архитектура и строительство

Экологичная реконструкция школьных объектов

Школа|Прежде при строительстве зданий, возведении целых городов и промышленных объектов практически не обращалось специального внимания на проблемы адаптации к природе, поэтому большая их часть не является экологичной в полной мере или вообще не соответствует минимальным требованиям экологичности. Требуется экологичная реконструкция, реставрация и мелиорация (улучшение).

Экореконструкция, экореставрация и экомелиорация - гораздо более трудоемкие мероприятия, чем создание нового экологичного объекта, так как они связаны с необходимостью принципиального изменения существующего технического объекта.

Экологичная реконструкция - это изменение параметров существующего неэкологичного объекта с приведением его и окружающей среды в состояние экологичности (биопозитивности). Экологичная реставрация антропогенного ландшафта - это возврат компонентов ландшафта в естественное (или близкое к нему) природное состояние, которое было несколько десятилетий назад (20-50 и более лет). Экологичная реконструкция объекта включает и реставрацию входящих в него ландшафтов. В случае экореконструкции какого-либо объекта возврат природы к прежнему естественному состоянию может быть только частичен. Например, после проведения мероприятий по экологизации объекта часть ранее освоенной территории будет возвращена в состояние "зеленой лужайки", загрязненная река будет очищена и т.д. Конечной целью экореконструкции является создание экологичного поселения, завода, энергокомплекса и др., восстановление прежнего естественного состояния природной среды, а в итоге - повышение качества окружающей человека среды в городе, на заводе, повышение качества жизни человека.

Экореконструкция и экореставрация - это сравнительно новые понятия, означающие, с одной стороны, экологизацию ранее построенных и эксплуатирующихся неэкологичных объектов, а с другой стороны, возврат природной среды в прежнее состояние (имеется в виду достижение прежней чистоты воздуха, воды, почв, восстановление ландшафтов, лесов и др.). Экореставрация касается только ранее созданных антропогенных ландшафтов (городских, промышленных, сельскохозяйственных и др.) и означает их восстановление и возврат к прежнему природному состоянию. Эти ландшафты могут быть используемыми для проживания или хозяйственной деятельности или же "покинутыми", т.е. заброшенными после окончания хозяйственного использования.

Экологичная реконструкция и реставрация должны носить комплексный, системный характер и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Без этого системно го подхода экореконструкция отдельных направлений жизни и деятельности человека и экореставрация загрязненных ландшафтов не позволит достичь цели - восстановления природной среды и повышения качества жизни одновременно с достижением экологического равновесия и устойчивого развития. При разработке комплексной программы экореконструк ции и экореставрации необходимо учитывать ряд экологических ограничений, условий устойчивого развития и принципов экологизации (биопозитивности). Для знания основ экореконструкции и экореставрации специалисты и граждане должны быть экологически образованы.

Экологичные учебные заведениястали все шире использоваться для экологического образования и воспитания за рубежом.

В Канаде, провинция Онтарио, построен экологический центр "Река Войн", предназначенный для обучения 200 учащихся способам гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. В 16-угольном здании площадью около 600 м2 использованы энергия ветра и солнца для нагрева воды, охлаждения и вентиляции; энергосберегающие решения, аккумулирование энергии, переработка отходов с помощью биорегенерации. Крыша - в виде кровли-газона.

Институт Азиатских исследований в Ванкувере - учебное и исследовательское заведение, в котором применены системы естественной вентиляции, солнечные батареи на кровле, экологичные строительные материалы и экологичные отходы для вторичного использования, биотуалеты для отказа от подключения к канализационной сети и экономии воды.

Такие новые эко-центры созданы во многих странах и в них одновременно обучается небольшое число студентов.

Школьные и дошкольные учреждения, вузы, техникумы, училища - это как раз те учреждения, с которых должно начинаться экологическое образование будущих граждан и специалистов. Именно там должно воспитываться экологичное мышление, гуманное отношение к природе.

На наш взгляд, широкое экологи ческое образование возможно путем экологичной реконструкции существующих учебных заведений. Особо актуален вопрос первоочередного проведения экореконструкции всех школьных (или учебно-воспитательных) объектов -детских садов, школ, колледжей, университетов и других учебных заведений. Экологичная реконструкция всех учреждений образования необходима в первую очередь для экологического воспитания учащихся самой средой зданий и инженерных сооружений, прилегающихландшафтов.

