Одним из основных материалов, применяющихся для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, является щебень. От качественных характеристик щебня в значительной мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность автомобильных дорог. Особенно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, непосредственно воспринимающих высокие механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, многократное замораживание-оттаивание, действие солнечной радиации и т.д.) и антигололедных химических средств. Щебень, применяемый в дорожном хозяйстве, условно можно разделить на три группы:
а) щебень для устройства оснований дорожных одежд (любые, но преимущественно осадочные скальные и рыхлые горные породы с крупностью фракций 5 - 20, 20 - 40, 40 - 70, О - 40, 0 - 70 мм);
б) щебень для нижних слоев покрытий (метаморфические и изверженные горные породы с крупностью фракций 5 -20 и 20 - 40 мм);
в) щебень для верхних слоев покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и поверхностной обработки (изверженные и частично метаморфические горные породы крупностью щебня от 5 до 20 мм) с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% (группа 1 по ГОСТ 8267-93), который принято называть "кубовидным".
За последние годы сформировался устойчивый спрос на щебень кубовидной формы со стороны дорожно-строительных организаций, но эта потребность в РФ сейчас удовлетворяется только на 30 - 40%.
Следует отметить, что месторождения горных пород, используемых для производства щебня кубовидной формы, размещены на территории России крайне неравномерно. В Центральном, Северо-Кавказском и Поволжском регионах сосредоточены в основном месторождения скальных и рыхлых осадочных горных пород.Имеется несколько месторождений изверженных горных пород, наиболее значительным из которых является "Павловское" (Воронежская обл.). Наибольшими запасами изверженных горных пород обладают Северо-Западный и Уральский регионы. Регионы Сибири и Дальнего Востока обеспечены всеми видами горных пород для дорожного строительства. Общий объем производства каменных материалов (щебень, щебень из гравия, гравий, песок) в России в настоящее время составляет примерно 140 млн. м" в год, причем примерно половина от этого количества используется в дорожном строительстве.
В соответствии с президентской программой "Дороги России XXI века" Союздорнии был произведен расчет потребности в различных дорожно-строительных материалах и изделиях для нового строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе была, определена потребность в различных видах щебня. В таблице 1 приведена потребность в щебне узких фракций кубовидной формы из изверженных горных пород для различных регионов России. Анализ таблицы 1 показывает, что потребность в щебне кубовидной формы для дорожного строительства составит в 2002 году 9,6 млн. м3, в 2005 - 10,9 млн. м3, а в среднем за период 2001 - 2005 гг. - 10,0 млн. м", 2006 - 2010 гг. - 19,4 млн. м", 2011 - 2020 гг. - 37,0 млн. м".
Протяженность сети дорог общего пользования с твердым покрытием в настоящее время в России составляет около 600 тыс. км, и основная часть щебня кубовидной формы будет использована на их ремонт и содержание.
Наибольшее количество всех видов щебня будет потребляться в Центральном регионе России, где дорожное строительство ведется наиболее интенсивно. Анализ продукции, выпускаемой предприятиями нерудной промышленности, разрабатывающими месторождения изверженных горных пород, показывает, что они в основном выпускают щебень в виде смеси фракции 5-20 мм и фракции 20-40 мм. К щебню смеси фракции 5-20 мм, в основном используемой для приготовления асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий, имеются серьезные претензии со стороны дорожно-строительных организаций.
|
|