В неблагоприятных дорожных условиях и там, где не нужна высокая маневренность автопоезда, используются 3- и 4-осные полуприцепы с неуправляемыми осями. В некоторых конструкциях фирмы "Etnyre trailer" задняя ось вместе с частью рамы может поворачиваться в вертикальной продольной плоскости на 180 градусов, уменьшая габаритную длину ненагруженного автопоезда и снижая износ шин.
Ряд компаний оснащает свои полуприцепы дополнительной подкатной тележкой, которая дает возможность вместо седельного использовать балластный тягач. Для снижения нагрузок на седельное устройство тягача и дорожное полотно применяются дополнительные тележки - доли. Так американская компания "Trail king" снабжает свой полуприцеп TK150MDG грузоподъемностью 75 т для перевозки тяжелой строительной техники не только передней, но и задней дополнительными трехосными тележками.
Конструктивный облик прицепного состава часто диктуют особенности конструкции перевозимой дорожно-строительной техники и состояние дорожно-транспортной сети (наличие мостов, тоннелей, путепроводов и т.д.). Взять те же асфальтоукладчики, дорожные фрезы или катки. Чтобы они могли самостоятельно забраться на прицеп или полуприцеп с ровной платформой, нужно обеспечить низкую погрузочную высоту и угол въезда не превышающий 6-8 градусов.
Для этого используются шины малой размерности, например 7,50R15 и 8,25R15, обеспечивающие расположение верхнего уровня платформы на расстоянии 750-900 мм над поверхностью дороги, а также при установке удлиненных двухсекционных трапов. Раскладывание и складывание таких трапов, оборудованных гидроприводом, происходит автоматически, с помощью специальных устройств. Для погрузки техники с различной колеей трапы могут перемещаться в поперечном направлении. Нередко по этим же соображениям их ширину значительно увеличивают либо устанавливают один трап, ширина которого равна ширине платформы. Имеются примеры, когда роль трапа выполняет задняя секция грузовой платформы полуприцепа, шарнирно связанная с основной частью.
Такая конструкция, перемещаемая гидроцилиндрами, обеспечивает погрузку самоходной техники не только находящейся на одном уровне с автопоездом, т.е. на дорожном полотне, но также с уступа высотой до полутора метров. Ну а если на грузовую платформу нужно поместить или разгрузить неисправную машину, используется гидравлическая тросовая лебедка. Правда для ее привода и гидроцилиндров перемещения трапов, так же как и для гидравлической системы поворота колес, нужен источник энергии, коим является гидронасос, устанавливаемый на тягаче, или автономный электрогидравлический агрегат, монтируемый непосредственно на прицепном составе.
В последнем случае прицеп или полуприцеп может работать с любым негидрофицированным тягачом, а электропитание поступает от бортовой сети автомобиля либо от аккумуляторов, находящихся на прицепном звене. Помимо всего низкорамники-тяжеловозы с ровной платформой позволяют транспортировать строительную и дорожную технику высотой более 3 м, не превышая нормированного габарита по высоте. Если время от времени приходится перевозить негабаритную строительную технику, на помощь придут уширители рамы, позволяющие увеличить ширину платформы до 3 м и более. При этом обеспечивается буксировка незагруженного полуприцепа без нарушения габаритов, а при транспортировке крупногабаритных грузов можно обойтись разовыми разрешениями.
Для погрузки и перевозки колесных погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов и пр. используется прицепной состав, оборудованный простыми и надежными односекционными механическими трапами с углом наклона 13 и более градусов. Их подъем облегчают пружинные механизмы, поэтому с этой задачей вполне справляется один человек.
|
|