архитектура и строительство

Современные асфальтобетонные заводы

Завод|В последние годы объемы строительных дорожных работ значительно уменьшились. Так, если до 1985 года строилось 25 тыс. км. новых дорог ежегодно, а в период 1987-1991 годов этот показатель достигал рекордной для нашей страны величины - 40 тыс. км дорог, то на сегодняшний день объемы дорожного строительства сократились в восемь раз и не превышают 5 тыс. км. Ремонтируется 15-17 тыс. км. дорог ежегодно.

Несмотря на такое снижение уровня дорожного строительства, потенциальный спрос на дорожную технику, и в том числе на асфальто-смесительные установки, сохраняется. Это объясняется, прежде всего, тем, что практически не производится капитальный ремонт оборудования асфальтобетонных заводов.

В середине восьмидесятых на наш рынок стала поступать немецкая техника фирмы Teltomat. За прошедшее с 1985 года время закуплено и установлено свыше 50 асфальтосмеси-тельных заводов этой фирмы производительностью 100 т/ч. В начале 90-х отечетвенный рынок начали осваивать и другие немецкие производители. У нас появились асфальтосмесительные заводы мировых лидеров дорожной техники - Amman и Benninghoven, a также оборудование других производителей.

Современные зарубежные установки с тензометрическими системами взвешивания позволяют увеличить точность дозирования на порядок. Микропроцессорные системы управления установками, существующие сегодня на большинстве производимого оборудования, позволяют в непрерывном режиме контролировать весь технологический процесс приготовления смесей, быстро переходить на выпуск смесей по любому, заранее выданному рецепту.

Фирма Ammann поставляет на наш рынок асфальтосмесительные установки башенной компоновки, работающие по классической башенной технологии, производительностью от 80 до 240 т/час, конструктивные решения которых могут быть изменены в зависимости от потребностей заказчиков, Например, разработан вариант установки с теплоизоляционной обшивкой для работы при минусовых температурах. Тензометрические системы взвешивания материалов обеспечивают точность до 0,1%, а рассеивание каменных материалов на 6 фракций и целый ряд других конструктивных особенностей гарантируют высокое качество асфальтобетонных смесей.

Блочная конструкция установок позволяет выполнять их монтаж в сжатые сроки, при этом габариты узлов и агрегатов позволяют транспортировать их по автомобильным и железным дорогам. Пульты установок оснащены микропроцессорным управлением и поступают полностью смонтированными.

На отечественном рынке представлены асфальтосмесительные установки фирмы Benninghoven: стационарные, производительностью 40-250 т/час; блочные полустационарные производительностью 100-200 т/час; мобильные на 60-160 т/час.

Система грохотов установок позволяет разделить минеральные материалы на 6 фракций, что совместно с другими техническими решениями, в том числе высокой точностью взвешивания, дает возможность гарантировать хорошее качество смесей. По заказу потребителей устанавливаются горелки для работы на мазуте любой марки, дизельном топливе, природном или сжиженном газе, а также на угольной пыли. Все установки оснащены накопительными бункерами готовой смеси. Очистка дымовых газов выполняется с помощью тканевых фильтров. Нагрев битума до рабочей температуры и обогрев битумопроводов осуществляется с помощью нагревателей жидкого теплоносителя мощностью от 300 до 400 кВт.

Конструктивные особенности установок обеих фирм, а именно большой объем сушильных барабанов и смесителей, позволяют утилизировать старый асфальт и применять материалы с повышенной влажностью без снижения номинальной производительности. Установленный в кабине компьютер позволяет быстро переходить на любую рецептуру смесей, непрерывно фиксировать количество приготовленных замесов, строго выполнять заданные технологические режимы.