Экологичная реконструкция учебных заведений должна носить системный характер, она может осуществляться по этапам, каждый из которых будет решать один из конкретных вопросов роста экологичности и сможет служить наглядным пособием для обучения. Экореконструкция должна быть направлена не только на дости жение независимости зданий от внешних сетей, на незагрязнение природы и ее поддержку, но и на получение красивой архитектурно-ландшафтной среды. Основными направлениями экореконструкции здесь могут быть:



создание красивой и здоровой архитектурно-ландшафтной среды; :



использование возобновимой энергии для энергоснабжения (отопления, освещения и пр.);



экономичность потребления ресурсов (энергии, воды, газа);



утилизация всех органических отходов с получением биогаза, удобрения;



поддержка биоразнообразия, флоры и фауны.

Для этого можно использовать следующие мероприятия:



установка в допустимых местах (кровля, ограждения лоджий, подпорные стены, специальные башни и пр.) оборудования для утилизации возобновимой энергии (солнечной, ветровой, геотермальной, биоэнергии), размещение аккумуляторов энергии в подвальной части зданий;



дополнительное наружное утепление стен с помощью эффективной теплоизоляции и устройство новой наружной отделки; устройство "пассивного" солнечного отопления и охлаждения с использованием систем автоматизации;



использование естественной системы вентиляции;



утилизация всего внутреннего тепла (от людей, приборов) с помощью тепловых насосов;



сбор и использование дождевой воды с твердых покрытий, вторичное использование воды из умывальников для смыва в туалетах;



повышение звукоизоляции стен и перекрытий путем наклейки звукоизоляционных плит на потолки и стены;



замена пола на хорошо звукоизолирующие конструкции, например, с укладкой тонкого слоя пенополистирола и гипсоволокнистых плит;



устройство плодового сада, удобряемого получаемым из органических отходов школы гумусом;



создание школьного зоологического сада, устройство школьной теплицы с экзотическими растениями;



устройство "зеленых коридоров" на территории;



устройство велодорожек. Зеленые коридоры можно устраивать и над автодорогами, располо женными рядом со школой;



размещение в подземной части школьной территории многочисленных эксплуатируемых школьных помещений - от библиотеки и читального зала до спортзалов и дискотеки;



устройство эксплуатируемой кровли-газона с выходом на нее из лестничной клетки ;



освещение школьной территории с помощью автономных источников, питающихся от солнечной энергии и автоматически включаемых и выключаемых;



устройство освещения подземных зданий и сооружений с помощью ввода дневного света от концентраторов и системы зеркал;



пристройка к наружной стене остекленной теплицы в нижней части здания (высотой на один или два этажа);



прикрепление к наружным глухим стенам здания в период их утепления и отделки декоративных керамических держателей для наружного сплошного вертикального озеленения, для укоренения которого устра ивают декоративно оформленные проемы в отмостке;



устройство водо- и воздухопроницаемых твердых покрытий по грунту вместо непроницаемых асфальтовых или бетонных;



установка ветроагрегатов, осуествляющих полив насаждений и приводящих в действие фонтаны (в летнее время);



устройство ветроагрегатов, дающих электроэнергию для постоянного обогрева наружных твердых покры тий (тротуаров, дорожек, лестниц), чтобы в зимнее время эти покрытия были сухими и свободными от снега и льда.

Все описанные системы могут быть включены в общую систему экологического образования и воспитания учащихся. Для этого в учебно-воспитательных зданиях нужно использовать самые современные системы экологизации, требующие применения быстродействующих процессоров. Например, здесь можно применить отдельные детали или целый комплекс "умного" здания, представляющего собой полностью экологизированное здание, следящее с помощью датчиков за многими параметрами и своевременно вмешивающееся с помощью эффекторов.

Автор: А. Н. Тетиор. д.т.н.

Источник: Жилищное сторительство
















Межвенцовый утеплитель сохраняет дом от холода и влагиВо все времена при строительстве дома использовался утеплитель. Причем клался...
Какой он - хороший электрик?Мастер электрик - прежде всего человек и ничто человеческое ему...
Электрическое отопление частного домаИспользуя инфракрасные системы, легко оборудовать отопление в доме. Электрические конвекторы...
Кровля из профнастила: преимущества выбораИз всего нынешнего разнообразия материалов, которые применяются для строительства кровли,...
сервисное обслуживание вентиляции, обслуживание вентиляционного оборудованияПроведение мероприятий профилактических работ имеет очень большое значение для безаварийного...