На фоне изобилия современных синтетических отделочных материалов специалисты отмечают возрастающий интерес частных застройщиков к традиционным видам наружной и внутренней отделки. Возвращение белокаменного убранства на фасады индивидуальных домов имеет свои причины.
Длительное проживание в безликих, построенных поточным методом домах, неизбежно вызывает в людях отторжение тиражируемой архитектуры. В наше время в противовес серийному домостроению в окрестностях крупных российских городов возникают целые поселки, состоящие из домов, построенных по индивидуальным проектам. Именно "штучная" архитектура позволяет, с одной стороны, максимально удовлетворить желания заказчика, с другой - полнее реализовать творческий потенциал проектировщика. Естественное стремление застройщиков к ярким, нестандартным архитектурным решениям во многом определяет уместность рукотворного фасадного декора, а также садово-парковой скульптуры или архитектуры малых форм из белого камня: мрамора, известняка, доломита.
Постоянное совершенствование рынка проектных услуг способствует определенному росту архитектурной грамотности среди потенциальных заказчиков. Поэтому вопросы соответствия дома тому или иному стилю отнюдь не являются второстепенными для его хозяев. В частности, в наше время переживает второе рождение модерн. Это объясняется тем, что проблемы, которые некогда составили идейное наполнение этого стиля, сегодня вновь актуальны. Модерн возвращается к нам и в обновленном виде (неомодерн), и в качестве "традиционного" арнуво. Присущее архитектуре модерна общее стихийное начало проявляется не только в активной фасадной и интерьерной пластике, но и в широком использовании природных материалов, в том числе камня. Этот действительно уникальный природный материал позволяет реализовать любой авторский замысел. Хрестоматийный пример: классика русского модерна особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф. О. Шехтель). Помимо наружного белокаменного декора, поражает воображение главная внутренняя лестница из доломита, осмысленная автором проекта как скульптурная композиция, изображающая медузу на гребне волны.
Другая причина, в силу которой белый камень до сих пор продолжают использовать в строительстве - его физико-механические свойства. Обладая высокой прочностью, устойчивостью к длительному воздействию атмосферных факторов, камень относится к категории пористых материалов. При этом размер и строение пор таково, что отделочный камень, оставаясь паропроницаемым, имеет низкую способность к водопоглощению. В силу присущей этому природному материалу химической инертности, он не вступает в реакцию с большинством веществ, входящих в состав других строительных и отделочных материалов. Эти свойства позволяют использовать камень вместе с многослойными строительными конструкциями и сочетать с самыми различными видами отделки.
Говоря о декоративных возможностях белого камня, нельзя не вспомнить о том, что это один из древнейших скульптурных материалов. Камень использовали (и продолжают использовать) для круглой скульптуры различного назначения - от произведений мелкой пластики, до многометровых монументальных композиций. Из камня режут рельефы любой высоты - как низкие "медальерные", так и барельефы. И конечно, со времен античности белый камень применяли для изготовления многочисленных деталей архитектурного декора: капителей, порталов, пилястр, декоративных карнизов, оконных наличников, розеток, орнаментальных фризов и т. д.
Современные приемы камнеобработки, направленные на тиражирование декоративных рельефных элементов из камня, позволяют заметно упростить этот процесс. Использование в производстве специализированного станочного оборудования обеспечивает высокую точность воспроизведения модели и снижает себестоимость работы. И все же, во всем мире знатоки отдают предпочтение изделиям, полученным традиционным способом. Ручная обработка придает резному камню живую, выразительную пластику, в результате рельеф приобретает более тонкую светотеневую моделировку.
|
|