архитектура и строительство

Истоки

Пирамида ХеопсаКогда и как возникла архитектура? Почему люди стали строить свои разнообразные и рациональные Жилища, Храмы, посвященные богам, Пирамиды, адресованные вечности, Дворцы, исполненные величия? Каким образом люди научились делать сооружения поэтичными: суровыми и ласковыми, торжественными или лиричными, - сооружения, в которых величие человеческого духа гармонично слито с достижениями строительной техники? Ответить на эти вопросы помогает История.

ПарфенонСлавная дорога развития строительного искусства человечества - дорога Архитектуры. Начало этого пути теряется в глубине веков, и путь этот не имеет конца, так же как и история человеческой цивилизации.

Первым жилищем, которое появилось у наших далеких предков, пытавшихся укрыться от непогоды и врагов, были пещеры, созданные самой природой. Будучи наделенными от природы разумом, сообразительностью и предприимчивостью, первобытные люди начали возводить и искусственные Зимний дворецсооружения для жилища. Это произошло в тот период, когда человек научился изготовлять простейшие орудия труда. Древнейший дом, который удалось обнаружить, был построен 57 тыс. лет назад. Его остатки найдены недалеко от водопада Калембо в Африке. Это сооружение получило название "родезийский дом". Сооружение представляет собой маленькое каменное строение со стенами, дверью и крышей.

ЮртаВ зависимости от климата, местных строительных материалов и степени развития производительных сил общества человек создавал самые различные жилые постройки. Здесь и свайная деревня в лесных полосах с жарким тропическим климатом; охотничий дом-шалаш из бревен и коры в лесных зонах с умеренным климатом; хижина из дерева и кустарника в лесостепных массивах; юрта из войлока и кошмы в степях; палатка из шерсти в песчаных пустынях; глинобитные уступчатые дома на склонах предгорий и речных долин; чум (коническая палатка) из меха и шкур в зоне снежных пустынь и тундры.

Но все это еще не архитектура, это лишь продукт строительной деятельности человека, продукт, предназначенный для удовлетворения сугубо утилитарных целей.

В эпоху неолита наши предки одновременно с жилищами начали возводить сооружения из очень крупных камней: менгиры, дольмены, кромлехи. Эти сооружения получили название мегалитических (от греческих слов "мегас" - большой и "литос" -камень).

Менгир. Хакассия. Салбыкские курганыМегалитические постройки несли в себе образное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей. Менгир ("длинный камень") - вертикально поставленный камень, иногда завершавшийся изображением головы, по мнению одних ученых, является символом вертикально стоящего человека, своим отвесным положением противопоставляющего себя животным. Другие считают, что менгир мог также символизировать род и его силу, будучи одновременно местом, связанным с культом предков.

Дольмен. Краснодарский крайДольмен, состоявший обычно из двух или четырех вертикально поставленных камней, перекрытых другим камнем, ученые связывают с культом захоронения: это склеп, простейший саркофаг или гробница.

Кромлех сооружали из каменных плит или столбов, расположенных по кругу и перекрытых горизонтальными плитами. В центре круга находится вертикально стоящий камень (менгир) или очаг. Все камни и плиты здесь имеют достаточно тщательную обработку. В Англии около Стоунхенджа был найден кромлех, в котором каменные столбы образуют несколько концентрических кругов: один - из небольших менгиров, другой, центральный, - из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции - прямоугольная плита. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях.

Остатки мегалитических сооружений можно встретить сегодня также в Сибири, на Кавказе, а также в Китае и Японии. Современного человека, разумеется, не удивишь ни оригинальностью конструкции этих построек, ни тем художественным впечатлением, которое они производят. Сегодня мы, естественно, не можем утверждать, что конструкция этих сооружений отличается большим остроумием и технической целесообразностью. С точки зрения эффективного использования свойств материала камень, работающий на изгиб, и к тому же положенный плашмя, обладает значительно меньшей прочностью, поскольку лучше всего работает на сжатие.

СтоунхенджИ все же мегалитические сооружения являются величайшим достижением рода человеческого в развитии его материальной и духовной культуры, в зарождении и становлении искусства Архитектуры. И вот почему.

Во-первых, эти сооружения, и сегодня поражающие размерами и весом (до 200 тонн) своих элементов, могли явиться продуктом только коллективного труда, продуктом деятельности не одного человека, а общества.

Во-вторых, они демонстрируют удивительное строительное искусство наших предков, сумевших возвести столь внушительные сооружения примитивными средствами. Разгадка способа строительства мегалитических построек не найдена и поныне.

В-третьих, мегалитические сооружения демонстрируют применение каменной конструкции впервые в истории строительной деятельности человечества (менгир - столба, дольмен и кромлех - столба и балки).

И наконец, самое существенное: мегалитические сооружения имеют культовое назначение и возведены уже не ради удовлетворения утилитарных потребностей человека, а для удовлетворения его духовных запросов. Дольмен и кромлех - это прообразы будущих храмовых и погребальных сооружений.

Итак, каменная конструкция, возведенная обществом людей для удовлетворения духовных потребностей. Здесь наглядно видно, как строительство приобретает вид определенной общественной потребности и получает художественную (духовную) трактовку. Вот в этом единстве строительного дела и искусства возникает Архитектура, или, как ее еще называют, Зодчество.

Конечно, мегалитические постройки древних внешне еще очень далеки от тех сооружений, которые сегодня мы относим к произведениям архитектуры. Тем не менее по своей сути они являются уже "носителями архитектуры". В них уже отчетливо проявился двойственный характер архитектурных сооружений: как определенный вещественный объем они материальны, но как художественное произведение они духовны.

Итак, в образе менгира, дольмена и кромлеха архитектура начала свое триумфальное шествие через столетия и эпохи.

Квартиры в Краснодаре. Выгодное вложение капиталаКвартиры в Краснодаре пока не столь популярны среди российских клиентов,...
Организация освещения в детской комнатеОт того, насколько правильно организовано освещение в детской комнате, зависит...
Натуральный камень в оформлении домаСделать дизайн квартиры богатым, красивым, а главное - функциональным можно....
Как установить душевую кабинуДушевая кабина является сложным современным оборудованием. Ее мало просто купить,...
Строительство деревянных домовСтроительством домов из древесины занимались еще в давние времена, это...