архитектура и строительство

Ремонт и содержание цементо-бетонных покрытий автомобильных дорог часть 1.

Рисунок|Возрастающим требованиям движения, особенно на грузонапряженных магистралях, как показывает отечественный и мировой опыт, в наибольшей степени отвечают цементо-бетонные покрытия.

Стабильные транспортно-эксплуатационные показатели и высокая долговечность дают им преимущества перед покрытиями построенными с применением органических вяжущих.

В настоящее время в России построено 9790 км дорог с бетонными покрытиями. К сожалению, срок их службы ниже, чем в зарубежных странах. Причинами этого являются ошибки в проектировании, строительстве и, что немаловажно, в невысоком качестве эксплуатационного содержания и ремонта этого типа покрытий.

У российских дорожников годами складывалось неправильное представление о том, что цементо-бетонные покрытия не нуждаются в текущем ремонте и поддержании их транспортно-эксплуатационного состояния. В отечественной научной и учебной литературе утверждалось, что одним из преимуществ цементо-бетонных покрытий перед асфальтобетонными являются значительно низкие затраты на эксплуатационное содержание и ремонт. Как показала практика -это ошибочное мнение.

К ремонту покрытий дорожные службы часто приступают в тот момент, когда уже накопилось значительное количество дефектов и резко снизилось эксплуатационное состояние покрытия. В этом случае в десятки раз увеличивается стоимость ремонта, возрастает сложность выполнения ремонтных работ.

На дорогах России до последнего времени применяли традиционную технологию ремонта деформационных швов, трещин и сколов кромок плит с использованием резинобитумных мастик. Как правило, такой ремонт покрытия недолговечен. За последние годы были созданы специальные ремонтные и герметизирующие материалы, разработаны новые технологии восстановления покрытий с применением современных машин, механизмов и инструментов.

Восстановление герметизации деформационных швов и консервация трещин - важный этап работ по продлению эксплуатационного ресурса покрытий. Большую роль на эффективность работы герметика в швах и его срок службы оказывает деформативность герметизирующих материалов. При выборе типа герметика учитывают возможные максимальные отрицательные и положительные температуры воздуха региона, где эксплуатируются покрытия.

В настоящее время созданы уникальные герметизирующие материалы с использованием полимерных композиций. Среди отечественных мастик горячего применения наиболее известны герметики Новомаст и Прогресс АГ, а среди импортных - Crafco (США) и Biguma (Германия). Эти материалы имеют высокие технико-эксплуатационные характеристики и гарантированный срок службы - не менее 5 лет.

В зарубежной практике для герметизации швов используют также мастики холодного применения - VULCEM (США), U-SEAL (Канада), COLPOR (Англия) и др. Эти мастики обладают хорошей деформативнос-тью при отрицательных температурах и высокой долговечностью, однако стоимость их значительно превосходит стоимость мастик горячего применения.

Для разогрева мастик созданы специальные автоматические котлы-заливщики с двойными стенками, с опосредственным разогревом мастики, перемешиванием, термоконтролем и системой подачи её в швы и трещины.

Очистку швов от старого герметика производят с помощью мини-трактора с комплектом сменного навесного оборудования, а также нарезчиков швов с набором дисков (для получения ширины паза не менее 10 мм) и ручного инструмента. Перед герметизацией швов их очищают от пыли и грязи щеточными машинами, переоборудованными из нарезчиков швов, и сжатым воздухом. При необходимости применяют водоструйную очистку под высоким давлением. После промывки пазы швов продувают и сушат горячим воздухом. Важной технологической операцией является не только очистка швов, но и грунтовка их поверхностей, которую выполняют специальными грунтовочными составами с использованием шприц-распылителей. Для улучшения сцепления на границе мастика-бетон применяют также специальный полимерный клей типа Colzumix. Обязательным стало применение при герметизации швов резиновых уплотнительных шнуров с целью экономии мастики и формирования оптимального поперечного сечения герметика в шве.

До начала консервации трещин их разделывают и тщательно очищают от каменной мелочи, пыли, грязи и других посторонних предметов. Для разделки трещин применяют пальчиковые фрезы, рабочий орган которых выполнен в виде звездочек из твердосплавленных металлов. Разделка трещины пальчиковой фрезой позволяет повторить конфигурацию трещины не создавая запилов.

