Современное городское хозяйство немыслимо без нормального функционирования инженерных коммуникаций различного назначения: тепло- и газоснабжения, обеспечения горячей и холодной водой, электроснабжения и др. Немаловажную роль играют и системы водоотведения бытовых и промышленных стоков, поверхностных и фильтрационных вод. С течением времени все коммуникации неизбежно стареют и требуют ремонта или полной замены. Траншейные способы ремонта сопряжены с выполнением большого объема земляных работ, креплением стенок траншей, перекрытием транспортных потоков, разрушением дорожных покрытий, повреждением зеленых насаждений и т.д. В городах с плотной застройкой, как правило, траншейная технология оказывается вообще неприемлемой.
Что касается действующих водоотводящих трубопроводов, то их состояние в России, достигло критической отметки и угрожает экологической безопасности страны. Большинство водоотводящих трубопроводов эксплуатируется со степенью износа 70-80%. В целом, о их состоянии говорят следующие цифры: из 400 тыс. км трубопроводов более 100 тыс. км требуют срочной замены, причем ежегодно протяженность аварийных и отслуживших нормативный срок сетей увеличивается на 8,0 тыс. км.
Применение экологичных и более дешевых, по сравнению с открытой технологией, бестраншейных методов замены и прокладки коммуникаций является стратегическим решением проблемы. В конце 80-х годов Институт горного дела СО РАН провел цикл исследований, направленных на создание бестраншейной технологии замены подземных инженерных коммуникаций. Для реализации инновационной программы была создана научно-производственная компания "Комбест".
К 1997 году поставленная Государственной инновационной программой цель - создание бестраншейной технологии замены подземных канализационных сетей и оборудования, необходимого для ее осуществления, - была достигнута.
Технический уровень предложенной технологии и оборудования значительно выше аналогичных разработок зарубежных фирм "Tracto-Technik", (Германия), "Terra" (Швейцария), "British gas" (Англия) и "Vermeer" (США). В отличие от зарубежных аналогов, габаритные размеры отдельных узлов позволяют вести последовательный монтаж рабочего органа в существующих канализационных колодцах без проведения каких-либо земляных работ. Предусмотрена возможность замены ударного узла в процессе работы, например, на более мощную машину в случае встречи с труднопреодолимым препятствием (вставка повышенной прочности) или на менее мощную, если необходимо сохранить отрезок старого трубопровода в качестве кожуха. Зарубежные комплекты таких возможностей не имеют, и в этих случаях требуется отрывка котлованов. Кроме того, стоимость зарубежного оборудования с транспортными и таможенными расходами в несколько раз выше стоимости отечественного.
По сравнению с бестраншейными технологиями ремонта канализационных трубопроводов путем устройства внутреннего покрытия (т.н. "чулочная" технология) предложенный способ позволяет не только восстановить, но и реконструировать аварийный участок с увеличением пропускной способности.
Технология и оборудование защищены более 40 патентами и свидетельствами, в т.ч. в США, Франции, Германии, Канаде и странах ближнего зару- бежья. На право использования технологии и оборудования российскими горводоканалами заключено 12 лицензионных соглашений. В 1998 году ОАО "Одесский завод строительных машин" заключил лицензионное соглашение на право изготовления, использования и продажи комплектов оборудования на территории Украины.