архитектура, это лишь продукт строительной деятельности человека, продукт, предназначенный для удовлетворения сугубо утилитарных целей.

В эпоху неолита наши предки одновременно с жилищами начали возводить сооружения из очень крупных камней: менгиры, дольмены, кромлехи. Эти сооружения получили название мегалитических (от греческих слов "мегас" - большой и "литос" -камень).

Менгир. Хакассия. Салбыкские курганыМегалитические постройки несли в себе образное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей. Менгир ("длинный камень") - вертикально поставленный камень, иногда завершавшийся изображением головы, по мнению одних ученых, является символом вертикально стоящего человека, своим отвесным положением противопоставляющего себя животным. Другие считают, что менгир мог также символизировать род и его силу, будучи одновременно местом, связанным с культом предков.

Дольмен. Краснодарский крайДольмен, состоявший обычно из двух или четырех вертикально поставленных камней, перекрытых другим камнем, ученые связывают с культом захоронения: это склеп, простейший саркофаг или гробница.

Кромлех сооружали из каменных плит или столбов, расположенных по кругу и перекрытых горизонтальными плитами. В центре круга находится вертикально стоящий камень (менгир) или очаг. Все камни и плиты здесь имеют достаточно тщательную обработку. В Англии около Стоунхенджа был найден кромлех, в котором каменные столбы образуют несколько концентрических кругов: один - из небольших менгиров, другой, центральный, - из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции - прямоугольная плита. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях.

Остатки мегалитических сооружений можно встретить сегодня также в Сибири, на Кавказе, а также в Китае и Японии. Современного человека, разумеется, не удивишь ни оригинальностью конструкции этих построек, ни тем художественным впечатлением, которое они производят. Сегодня мы, естественно, не можем утверждать, что конструкция этих сооружений отличается большим остроумием и технической целесообразностью. С точки зрения эффективного использования свойств материала камень, работающий на изгиб, и к тому же положенный плашмя, обладает значительно меньшей прочностью, поскольку лучше всего работает на сжатие.

СтоунхенджИ все же мегалитические сооружения являются величайшим достижением рода человеческого в развитии его материальной и духовной культуры, в зарождении и становлении искусства Архитектуры. И вот почему.

Во-первых, эти сооружения, и сегодня поражающие размерами и весом (до 200 тонн) своих элементов, могли явиться продуктом только коллективного труда, продуктом деятельности не одного человека, а общества.

Во-вторых, они демонстрируют удивительное строительное искусство наших предков, сумевших возвести столь внушительные сооружения примитивными средствами. Разгадка способа строительства мегалитических построек не найдена и поныне.

В-третьих, мегалитические сооружения демонстрируют применение каменной конструкции впервые в истории строительной деятельности человечества (менгир - столба, дольмен и кромлех - столба и балки).

И наконец, самое существенное: мегалитические сооружения имеют культовое назначение и возведены уже не ради удовлетворения утилитарных потребностей человека, а для удовлетворения его духовных запросов. Дольмен и кромлех - это прообразы будущих храмовых и погребальных сооружений.

Итак, каменная конструкция, возведенная обществом людей для удовлетворения духовных потребностей. Здесь наглядно видно, как строительство приобретает вид определенной общественной потребности и получает художественную (духовную) трактовку. Вот в этом единстве строительного дела и искусства возникает Архитектура, или, как ее еще называют, Зодчество.

Конечно, мегалитические постройки древних внешне еще очень далеки от тех сооружений, которые сегодня мы относим к произведениям архитектуры. Тем не менее по своей сути они являются уже "носителями архитектуры". В них уже отчетливо проявился двойственный характер архитектурных сооружений: как определенный вещественный объем они материальны, но как художественное произведение они духовны.

Итак, в образе менгира, дольмена и кромлеха архитектура начала свое триумфальное шествие через столетия и эпохи.

Как подыскать хорошую подрядную фирму для строительства дома под ключ?В статье даются полезные рекомендации относительно выбора строительной фирмы. ...
Обустройство мягкой кровлиПри строительстве загородного дома современные специалисты уделяют особое внимание обустройству...
Квартирный переезд - как обойтись малой кровьюЕжедневно в Москве сотни людей меняют свое место жительства -...
Выполнение работ по монтажу центральных кондиционеровУстановке центрального кондиционера в обязательном порядке должны предшествовать четко определенные...
Что делать с мягкой мебелью во время ремонта?Если оставить мебель дома во время ремонта, то это доставит...