Фирма Teltomat выпускает асфальтосмесительные установки производительностью от 60 до 300 т/час. Асфальтосмесительные установки типа IV-S и V-S, поставлявшиеся ранее в Россию, в настоящее время капитально модернизированы. Горелки для сушильного барабана выпускаются для работы на легком (дизельном) топливе и тяжелом (мазут), а также на природном и сжиженном газах. Грохочение каменных материалов на четыре и шесть фракций наряду с другими конструктивными изменениями гарантирует высокое качество смесей. Агрегат питания имеет до 8 бункеров, что позволяет выпускать любые рецептуры смесей. Объем смесителей увеличен от 800 до 3000 кг.

Нагрев битума до рабочей температуры, обогрев битумопроводов и оборудования осуществляется с помощью нагревателей жидкого теплоносителя тепловой мощностью от 230 до 350 кВт. Накопительные бункеры готовой смеси имеют вместимость от 80 до 500 т. Рукавные матерчатые фильтры позволяют очистить уходящие из сушильного барабана газы с эффективностью до 2 мг/н м. куб. Процессы дозирования, взвешивания, перемешивания и подачи всех материалов могут осуществляться с помощью релейного или микропроцессорного управления, в зависимости от условий, предъявляемых заказчиком. Все установки имеют дополнительное оборудование для переработки старого асфальта.

Зарубежные производители предлагают широкий выбор асфальтосмесительных установок практически любой производительности, стационарные и мобильные. В этой связи заслуживают особого внимания передвижные установки большой производительности. Они, как правило, используются при строительстве новых дорог, что сопряжено с большим объемом работ, а перебазирование связано с большими затратами времени и средств.

Одной из таких установок является установка фирмы ASTEC (США). С учетом оригинальности конструкции, ее можно рассмотреть более подробно. Фирма выпускает передвижные установки типа М-Раск производительностью от 100 до 400 т/ч. Самой главной особенностью установок М-Раск является принципиально новая конструкция сушильно-смесительного барабана, которая дает возможность совместить положительные качества стационарных и передвижных установок. Все элементы конструкции установок выполнены в виде отдельных перевозимых блоков-модулей, которые быстро могут быть объединены и смонтированы на новом месте.

Эта установка может быть эффективна и при использовании ее в качестве стационарной (т.е. при работе на одном месте более 2-3 лет), т.к. даже однократная экономия на монтаже и фундаментах уже очень значительна. Фундаменты выполняются только для накопительных бункеров. Все остальные модули установки могут монтироваться на забетонированной или асфальтированной площадке. Все модули установки оснащены прочными рамами, которые заменяют фундаменты. Все электрические кабели между модулями соединяются с помощью штекерных разъемов. Блоки установок выполнены по габаритам и массе с учетом их транспортировки по автомобильным дорогам с помощью трейлеров, или по железной дороге.

Принципиальным отличием установок типа М-Раск от других, является конструкция сушильно-смесительного барабана, который выполнен коаксиальным (два барабана - один внутри другого). При этом внутренний барабан является сушильным барабаном с противоточным обогревом. Внешний барабан, который не полностью охватывает внутренний, снабжен внутри лопатками и является смесителем. Лопатками также оснащена и соответствующая наружная сторона внутреннего барабана. Внешний барабан имеет теплоизоляцию и не вращается. Таким образом, процесс перемешивания смеси происходит в кольцевом пространстве между двумя барабанами. Такая конструкция позволяет существенно сократить потери тепла и соответственно снизить расход топлива. Данная система смешения дает возможность использовать до 50% повторно используемого дробленого асфальта (или "фрезажа"). Благодаря наличию заслонок с гидроприводом, возможен свободный доступ в зону перемешивания для контроля или замены лопаток.

Система дозирования установки решена путем взвешивания материалов на ленте, питающей сушильный барабан, с помощью тензометрических датчиков.

Тарировка взвешивающего устройства выполняется тарировочными грузами. Установка оснащена рукавными матерчатыми фильтрами в виде отдельных блоков, с автоматической очисткой рукавов. Конструкция накопительных бункеров дает возможность длительного хранения смеси до 3-4 суток и более. С этой целью предусмотрен надежный обогрев и теплоизоляция бункеров, и исключен контакт с воздушной средой. Загрузка силосов осуществляется с помощью обогреваемого скребкового конвейера.

