архитектура и строительство

Своевременный ремонт трещин - продление жизни дороги часть 1.

Рисунок|Дорожная одежда в процессе эксплуатации подвергается различным деформациям, приводящим в результате к появлению тех или иных дефектов на асфальто-бетонном покрытии. Наиболее распространенным видом дефектов являются трещины.

Борьба с трещинами на покрытиях автомобильных дорог является общемировой проблемой, которой на всемирных дорожных конгрессах уделяется самое пристальное внимание. При этом рассматривается опыт применения трещинопрерывающих прослоек, различного типа мембран и т.п. Однако указанные конструктивно-технологические мероприятия не могут исключить возникновение трещин, а только отдаляют их появление на покрытии и уменьшают величину их раскрытия.

Вместе с тем если трещины не являются результатом деформации земляного полотна и слоев основания дорожной одежды, то в начальный период появления они не оказывают существенного влияния на транспортно-эксплуатационные характеристики покрытия. Однако несвоевременный ремонт трещин приводит в дальнейшем к разрушению покрытия.

Важное значение имеет выбор времени ремонта трещин. Ремонт, во-первых, следует осуществлять в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5?С, а во-вторых, когда перепад температур в течение суток невелик и, следовательно, величина раскрытия трещин не изменяется в широких пределах, то есть ширина их стабилизировалась.

По ширине трещины могут классифицироваться на узкие (до 5 мм), средние (5-10 мм) и широкие (10-30 мм). В зависимости от ширины и причин образования трещин выбирается технология их ремонта и состав применяемого оборудования. Основной задачей при ремонте трещин является предотвращение проникновения через них воды в нижележащие слои дорожной одежды. Гидроизоляция трещин достигается за счет их герметизации специальными мастиками.

Для обеспечения качества герметизации трещин необходимо в первую очередь ориентироваться на мастики горячего применения, физико-механические свойства которых превосходят другие типы герметиков. В настоящее время как отечественные, так и зарубежные фирмы выпускают широкую гамму мастик, лучшими из которых по эксплуатационным показателям являются битумно-полимерные.

При выборе мастик необходимо ориентироваться на их основные свойства: температуру размягчения, которая у отдельных марок составляет 100?С, температуру хрупкости (до -50?С), относительное удлинение (до 150% при температуре - 20"С), эластичность (до 95%).

Помимо мастики огромное влияние на качество герметизации трещин оказывают правильный выбор и строгое соблюдение технологии производства работ и применяемого оборудования.

Узкие трещины не требуют большого набора сложных технологических операций. Как правило, трещины шириной до 5 мм очищают продувкой сжатым воздухом, просушивают, прогревают и заполняют битумной эмульсией или мастикой с высокой проникающей способностью. Просушку трещины, как правило, совмещают с операцией прогрева, при этом необходимым условием является нагрев зоны трещины до температуры не менее 80 ?С.

Средние и широкие трещины изначально должны быть оценены на предмет разрушения кромок. В случае если трещина имеет разрушенные кромки, технология ремонта должна начинаться с операции ее разделки, то есть искусственного расширения ее верхней части с образованием камеры, в которой обеспечивается оптимальная работа герметизирующего материала на растяжение в период раскрытия трещины. Причем ширина камеры должна быть не меньше зоны разрушения кромок трещины. Для создания наилучших условий работы герметика в камере соотношение ее ширины и глубины обычно принимается как 1:1. Кроме того, при определении геометрических размеров камеры необходимо учитывать максимально возможное раскрытие трещины и относительное удлинение используемого герметизирующего материала. Обычно ширина камеры находится в пределах 12-20 мм.

В случае когда кромки трещины не подвергались разрушению и имеется возможность качественно загерметизировать трещину без ее разделки, данную операцию можно исключить из технологического процесса.

Следует отметить, что операция фрезерования, или разделки трещины, является наиболее дорогостоящей из-за высокой стоимости применяемого инструмента, и включение ее в технологию производства работ должно быть экономически и технически обосновано.

Важнейшим условием обеспечения качества герметизации трещин является наличие хорошего сцепления герметика со стенками неразделанной трещины или отфрезерованной камеры. В связи с чем большое внимание уделяется проведению подготовительных работ по очистке и просушке трещины. Даже небольшое количество грязи или влаги в полости трещины не позволяет обеспечить надежную адгезию мастики к ее стенкам. В некоторых случаях для улучшения адгезии производят подгрунтовку стенок отфрезерованной камеры праймером маловязкой пленкообразующей (склеивающей) жидкостью. Однако данная операция более эффективна при ремонте цементо-бетонных, чем асфальто-бетонных покрытий.