При ремонте сколов кромок плит, разделке деформационных швов и замене разрушенных участков плит широкое распространение получили нарезчики швов с алмазными дисками. Применение алмазного инструмента позволяет не нарушать внутреннюю структуру остающегося бетона после удаления разрушенного материала, обеспечить абсолютно безупречные края реза и точность разделки. Машины-нарезчики с алмазными дисковыми пилами с приво- дом от бензинового, дизельного или электродвигателя мощностью от 7 до 65 л.с. имеют несомненные преимущества перед другими инструментами (перфораторами, отбойными молотками, фрезами), используемыми для ремонта цементо-бетонных покрытий.

При замене разрушенных участков плит производят выпиливание по контуру на полную толщину заменяемой плиты и разрезание ее на сегменты. Важным элементом этой технологии является подъем выпиленных участков плит, подлежащих замене. Для этого, например, специалисты ЗАО "Ирмаст-Холдинг" используют надежные цанговые захваты, которые устанавливают в скважинах, выбуренных в покрытии. Это позволяет удалять разрушенные участки плит без повреждения кромок соседних участков покрытия. Затем устраивают скользящую прослойку между слоем основания и вновь устраиваемого покрытия. Для обеспечения совместной работы ранее уложенных и новых плит покрытия устанавливают арматурные каркасы и штыри. Укладку бетонной смеси производят с использованием средств малой механизации, позволяющих обеспечить получение покрытия необходимой ровности и заданного уклона.

При ремонте дефектных участков в районе кромок плит в монолитных армобетонных покрытиях специалистами НПО "Прогресстех" предложена технология ремонта локально-восстановленными плитами. Суть технологии заключается в удалении дефектных участков покрытия блоками одного размера и замена их специально разработанной железобетонной плитой,которая может быть изготовлена на месте или в заводских условиях.

Для ремонта раковин, сколов и разрушившегося поверхностного слоя покрытия находят применение ремонтные составы на основе эпоксидных смол. Основным недостатком бетонов на основе искусственных смол является большая их усадка в процессе твердения, величина которой при неправильном подборе состава может достигать 8-12%. Кроме того, величина температурных деформаций полимербетонов в 2-3,5 раза превышает температурные деформации цементобетона. Однако для выполнения работ в небольших объемах и в короткие сроки материалы на основе искусственных смол являются незаменимыми. В последние годы на российском рынке появились новые ремонтные материалы, представляющие собой композиции на основе модифицированной эпоксидной смолы и минерального заполнителя специальной гранулометрии - это РМ-26Э отечественного производства и импортные Silical и Concretin.

Модифицированные эпоксидные смолы Concretin уже хорошо зарекомендовали себя при работе в различных климатических условиях России и стран СНГ. Основным их преимуществом по сравнению с известными эпоксидными смолами ЭД-10, ЭД-16, ЭД-20, выпускаемыми отечественной промышленностью, является малая начальная вязкость, отсутствие растворителей в составе, низкий модуль упругости в затвердевшем состоянии и большое предельное относительное удлинение.

Шелушение бетона наиболее характерный вид разрушений жестких покрытий. Анализ способов ремонта поверхностного слоя бетонных покрытий с использованием асфальтобетонных и обычных цементо-бетонных смесей, смесей на жидком стекле, а также мелкозернистого торкретбетона показал, что они недостаточно эффективны. Так, применение смесей на жидком стекле характеризуется сложностью технологии ремонта, высокой стоимостью и повышенным уровнем опасности выполнения работ.

Автор: УшаковВ.В., д.т.н., профессор (МАДИ-ГТУ), член-корреспондент РАЕН

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.






Дизайн интерьера: каким он должен быть?домашний уют — это главное и первостепенное, что должно быть...
Как сделать монтаж и обслуживание волс?Особенности в монтаже и обслуживании волс. ...
Фловерти.ру - Доставка цветов по Москве, заказ цветов, заказ букета, заказать цветы в МосквеИспокон веков королевой цветов справедливо считалась роскошная роза. ...
Противопожарные металлические двериПротивопожарные металлические двери являются группой дверей, которая имеет ряд специальных...
Какой щебень лучше использовать для фундаментаОбязательными составляющими бетонного раствора для фундамента является не только цемент...