архитектура и строительство

Гражданские профессии ишимбайских Витязей

Рисунок|Огромная территория нашей страны, суровые природно-климатические условия, слаборазвитая дорожная сеть, сильная разбросанность объектов строительства, энергетики, промышленности и добычи полезных ископаемых заставили отечественных разработчиков создать вездеходную технику с уникальными эксплуатационными качествами. Наиболее характерным примером может служить продукция ОАО Ишимбайский завод транспортного машиностроения "Витязь". О деятельности предприятия и его ближайших перспективах рассказал генеральный директор Владимир Шаньгин.

- Как развивался возглавляемый Вами завод?

- Решение о возведении в башкирском городе Ишимбае машиностроительного завода для выпуска специальной вездеходной техники было принято в 1976 году. Изначально предприятие строилось министерствами оборонной, нефтяной, газовой промышленности, геологии и строительства. Поэтому выпускаемая нами техника имела двойное назначение - для оборонного комплекса и гражданских отраслей. Спустя шесть лет после закладки фундамента для нужд упомянутых ведомств началось производство двухзвенного плавающего гусеничного транспортера ДТ-10П грузоподъемностью 10 т, а в 1985-86 гг. к нему присоединились еще более мощные машины с индексами ДТ-20П и ДТ-ЗОП, полезная нагрузка которых составляла 20 и 30 т соответственно. На базе этих моделей стали изготавливаться также неплавающие модификации.

На ОАО "Витязь" существует полный цикл подготовки производства изделий - от заготовительного до сдаточного.

- Где работают "Витязи"?

- Без всякого преувеличения можно сказать: на нашей планете не осталось почвенно-климатических зон недоступных для "Витязей". Действительно, они способны передвигаться по болотам, снежной целине, пескам, тундре, преодолевать водные препятствия. Сегодня эти изделия эксплуатируются на всей территории России, в Арктике и Антарктике. Неудивительно, что ишимбайские машины находятся в арсенале таких промышленных и строительных гигантов, как Газпром, Роснефтегаз, Роснефтегазстрой, Транснефть, Тюменьэнерго, Пурнефтегаз, Лукойл и др. Они стали одним из основных транспортных и транспортно-технологических средств при обслуживании магистральных нефтегазопроводов и ЛЭП, геологов, исследователей Арктики и Антарктики.

- Какие решения позволяют добиться столь высоких эксплуатационных показателей?

- Технические замыслы, воплощенные отечественными проектировщиками в конструкцию гусеничных амфибий, позволили совершить качественный прорыв в создании наземных транспортных средств с недостижимой ранее проходимостью и большой грузоподъемностью.

Компоновочные схемы ДТ-10П и ДТ-ЗОП одинаковы, а их конструкции унифицированны. Оба звена (секции) имеют сварные, герметичные корпуса. Силовая установка, представляющая 710-сильный многотопливный дизель, расположена на первой секции за кабиной. От двигателя с помощью карданного вала крутящий момент передается гидромеханической трансмиссии и далее - к коническим и бортовым редукторам, а также ведущим колесам первого и второго звеньев. Гусеничный движитель состоит из четырех широких резинотканевых ленточных гусениц, снабженных стальными сварными поперечинами, четырех ведущих колес гребневого зацепления с девятью парами полиуретановых роликов, опорных катков с губчатыми камерами и четырех направляющих колес с двумя полиуретановыми венцами. Ширина гусеницы у ДТ-10П - 960, у ДТ-ЗОП -1100 мм. Такая геометрия позволяет создать давление на грунт меньшее, чем ступня человека.

Подвеска независимая, торсионная, с пружинными упорами на всех катках. Главнейшими ходовыми качествами транспортеры наделяет механизм сочленения (поворотно-сцепное устройство). Этот узел обеспечивает три степени свободы. Поворот машины происходит за счет принудительного (с помощью гидроцилиндров) складывания в горизонтальной плоскости одной секции относительно другой. Угловое перемещение звеньев вездехода в вертикальной продольной и вертикальной поперечной плоскостях благодаря гидроприводу или, наоборот, фиксация секций от такого перемещения позволяют двухзвенной машине преодолевать такие труднопроходимые участки местности, как ров, стенки, выход машины на необустроенный берег, лед, торфяной покров болот. Никакие другие типы вездеходов не могут, например, вернуться на судно из положения на плаву, передвигаться по бездорожью при поврежденном приводе на одном из звеньев, а также без одной или даже двух гусениц (что особенно важно в экстремальных условиях), преодолевать рвы и расщелины шириной до 4 м. Важным качеством Витязей является их подвижность на местности. С полной нагрузкой транспортеры развивают скорость до 37 км/ч. На плаву машины, благодаря перематыванию гусениц, перемещаются со скоростью 4-5 км/ч.

