архитектура и строительство

Эстетика акустики

Понятие "гипрок" давно уже стало нарицательным по отношению к стеновым панелям из гипсокартона. Действительно, в компании Gyproc (недавно вошедшей в европейскую корпорацию ВРВ), львиная доля всех ресурсов занята в производстве гипсокартонных листов. Однако разработки компании в других, сопутствующих, направлениях не менее оригинальны и полезны, чем знаменитые ГКЛ. Одно из таких перспективных направлений - производство акустических потолков и стеновых панелей.

Обычно об акустических свойствах проектируемых ими помещений архитекторы задумываются крайне редко. К специалистам по акустике принято обращаться только в самых экстренных случаях - при проектировании кинотеатров или музыкальных залов. На акустический комфорт посетителей других многочисленных общественных помещений проектировщики обычно не обращают внимания. Хотя все, так или иначе, знакомы со строительной акустикой и знают, что при большем определенного значения времени реверберации, помещение становится "гулким" и находиться в нем становится неуютно. Наиболее вредна "гулкость" в лекционных аудиториях, залах собраний или школьных классах. В помещениях, где группа людей слушает одного человека, особенно важно, чтобы его речь воспринималась разборчиво.

Как известно, время реверберации - это временной отрезок между завершением звучания непосредственно источника звука и прекращением его слышимости в помещении. То есть в любом помещении звук, возникнув, несколько раз успевает отразиться от стен, пола и потолка. Если это "послезвучие", или время реверберации, слишком долгое, то человеческая речь или музыка в таком помещении будет слышна неразборчиво: каждый последующий звук будет глушиться неуспевшим затихнуть предыдущим. С другой стороны, если время реверберации будет сведено к нулю, то возникнет тоже крайне некомфортное ощущение "ватной" комнаты - человек интуитивно настроен на наличие природной реверберации и при ее полном отсутствии начинает ощущать дискомфорт.

Чтобы уменьшить время реверберации обычно используются легкие материалы с неоднородной, рельефной поверхностью. В жилых помещениях для этих целей можно комбинировать различные портьеры или ворсовые напольные покрытия. В общественных интерьерах, как правило, идут другим путем. Предпочтение отдается специальным акустическим материалам, которые лучше вписываются в деловой дизайн и более практичны по сравнению с коврами и портьерами.

Производством такого рода акустических материалов и занимается компания Gyproc. В качестве основного компонента используется все тот же гипсокартон. Для применения в общественных интерьерах наиболее интересны две линии этой продукции - Cassoprano и Gyptone. В потолочных панелях первой линии в основном используется принцип тиснения отражающей поверхности. Все панели линии Gyptone - перфорированные. Сейчас в ассортименте компании 8 различных видов перфорации: от круглых отверстий (плиты "Пойнт") до прямоугольных, по пропорциям близких к узким щелям (размер 3x106 мм или 6x95 мм). Панели обеих линий имеют традиционные для подвесных потолков размеры 60x60 см. В линии Gyptone выходят перфорированные листы "классических гипрочных" размеров 1,2x2,4 м. Такие листы, названные Gyptone Big, легко монтируются в обычный каркас для гипсокартонных перегородок, поэтому, получается использовать их как для стен, так и в качестве потолков. Панели обеих линий белого цвета и легко перекрашиваются валиком. Панели серии Gyptone с обратной стороны покрыты специальным пыленепроницаемым войлоком.

Обычно акустические плиты используются в комбинации друг с другом - так все они имеют разный коэффициент поглощения по различным частотам. Для расчета необходимого количества и расположения тех или иных плит используется специальная программа, разработанная французским филиалом корпорации ВРВ - Placo. В качестве задания на расчет вводится геометрия помещения, основное расположение источника звука, слушателей или работников. После расчета программа выдает рекомендуемое количество и расположение плит определенных серий. Причем существует возможность прослушать пример звучания человеческой речи до введения акустических панелей и после. Таким образом, можно подобрать желаемое время реверберации практически "в режиме on - line".

Учитывая большое количество вариантов перфорации и фактуры акустических потолков, архитекторы получают дополнительный спектр выразительных средств. При умелом обращении с перфорацией как с ритмическим узором появляется возможность разнообразить интерьеры своеобразными "перфорированными панно".

Автор: Александр Кранцев

Источник: Журнал "Форма"


Купить участок в Тверской областиУставшие от городской суеты люди в тот или иной момент...
Нематериальная мотивация сотрудников к работеНад решением вопроса повышения эффективности труда сотрудников задумывались многие руководители....
О преимуществах жизни за городомВсе большее количество городских жителей, нет-нет, да и задумываются о...
Цвет имеет значение: выбираем цветовую гамму для интерьераЧтобы жить в гармонии, и уютно чувствовать себя в собственной...