Создание и развитие производства двигателей внутреннего сгорания и гусеничных ходовых устройств в начале XX века привело к появлению большой группы различных самоходных машин, используемых во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства. Это направление получило широкое распространение в строительном машиностроении и, в частности, во внедрении в строительстве мобильных одноковшовых экскаваторов на гусеничном ходу взамен сложных и трудоемких в эксплуатации паровых экскаваторов на железнодорожном ходу. Однако, первая мировая война и последующий экономический кризис в большинстве стран вызвали резкое замедление темпов создания новой техники.
В СССР (России) экскаваторостроение как отрасль машиностроения возникло в первой половине 30-х годов и в предвоенные годы на пяти заводах было выпущено 2086 одноковшовых экскаваторов в основном на гусеничных ходовых устройствах. Во время Отечественной войны производство экскаваторов практически прекратилось. Колоссальные задачи быстрого послевоенного восстановления и развития народного хозяйства страны потребовали оснащения промышленности современными строительными машинами. Организация в 1946 году ВНИИ-стройдормаш и конструкторских бюро на заводах позволила в кратчайшие сроки специализировать ряд предприятий на изготовление экскаваторов и быстрыми темпами развивать их проектирование и серийное производство. Выпуск одноковшовых экскаваторов возрос с 76 в 1946 г. до 11622 штук в 1960 г., до 28 тысяч в 1970 г. и превысил 35 тысяч в 1985 г. В начале 60-х годов СССР (Россия) занял первое место в мире по производству экскаваторов.
После второй мировой войны в ряде промышленных стран также наблюдался резкий скачок в выпуске одноковшовых экскаваторов. Особенно это было характерно для США, ФРГ, Франции, Англии, Италии. Весьма показателен опыт Японии, где в связи с увеличением объемов строительных работ производство одноковшовых экскаваторов получило большое развитие, в особенности с середины 60-х годов. Примерная динамика объемов выпуска этих машин в Японии такова: 1965 г. -2500 штук, 1972г. - 16200 штук, 1975 г. -19000 штук, 1980г. -57500 штук, 1986 г. - 61000 штук, 1989г.-82500 штук, 1993г. - 80000 штук, 1996 г. -80000 штук. В послевоенное время, как и в других странах, в Японии сначала преимущественно выпускались экскаваторы с механическим приводом, их максимальное годовое производство к 1970 г. достигло 2500 штук, а затем стало постепенно сокращаться за счет замены экскаваторами с гидравлическим приводом. Эти более прогрессивные машины по своим конструктивным и эксплуатационным показателям начали выпускать в Европе с середины 50-х годов, а в Японии - с 1961 года, где к 1987 году производство экскаваторов с механическим приводом снизилось до 500 штук в год, из которых более 28% были машины с ковшами вместимостью 0,6 м3.
Гидравлические экскаваторы имеют следующие основные преимущества:
- существенное увеличение производительности новых машин по сравнению с заменяемыми, имеющими механический привод;
- снижение удельной материалоемкости и удельной энергоемкости машин;
- расширение универсальности гидравлических экскаваторов за счет сменного рабочего оборудования и рабочих органов до 25-40 наименований;
- автоматизация рабочего процесса;
- коренное усовершенствование систем управления и создание комфортных условий для работы машиниста;
- улучшение эстетического вида машин;
- кардинальное повышение ходовых качеств гусеничных машин.
В течение последних 50 лет в СССР (России) велись активные работы по созданию, расширению номенклатуры и совершенствованию отечественных одноковшовых строительных экскаваторов с различными типами привода, ходовых устройств и сменных видов рабочего оборудования и рабочих органов. Весь этот полувековой период можно разделить на три основных этапа: