архитектура и строительство

Незаменимые часть 2.

Самосвалы|Строительные самосвалы большой грузоподъемности (10-20 и более тонн) предназначены для работы без прицепов. Основное применение эти автомобили находят при массовых перевозках насыпных и навалочных грузов на крупных строительных объектах и карьерных разработках. При перевозках на дорогах общей сети они рассчитаны на осевую массу 10 т, но значительную часть времени эксплуатируются вне дорог или в сложных дорожных условиях, для которых характерны крутые подъемы и спуски в карьерах, движение по грунту при планировке строительных площадок и т.п. Довольно часто самосвалы работают на промежуточных передачах и передаче заднего хода. Здесь преобладают перевозки на короткие расстояния.

Погрузка в основном производится экскаваторами и фронтальными погрузчиками с объемом ковша до 4,5-5 м*. При сбрасывании таких тяжелых грузов, как камень, скальные породы, мерзлая земля и пр. возникают значительные ударные нагрузки на основание (днище) и борта кузова. Возможны перегрузки в результате большого разброса плотности перевозимых грузов. Особо тяжелые условия эксплуатации вызывают необходимость применения шасси усиленной конструкции и платформы повышенной прочности. Базовыми являются шасси капотной и бескапотной компоновки, имеющие колесную формулу 4x2, 6x4, 6x6, 8x4, 8x8.

Полезная вместимость кузова от 6,5 до 35 м3, полная масса самосвалов - 19^7 т. Некоторые фирмы ("MAN", "Terberg", "Ginaf") в ограниченном коли- честве выпускают большегрузные самосвалы с колесной формулой 10x4, 10x6 и 10x8, полная масса которых достигает 50-66 т. Управляемыми являются три или четыре оси.

Большегрузные строительные самосвальные автопоезда формируются на базе ряда моделей предыдущей группы. Их использование особенно целесообразно на массовых стабильных перевозках инертных грузов по установившимся городским и пригородным маршрутам. Движение происходит по дорогам, допускающим осевые нагрузки 10 т и более. Преобладают сравнительно длинные расстояния перевозок - 15-20 км. Полезная вместимость полуприцепов может достигать 80 м". Обязательным условием является возможность разгрузки кузовов на две боковые или три стороны.

Применение прицепов и полуприцепов-самосвалов дает значительный экономический эффект. При этом существенно повышаются грузоподъемность и производительность подвижного состава, а также снижается себестоимость транспортных работ. Расход топлива на единицу пройденного пути возрастает с увеличением общей массы самосвального автопоезда, но не пропорционально его массе. У автопоездов-самосвалов стоимость топлива на 1 т/км транспортной работы на 20-30 процентов ниже, чем у одиночных самосвалов. В одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок самосвальным автопоездом на 20-30 процентов меньше, а его грузоподъемность и производительность в 1,5-2 раза выше, чем у одиночного самосвала. Это компенсирует дополнительные металле- и трудозатраты при изготовлении самосвальных кузовов с разгрузкой на две или три стороны. Буксировку прицепов-самосвалов осуществляют автомобили-самосвалы, а транспортировку полуприцепов-самосвалов седельные тягачи. Надо отметить, что маневренность, проходимость и устойчивость автопоездов с прицепами-самосвалами значительно ниже, чем автопоездов с полуприцепами-самосвалами.

В настоящее время предприятия, выпускающие грузовые автомобили, одновременно изготавливают автомобили-самосвалы или модификации шасси (с кабинами) для монтажа на них самосвальных установок на заводах специализированных компаний. Компоновка шасси строительных автомобилей-самосвалов незначительно отличается от компоновки общетранспортных грузовиков. То же самое справедливо в отношении габаритных ограничений и допускаемых нагрузок на оси. Самосвалы должны отвечать требованиям повышенной поперечной устойчивости, угол опрокидывания при поднятом груженом кузове составляет не менее 8 градусов. Для этой цели в задней подвеске применяются стабилизаторы поперечной устойчивости, а в некоторых случаях - устройства для блокировки подвески. На грузовиках с предварительным подъемом платформы эту роль часто выполняют выдвижные опоры.

Конструкция кузова, его форма и размеры определяются назначением автомобиля-самосвала, а также типом и свойствами перевозимых грузов, их плотностью, сыпучестью, липкостью, структурой и т.п. Так, полезный объем платформы выбирается исходя из плотностей основных грузов, для перевозки которых предназначается самосвал данной модели.

