Зкскаваторы-планировщики предназначены в основном для планировки грунтовых откосов, однако, могут выполнять широкий круг и других экскавационных работ: копание грунта, погрузку грунта и других материалов в транспортные средства, рыхление грунта и кирковку дорожных покрытий.
Благодаря своей универсальности экскаваторы-планировщики нашли широкое применение в дорожном хозяйстве при строительстве, реконструкции, ремонте и даже содержании автомобильных дорог, на которых значительную долю в их протяжённости занимает земляное полотно на насыпи или в выемке, в том числе даже в условиях равнинной местности высота насыпи значительно увеличивается на подходах к мостам и путепроводам. Если основная высота земляного полотна в равнинной местности не превышает 2,0 -2,5 м и в момент строительства планировка откосов может выполняться автогрейдером, то при ремонте и содержании автомобильных дорог, когда требуется подать грунт на места размывов откоса, уплотнить его и спланировать - экскаватор-планировщик незаменим.
Экскаваторы-планировщики выпускаются на пневмоколёсном и гусеничном ходу. Гусеничные машины применяются исключительно на строительстве выемок, каналов и планировке откосов земляного полотна. Применение их на ремонте и содержании земляного полотна автомобильных дорог связано с постоянным использованием прицепов-тяжеловозов для их доставки к месту работ и удаления после завершения работ. Поэтому на ремонте и содержании дорог они используются крайне редко.
Экскаваторы-планировщики на пневмоколёсном ходу нашли широкое применение именно на ремонте и содержании автомобильных дорог. Они незаменимы при подаче грунта на откос земляного полотна в местах образования промоин; снятии, замене и ремонте растительного слоя грунта на откосах, а также при устройстве на откосах водоотводных сооружений.
На российском рынке дорожной и строительной техники наиболее известны экскаваторы-планировщики фирм ОАО "Мотовилихинские заводы" (Россия), МП "Святовит" (Беларусь и Литва), CSM Tisovec a. s. (Словакия) и всемирно известной фирмы "Gradall" или "Gradall aJLG Company" (США).
ОАО "Мотовилихинские заводы" начало выпуск экскаваторов-планировщиков в сентябре 1997 года и сегодня выпускает две модели на автошасси. Для обеспечения устойчивости во время работы обе модели снабжены аутригерами. Завод постоянно проводит модернизацию машин и их рабочего оборудования, а также гидропривода и поворотной платформы. Телескопическая стрела обеих моделей полноповоротная, что делает их универсальными. Комплектующие машин только отечественного производства, что существенно снижает их стоимость. Обе машины поставляются с системой кондиционирования воздуха в кабине машиниста-оператора. Аутригеры с повышенной площадью опоры обеспечивают хорошую устойчивость машин на сыпучих грунтах.
Машиностроительное предприятие (МП) "Святовит" (Беларусь и Литва) производит и поставляет в Россию четыре модели экскаваторов-планировщиков на пневмоколёсном ходу, все на базе автошасси и имеют аутригеры для обеспечения устойчивости во время работы. По заказу покупателя аппаратура гидросистемы поставляется на базе комплектующих фирмы "Mannesman-Rexroth". Машина EW-25M1.010 имеет возможность хода и управления передвижением из кабины машиниста-оператора.
Управление работой ковша-стрелы и телескопа-поворота платформы осуществляется двумя джойстиками производства стран СНГ или фирмы "Hydrocontrol". Стрела машин - полноповоротная.
ОАО "Кохановский экскаваторный завод" (Беларусь) начал производство экскаватора-планировщика ЭО-3533М.
|
|