Битум нагревается с помощью установок НЕАТЕС для нагрева жидких теплоносителей, типа НС. Для удобства монтажа и транспортирования битум хранится и нагревается в цистернах вместимостью 100-200т. с системой тепловых регистров из цельнотянутых труб.

Управление установкой осуществляется из отдельной кабины с пультом, в который также размещена компьютерная система управления и регулирования процессов приготовления смесей.

В заключение следует отметить, что компоновка отдельных блоков и агрегатов может быть изменена в зависимости от размеров и формы площадки, что предусмотрено в конструкции.

В начале 90-х годов к производству асфальтосмесительных установок совместно с зарубежными фирмами (итальянскими и немецкими) приступили АО "Саста" и российско-германское совместное предприятие "Росасафальт". Основные комплектующие узлы и детали, определяющие технический уровень, надежность и долговечность всей установки, поставляются, как правило, из-за рубежа. Производимое оборудование вполне соответствует европейскому уровню техники и по сути является пионерным в области производства оборудования подобного класса в России.

АО "Саста" приобрело право на производство и продажу оборудования итальянской фирмы Bernard!. Производимая предприятием установка М1С875Е150 является стационарной, башенного типа и работает по классической горячей технологии. Ее отличительные особенности - наличие теплоизолированного сушильного барабана, что позволяет снизить тепловые потери при сушке и нагреве каменных материалов, и наличие универсальной горелки, которая может работать на жидком и газообразном топливе.

Система грохотов установки обеспечивает рассев каменных материалов на пять фракций, что совместно с другими техническими решениями гарантирует высокое качество смесей. Установка имеет в своем составе накопительный бункер готовой смеси вместимостью 100 т и нагреватель жидкого теплоносителя тепловой мощностью около 350кВт, используемый для нагрева битума до рабочей температуры и обогрева битумопроводов и оборудования. Для очистки от пыли используются тканевые фильтры с высокой степенью очистки до 20 мг/м3. Пыль используется в технологическом процессе. Установка снабжена микропроцессорной системой управления с возможностью непрерывного контроля и записи технологического процесса и перехода на любые, заранее заданные рецептуры смесей.

С 1998 года АО "Саста" выпускает совместно с фирмой "ИЛАН Л" и итальянской фирмой Marini мобильную асфальтосмесительную установку типа MAP 100 SPE 160L производительностью 100-160 т/час. Агрегат питания установки состоит из четырех бункеров общей вместимостью 8 м3 и перевозится на шасси полуприцепа. Сушильный барабан типа Е 160 (с горелкой на дизельном или газовом топливе) смонтирован на полуприцепе. Аналогично смонтированы и остальные крупные узлы и агрегаты: мобильный рукавный фильтр типа ГМ 384/48; генератор 300 кВт; винтовой конвейер; агрегат грохочения; блоки емкостей для битума и топлива; кабина оператора с пультом управления.

Пульт управления с электронной системой дозирования, монитором, клавиатурой и принтером имеет в памяти компьютера 100 рецептов различных смесей.

Совместное российско-германское предприятие СП "Росасфальт" изготавливает асфальтосмесительные установки по чертежам и технологии бывшей немецкой фирмы Wibau. Выпускаются установки разной производительности - 50 т/час (мобильные), 100 и 160 т/час (стационарные). Горелка, все системы управления и автоматики, механические и гидравлические приводы, системы автоматики, компьютерные системы управления поставляются из Германии. При адаптации оборудования применительно к нашим условиям учтены особенности наших каменных и вяжущих материалов. Система очистки уходящих газов на основе матерчатых фильтров очищает с эффективностью до 20 мг/м3. Управление установкой микропроцессорное с компьютеризированным пультом в кабине управления. Виброгрохот для горячих материалов позволяет получить четыре фракции. Нагрев битума до рабочей температуры и битумопроводов осуществляется с помощью установок для нагрева жидкого теплоносителя. Накопительный бункер готовой смеси вмещает объем смеси, равный часовой производительности.