Для асфальто-бетонных покрытий более целесообразно использовать прогрев зоны трещины до температуры, при которой происходит выделение вяжущего из асфальто-бетона на стенках трещины, которое увеличивает прочность сцепления герметика со стенками. Бесспорно, основной технологической операцией при ремонте трещин является их заливка горячей мастикой. Мастика предварительно нагревается до температуры 150-180?С, после чего подается в устроенную камеру или непосредственно в полость трещины. При этом, в зависимости от применяемого оборудования, можно произвести герметизацию либо самой трещины, либо одновременно с заливкой устроить на поверхности покрытия в зоне трещины пластырь. Такой пластырь шириной 6-10 см и толщиной 1-3 мм позволяет укрепить кромки трещины и предотвратить их разрушение. Однако опыт проведения таких работ на МКАД показывает, что устройство пластыря в зоне трещины на автомобильных дорогах с высокой интенсивностью движения малоэффективно, так как материал пластыря довольно быстро разрушается колесами движущегося транспорта.

Завершающей операцией технологии ремонта трещин является присыпка рагерметизированной трещины дробленым сухим песком фракции 3-5 мм, близким по цвету основному минеральному материалу покрытия. Присыпка служит для восстановления общей текстуры и шероховатости покрытия, а также предотвращает налипание мастики на колеса автомобиля.

Технологический процесс санации трещин должен быть практически непрерывен. Операции очистки от пыли и грязи, просушки, прогрева и заливки трещин должны переходить одна в другую при минимальном разрыве по времени.

Технология санации трещин реализуется комплектом оборудования, состоящим в общем виде из фрезы для разделки трещин, механической щетки, компрессора, газогенераторной установки, плавильно-заливочной машины, оборудования для присыпки загерметизированной трещины. Ведущими зарубежными фирмами по выпуску комплектов оборудования или отдельных его видов для санации трещин, активно работающих на российском рынке, являются "Breining" (Германия), "Grim" (Германия), "Schafer" (Германия), "Crafco" (США), "Stow" (США), "Cedima" (Германия), "Strassmayr" (Австрия). Все эти фирмы производят оборудование для разделки трещин. Отечественной промышленностью данное оборудование не производится. Все виды выпускаемого оборудования подразделяются в основном по типу подачи на ручные и самоходные, а также по типу используемого инструмента - алмазный или с твердым сплавом.

Фирма "Cedima" выпускает ручную машину для фрезерования трещин модели CRF-60В. Машина предназначена для разделки трещин как в асфальто-бетонных, так и в цементо-бетонных покрытиях.

Компактная жесткая рама установлена на специальный колесный ход, который позволяет точно отслеживать конфигурацию трещины при ее фрезеровании. В качестве режущего инструмента используются или алмазные круги малого диаметра, объединенные в пакет, или специальные алмазные фрезы с требуемой шириной режущей кромки.

Разделка трещин обычно осуществляется без охлаждения режущего инструмента, то есть используются круги или фрезы для так называемого "сухого" резания. Вместе с тем для связывания пыли, образующейся в процессе резания, на машине имеется водяной бак с подводом воды через гибкий шланг. Кроме того, пыль из зоны работ может быть также удалена пылесосом, для чего на машине предусмотрено стандартное его подсоединение. Привод режущего инструмента осуществляется от бензинового двигателя через клиноременную передачу. Фирма также выпускает модификацию машины, оснащенной электродвигателем.

Автор: Коган Р.А., заместитель директора Союздорнии, Гопин О.Б., заведующий лабораторией Союздорнии

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.






Надежный упаковочный материалПри организации товарного склада, на производственных и торговых предприятиях, строительных...
Недвижимость Крыма. Спрос на недвижимость Ялты.По мнению специалистов, причина происходящего - в отложенном ...
Отдых в арендованных коттеджах летом: преимуществаЗагородный отдых становится все более популярным, и в летнюю пору...
Берлин - столица ГерманииСтолица страны - Берлин, является важнейшим культурным, экономическим, научным и...
Все о гипсокартонероль гипсокартона в при строительстве жилья ...