К качеству строительства слоев асфальтобетонного покрытия предъявляются особо высокие требования:
- по высотным отметкам поверхности;
- по толщине слоя; - по ровности поверхности (просвет-зазор под рейкой и алгебраическая разность высотных отметок);
- по поперечному уклону поверхности.
Чтобы обеспечить выполнение этих требований в дополнение к асфальтоукладчику в составе парка дорожно-строительной техники появились и применяются:
- профилировщики земляного полотна и основания для обеспечения высотных отметок и постоянной толщины слоя покрытия;
- автоматические системы обеспечения ровности и поперечного уклона на асфальтоукладчиках;
- дорожные фрезы для устранения местных неровностей нижнего слоя.
Сегодня во всём мире при- знается, что главным фактором обеспечения ровности покрытия является обеспечение непрерывной (безостановочной) работы асфальтоукладчика, а также постоянное равномерное заполнение бункера и шнековой камеры, отсутствие мест застоя и охлаждения асфальтобетонной смеси.
Обычная схема строительства асфальтобетонного покрытия основана на подаче смеси из автомобиля-самосвала непосредственно в бункер асфальто- укладчика. Очевидно, что чем больше ёмкость бункера асфальтоукладчика, тем длительнее время выработки смеси из бункера и больше времени остаётся для смены самосвалов у бункера асфальтоукладчика.
При безостановочной работе пропускная способность (производительность по подаче) системы "самосвал - асфальтоукладчик" не превышает 240 т/час асфальтобетонной смеси.
Американские схемы строительства асфальтобетонного покрытия основаны на включении между самосвалом и асфальтоукладчиком запаса смеси в виде:
* накопителя (бункера или широкого транспортёра);
* валика смеси.
При безостановочной работе пропускная способность системы "самосвал - накопитель -асфальтоукладчик" не превы- шает 600 т/час асфальтобетонной смеси. Фактическая производительность накопителей при подаче смеси:
- бункера-перегружателя SB-1500 и SB-2500 фирмы "Roadtec" - 544 т/час;
- транспортёра-перегружателя МС-330 фирмы "Blaw-Knox" - 544 т/час;
Максимальные темпы укладки смеси для системы "самосвал - валик - подборщик - асфальтоукладчик" ограничены только запасом смеси в валике, а с учётом возможности его быстрого увеличения (время выгрузки 20-тонного самосвала в валик не более 3(МО сек.) практически не ограниченны и достигают 10000 пог. м/смену при ширине укладки 8-9 м.
Техническая производительность подборщика BG-650 фирмы "Caterpillar" - 1829 т/час, что является максимальной пропускной способностью системы "самосвал - валик - подборщик - асфальтоукладчик".
Указанные преимущества технологической схемы "валик-подборщик-асфальтоукладчик" реализуются в том случае, когда площадь сечения валика смеси с учётом предварительного уплотнения смеси асфальтоукладчиком соответствует площади сечения укладываемого слоя.
Валик смеси формируется различными способами. Наиболее распространённые:
* с использованием донной разгрузки полуприцепов-ас-фальтовозов;
* с использованием прицепного образователя валика.
С учётом российской традиции транспортировки смеси автомобилями-самосвалами применение образователя валика будет обязательным.
Не рекомендуется создавать валик излишней длины, поэтому обычно в валике перед асфальтоукладчиком со- здаётся запас асфальтобетонной смеси не более 40 т, т.е. в два самосвала.
При снижении уровня смеси в бункере асфальтоукладчика поверх имеющегося валика смеси выгружается следующий асфальтовоз с корректировкой размеров валика.
При перенаполнении бункера асфальтоукладчика при вы грузке следующего самосвала образуют разрыв в валике, а размеры валика корректируются.
Реализация присущих рассмотренным схемам темпов укладки требует применения соответствующих асфальтоукладчиков.
Максимальные темпы укладки по схеме "самосвал - асфальтоукладчик" достижимы при использовании асфальтоукладчиков с бункером вместимостью около 16 т и более, т.е. таких, как Super 1900, Super 2100, Super 2500 фирмы Vogele, Titan 525 фирмы ABG Ingersoll-Rand, BK-95A фирмы Blaw-Knox.
Максимальные темпы укладки по схеме "самосвал-перегру жатель-асфальтоукладчик" достижимы почти со всеми укладчиками с производительностью пластинчатого питателя 500 т/час и более, т.е. практически со всеми асфальтоукладчиками с шириной укладки Эми более.
Для реализации максимальных темпов укладки по схеме "самосвал-валик-подборщик-асфальтоукладчик" необходим асфальтоукладчик с производительностью пластинчатого питателя 1829 т/час и более и рабочей скоростью не менее 20 м/мин. Практически это обеспечивают только асфальтоукладчики АР-900, АР-1000 (колёсные) и АР-1050, АР-1055 (гусеничные) фирмы "Caterpillar".
Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.