- Какие профессии Витязи освоили в последнее время?

- Несколько лет назад мы занялись созданием технологических модификаций на существующей базе. Тогда стало очевидно, что спросом наш транспортер будет пользоваться лишь тогда, когда сможет на месте выполнять все операции: поднимать грузы, рыть траншеи, котлованы; выполнять сварочные работы, поливать, орошать, тушить пожары и пр. Поэтому наши специалисты в тесном взаимодействии с заказчиками разработали технические требования и создали целую гамму машин, которые базируются на серийном шасси и снабжены в соответствии с конкретным пожеланием тем или иным профильным оборудованием.В результате был освоен выпуск модификаций ДТ-30 для перевозки длинномерных (до 13 м) грузов и ДТ-10П - с пониженным давлением на грунт, экскаватора ДТ-305 с объемом ковша 0,63 м", самоходного крана ДТ-308 грузоподъемностью 40 т, вахтовой машины с жилым блоком на 6 человек, оснащенным автономной системой жизнеобеспечения, а кроме того, поливооросительной машины ДТ-302, которая, располагая 18-кубовой цистерной, мощным насосом и лафетным стволом с дальностью струи до 60 м, способна успешно бороться с огненной стихией. Заслуживает внимания построенный на заводе аварийный многопрофильный комплекс ДТ-304, который может с помощью установленного на нем оборудования (экскаватора, крана-манипулятора, насоса, сварочного поста) производить грузоподъемные, землеройные и сварочные работы, откачивать воду. Высокую эффективность показал специальный гидравлический кран КС-5771 Мотовилиха грузоподъемностью 25 т, смонтированный на плавающем транспортере ДТ-ЗОП. Данная установка предназначена для выполнения погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и аварийных работ на рассредоточенных объектах. Максимальный вылет трехсекционной телескопической стрелы до 21 м, высота подъема груза до 25 м.

- Есть ли конкуренты у ОАО "Витязь" на российском рынке?

- У Витязей на отечественном, также как и на мировом рынке, всего лишь один конкурент - канадская компания "Formost", да и то ее продукция по всем важнейшим показателям, прежде всего скорости, работоспособности и проходимости, уступает нашим транспортерам. При этом специалисты из страны кленового листа так и не научили свои творения плавать, а их стоимость по сравнению с российскими аналогами в 3 раза выше.

- Расскажите о ближайших перспективах.

- Мы не собираемся успокаиваться на достигнутом. В настоящее время проведена модернизация базовых образцов. Усовершенствованные транспортеры, получившие обозначение ДТ10ПМ и ДТ-ЗОПМ (семейство Вездесущий), вместо танковых дизелей К-46 получили более экономичные моторы ЯМЗ-8471.10 мощностью 800 л.с., пятиместную кабину повышенной комфортности, бортовую контрольно-диагностическую систему, откидывающиеся аппарели на второй секции машины для погрузки и выгрузки перевозимой техники. Скорость на суше возросла до 40 км/ч, на воде - до 5-6 км/ч. Вообще, для разработки новой модификации нашим специалистам требуется от 3 до 6 месяцев. Заказчику остается только определить, какую работу будут выполнять машина и состав монтируемого оборудования. Пока идет изготовление базового шасси, наши специалисты проектируют новую часть, тем самым сокращая сроки работы.

В 2001 году был изготовлен опытный образец малого двух-звенного транспортера МТД-2,5. Этот тягач грузоподъемностью 2,5 т в отличие от своих предшественников снабжен не гусеницами, а восемью колесами с широкопрофильными шинами. Гидрообъемная трансмиссия плавно изменяет скорость от нуля до 45 км/ч. Новый вездеход способен перевозить 12 человек или разнообразное технологическое оборудование.

Автор: П. Николаев

Источник: Строительная техника и технологии 2002г.
















Покупка постельного белья - дело серьезноеПокупка постельного белья - дело серьезное! Люди, склонные к аллергиям,...
Пункты приема металлоломаСдача металлолома в настоящее время превратилась в неплохой вид заработка. ...
Основные процессы при монтаже кровлиЛюбая крыша начинается с монтажа несущей конструкции, которая выполняется из...
Квартира на новый годВ настоящее время достаточное количество граждан любого города, независимо от...