Пластика поверхности является одним из ведущих факторов в формировании художественного образа и принимает активное участие в раскрытии его художественного содержания и стиля во всей совокупности пластических средств архитектурной пластики немаловажную роль играет светотеневая аранжировка поверхности.
В каменном зодчестве прошлого пластическое решение плоскости развивало и конкретизировало авторскую идею и могло быть структурным, т.е. отражающим внутреннее строение объема, его конструктивное решение, и декоративно-художественным, например, орнаментальным с тематической, декоративно-символической или геометрической трактовкой. Характеристика самих пластических средств опиралась на процесс восприятия формы -. ее положения в пространстве, очертания, пропорции и основные структурные членения, обеспечивающие ее единство. Для форм пластической разработки поверхности наиболее типичным являются нюансные соотношения между отдельными составляющими, образующими незначительный рельеф поверхности, например, вертикальными и горизонтальными членениями.
Русская архитектура всегда учитывала не только композиционное решение объема здания, но и его освещение, законы зрительного восприятия, светотени, воздушной перспективы. В нашем климатическом поясе пасмурных дней гораздо больше, чем солнечных, поэтому при создании архитектурного сооружения зодчие рассчитывали не только на силуэтное восприятие абриса формы, но и на использование членений в пластическом решении плоскости стены. В рассеянном свете, когда свет идет не от точечного источника, а светит вся сфера небосвода, на первый план выходят горизонтальные членения отбрасывающие нечетко ограниченные тени. А вертикально тянутые элементы просчитываются, в основном, за счет цветового решения плоскости, поэтому русские мастера вводят в их решения горизонтальную деталировку, часто в виде мелких элементов с горизонтальными членениями. Например, в портале церкви Петра и Павла, что у Яузких ворот.
В жилой архитектуре уже к концу XVII века, когда объемно-пространственная композиция жилого дома обнаруживает тенденцию объединения всех строений под одну крышу, большое значение начинает играть пластическое решение фасада здания, его декоративная разработка. Плоскость главного фасада здания, особенно, если оно представлено одним объемом, будь то жилое или культовое здание, обычно вертикально членится пилястрами или лопатками и горизонтально расположенными карнизами и тягами. Подобные решения встречаются на фасаде церкви Троицы в Листах, выразительность объема которого достигается посредством светотеневого решения поверхности стен, где основными декоративными элементами становятся белокаменные с пышным декором порталы и наличники окон.
Окружающая атмосфера, мелкие частицы пыли и влаги в воздухе обладают свойствами видоизменять, рассеивать свет. В натуре мы даже при ярком солнечном свете встречаемся с комбинированным освещением: прямым солнечным светом, рассеянным и отраженным. Если поверхность гладкая, полированная, то отраженный свет уходит в одном направлении, шероховатая поверхность рассеивает его по разным направлениям. В пасмурный день рельеф поверхности выглядит менее контрастным в светотеневом отношении и не имеет резких границ падающих теней. Прямой солнечный свет в несколько раз сильнее рассеянного и отраженного, поэтому в решении пластической разработки поверхности на первый план выходит глубина членений рельефа. При сильной пластической разработке поверхности по глубинной координате может быть нарушена ее целостность, приводящая отдельные элементы к трансформации в объем. Малая глубина рельефа и небольшая площадь оконных проемов, наоборот, создают впечатление целостности композиционного решении, как например, в объеме церкви Троицы в Листах.
|
|