На производительность и удобство эксплуатации большое влияние оказывает конструкция бортов самосвала, запоров бортов, устройств для управления запорами. С учетом выполняемых автомобилем функций кузов может иметь задний, боковые или одновременно задние и боковые открывающиеся борта. На строительных самосвалах с разгрузкой назад открывающийся борт обычно подвешивается на верхних шарнирах (фартучный тип подвески). Борт открывается под воздействием собственного веса, веса ссыпающегося груза либо с помощью приводных механизмов. Замки борта размещены снизу. Хорошую фиксацию заднего борта в транспортном положении обеспечивает его наклон в вертикальной плоскости.

На большегрузных самосвалах для увеличения размеров проема при разгрузке, а также предотвращения разрушения заднего борта под действием скатывающихся твердых тяжелых грузов задний борт подвешен к кузову с помощью хорошо развитых кронштейнов, которые связаны с гидроцилиндрами. На некоторых конструкциях задний борт снабжен открываемым вручную специальным окном. С его помощью удается производить дозированную разгрузку, что нередко требуется на строительной площадке. Такой же эффект достигается, когда задний борт выполнен в виде верхней (большей) и нижней (меньшей) частей, открываемых независимо друг от друга. В задней части кузова некоторых большегрузных самосвалов, работающих в тяжелых дорожных условиях, имеется выступающий опорный брус. Воздействуя на него своим отвалом, гусеничный бульдозер вытаскивает застрявший грузовик.

Недостатком самосвалов с боковой разгрузкой является подсыпание груза (песка, грунта и пр.) под колеса. Это особенно характерно для грузовиков имеющих кузова с бортами фартучного типа. В некоторых случаях самосвал после разгрузки не может тронуться с места из-за того, что его колеса более чем на половину засыпаны грузом. Поэтому многие модели самосвалов имеют борта подвешенные на нижних шарнирах. При этом борт может открываться на 90 градусов, являясь продолжением днища кузова, или на 180 градусов. В первом варианте подсыпание груза под колеса несколько меньше, однако часть груза остается на борте и его приходится удалять вручную. В этой ситуации предпочтителен второй вариант.

Компромиссной можно считать конструкцию платформы, у которой каждый боковой борт состоит из двух частей, подвешенных на верхних и нижних шарнирах. Во время разгрузки обе половины автоматически поворачиваются на 90 градусов или свободно ориентируются под действием собственного веса. Управление замками боковых и задних открывающихся бортов происходит вручную, полуавтоматически и полностью автоматически. Привод к устройствам открывания бортов может быть механическим, пневматическим и гидравлическим. Для увеличения объема кузова при транспортировке грузов с малой плотностью устанавливаются дополнительные надставные борта.

Универсальные платформы, часто устанавливаемые на строительные самосвалы, имеют прямоугольную форму, хорошо приспособленную для загрузки не только массовыми сыпучими и полужидкими грузами, но и для транспортировки штучных и затаренных грузов. Самосвалы, работающие на крупных ирригационных сооружениях и в карьерах, как правило, оснащаются кузовами ковшового типа. Их особенностью является отсутствие открывающихся бортов, поперечное сечение платформы имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Роль заднего борта выполняет горизонтальное основание платформы с приподнятой задней частью. Ковшовые платформы могут разгружаться назад, на боковые или на три стороны. Их преимуществами, по сравнению с кузовами с открывающимися бортами, являются простота конструкции, меньшая масса и большая прочность.

Автор: Обозреватель СТТ Павел Николаев

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.





Искать в интернете: Незаменимые часть 2.

Как выбрать отделку для каркасного дома?Каркасные дома очень просты в отделке, так как по окончанию...
продажа земельных участков сельхозназначения.Рынок сельскохозяйственных земель в Подмосковье - один из немногих, кому...
Стройматериалы для баниДля любой постройки можно выбрать разные материалы, которые будут отличаться...
Статья посвящена грузоподъемному оборудованиюЗАО СТКБ ГП "Краностроитель" - специализированное конструкторское бюро по проектированию...
Автономное отопление: радиаторы или теплый полЧто лучше для организации автономной отопительной системы: водяной теплый пол...