Госстрой России приступил к поиску новых стратегических концепции развития строительства - этой важнейшей для нашего государства отрасли. На 2002-2003 гг. намечено разработать основные направления системного подхода к решению проблем строительства и ЖКХ. Для реализации этих направлений в структуре Госстроя создано Управление государственной строительной политики.
Первоочередная задача Госстроя России в вопросах развития отечественной строительной отрасли - разработать и в первом полугодии 2003 г. представить на рассмотрение научно-технического совета Госстроя России проект концепции государственной политики в области развития строительного комплекса. Эта задача ложится именно на новое управление. Отмечу, что определенные теоретические проработки в этом вопросе начал вести ЦНИИЭУС под руководством Управления государственной строительной политики. Наша задача - совместить теоретические положения с конкретными техническими, технологическими и финансово-экономическими требованиями и возможностями экономики отрасли.
Госстрой России сохранил систему государственного регулирования и координации, в которой функционируют около 130 тыс. организаций и предприятий строительства и промышленности стройматериалов.
Доля инвестиций в основной капитал в 2002 г. в развитие производственной базы строительных организаций возросла на 0,1 %, в промышленность строительных материалов - на 0,2 %. Это означает не рост, а застой, стагнацию в отрасли. В этом году правительственные эксперты и аналитики ожидают еще более скромных показателей роста промышленного производства.
Представители как стран СНГ, так и некоторых стран дальнего зарубежья обращаются в адрес Госстроя России с предложениями возродить прежние традиции: строить крупные зарубежные объекты. Так что пространство для роста объемов у нас есть.
Радует показатель по вводу жилых домов в 2002 г. Контроль за выполнением федеральной целевой программы "Жилище" и подпрограммы "Свой дом", развитием ипотечной системы жилищного кредитования возложен на наше управление.
Решая стратегические задачи развития строительной отрасли, необходимо с максимальной эффективностью использовать системообразующие предприятия Госстроя (ГУПы и НИИ).
Темпы и сроки структурной модернизации всех отраслей экономики России в значительной степени зависят от эффективной инвестиционно-строительной политики, проводимой государством. Необходимость комплексного подхода к вопросам нормативного и правового обеспечения инвестиционно-строительной сферы диктуется неразрывностью инвестиционного процесса во времени, большим количеством участников, сложностью и межотраслевым характером их взаимоотношений.
Одна из причин непривлекательности для российского и иностранного капитала и увеличения сроков строительства - перегруженность согласования и сложность разрешительных процедур в существующей многоступенчатой практике закрепления за инвестором земельных участков, выдачи технических условий, исходных данных и оформления проектной документации для строительства зданий и сооружений на федеральном, региональном и местном уровнях. Кроме того, до настоящего времени не урегулированы вопросы оплаты разрешительных процедур на всех многочисленных этапах прохождения документации.
Для упорядочения организации инвестиционно-строительного процесса следует разработать:
- положение по формированию долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных инвестиционных программ, определяющее состав участников инвестиционного процесса (проекта), их функции, права, задачи, регламент процедуры их отбора, формирование программ (проектов) для каждого временного интервала, последовательности и структуры управленческих действий;
- рекомендации по выбору адекватной организационной структуры или положение о создании органа управления инвестиционно-строительным процессом;
- типовой договор (контракт), определяющий взаимодействие всех участников строительства, регламентирующий и создающий условия для сочетания общих и индивидуальных интересов хозяйствующих субъектов и ориентирующий их на достижение конечных результатов инвестиционно-строительного процесса.