Кременчугское производственное объединение "Дормашина" выпускает две асфальтосмесительные установки: ДС-185, производительность 40-45 т/час, и стационарную асфальтосмесительную установку периодического действия ДС-168 производительность 130-150 т/час. По сравнению с выпускавшимися ранее установками ДС- 117-2Е и 2К, модель ДС-185 обладает повышенными показателями производительности, надежности и улучшенной системой очистки уходящих газов. Конструкция установки позволяет быстро изменять рецептуру смеси и выполнять все операции технологического процесса. Управление всей установкой централизовано и осуществляется с пульта управления, размещенного в кабине оператора.

Сушильный агрегат приспособлен для использования легкого и тяжелого топлива. Конструкция лопастей сушильного барабана обеспечивает оптимальный режим просушивания материала и защиту барабана от воздействия открытого огня. Управление процессами осуществляется дистанционно. Система очистки уходящих газов, включающая предварительную ступень очистки и четыре циклона типа СЦН-40, а также мокрый пылеуловитель на основе скруббера Вентури, обеспечивают очистку уходящих газов до 99,2%. Обогрев битумных, топливных коммуникаций и емкостей осуществляется горячим маслом по замкнутой системе. В нагревателе жидкого теплоносителя применяется масло И-20А в количестве 1,2 м3. Установка отгружается потребителям блоками высокой монтажной готовности, что сокращает время монтажа и повышает качество монтажных работ

В состав установки ДС-168 входят следующие основные узлы и агрегаты: агрегат питания, транспортер, сушильный агрегат, смесительный агрегат, агрегат минерального порошка, бункер готовой смеси, битумная обогреваемая цистерна, нагреватель битума, топливный бак, кабина оператора, нагреватель теплоносителя огневой. Все процессы автоматизированы и имеют дублирующее дистанционное управление. Управление всей установки централизовано и осуществляется с пульта, размещенного в кабине оператора. При работе сушильного агрегата используется жидкое топливо, в том числе топочные мазуты. Перед сушильным барабаном установлен колосниковый грохот и бункер для сбора негабарита. Розжиг форсунки сушильного барабана и управление режимом горения осуществляется из кабины оператора. Установка допускает выгрузку готовой смеси как из бункера готовой смеси, так и непосредственно из мешалки.

Завод "Центросвар" в Твери выпускает асфальто-смесительную установку, аналогичную по своим параметрам установке ДС-185 ("Дормашина"). В текущем году завод планирует комплектовать выпускаемые установки микропроцессорными системами управления и тканевыми фильтрами для очистки уходящих газов.

Мобильные асфальтосмесители фирмы ERMONT (Франция) имеют в основе сушильно-смесительный барабан, в котором зоны сушки материалов и перемешивания их с битумом разделены экраном из непрерывного потока минеральных материалов. Эти смесители типа TSM выпускаются 6 модификаций, производительностью от 25 до 500 т/час. Фирмой выпускаются также транспортабельные (перебазируемые) асфальтосмесители по классической схеме, производительностью от 120 до 200 т/час, 6 модификаций.

Авторы: Марышев Б. С., к.т.н., СоюзДорНИИ, Соловьев Б. Н., к.т.н.

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии", март-апрель 2001 г.




Идеальный интерьер: в поисках правильных решений Объяснять современному жителю квартир, какое воздействие на него оказывает обстановка,...
Секреты долговечности фальцевой кровлиСложно представить себе дом без крыши, причем, которая надежно защищала...
Домашние хлопотыОбстановка в собственном доме волнует многих, и используют для создания...
Как выбрать хороший электроинструмент? Ассортимент электроинструента становиться все больше, поэтому многим потребителям становиться...
Как купить недвижимость в Финляндии и можно ли ее сдавать в аренду?Все больше людей из самых разных стран мира стремятся купить...