архитектура и строительство

Отечественные и зарубежные производители строительной техники

Бульдозеры|Универсальным оборудованием, с которого начинается почти каждая стройка, является бульдозер. Внешний вид этих мощных машин остается неизменным многие годы - гусеничный трактор, перед которым крепится инструмент для производства работ - металлический отвал. Бульдозер неприхотлив в обслуживании, обладает высокой проходимостью и маневренностью. В силу особенностей производства (модульные заменяемые узлы) бульдозеры обладают высокой степенью ремонтопригодности. На строительных площадках также можно встретить и пневмоколесные бульдозеры, которые работают на зачистных работах и на легких грунтах.

БУЛЬДОЗЕРЫ

Основная функция бульдозера состоит в перемещении на короткие расстояния больших объемов грунта. Бульдозеры используются при возведении дамб и плотин, профилировании насыпей, грунтовых дорог, снятии грунта, засыпке траншей, выравнивании грунтовых поверхностей. В силу универсальности машин их также используют при подготовке дорожной полосы отвода - полная расчистка полосы от деревьев, корчевка пней.

Машины могут оборудоваться различными типами бульдозерных отвалов: прямыми, сферическими и полусферическими (универсальными и полууниверсальными по международной терминологии), поворотными (т. е. поворачивающимися в плане), с поперечным перекосом (когда один угол отвала поднят выше другого) и изменяемым углом резания (углом наклона отвала на виде сбоку).

Российские строители знакомы с различными моделями бульдозеров от разнообразных производителей этой техники, как отечественных, так и зарубежных.

В рамках международной кооперации в 70-е годы советские заводы широко сотрудничали с польскими машиностроителями, в том числе с заводом в городе Сталова Воля, достаточно известным в России, а строительная техника марки Stalowa Wola хорошо зарекомендовала себя на наших строительных площадках.

С начала 70-х годов машиностроительный завод Huta Stalowa Wola за счет кооперации с ведущими мировыми производителями строительных машин, в том числе с International Harvester, в короткие сроки полностью перестроил производство в соответствии с требованиями рынка и добился признания своей продукции. В результате партнерства американской компании Komatsu Dresser Company и польского концерна Huta Stalowa Wola была основана совместная торгово-маркетинговая фирма Dressta Co. Ltd. - хорошо известное среди российских строителей имя зарубежного поставщика.

Бульдозеры, поставляемые Dressta, выпускаются в нескольких модификациях: гусеничные трактора различных тяговых классов, машины с уширенным гусеничным ходом (пригодным для работы на слабых и заболоченных грунтах), машины с увеличенной длиной гусеничного хода. На бульдозеры от Dressta устанавливаются, в зависимости от модели, двигатели Cummins или Komatsu. Они оборудованы системой привода модульного типа, т.е. любой из агрегатов при необходимости может быть снят и заменен без демонтажа соседних агрегатов и узлов. Шлицевые соединения между агрегатами трансмиссии не требуют подгонки и точной установки относительно друг друга.

Самые легкие бульдозеры ряда Dressta оснащаются шестиоперационным отвалом, тогда как другие типоразмеры могут оборудоваться прямыми, поворотными в плане, полусферическими и сферическими отвалами. Дополнительно бульдозеры могут комплектоваться рыхлительным оборудованием, причем число рыхлящих зубьев колеблется от одного у наиболее мощных до пяти у легких машин. Максимальная глубина рыхления равняется 1,7 м.

Кабины бульдозеров Dressta напоминают усеченные пирамиды с 4 или 6 гранями. Внутренний интерьер кабин, а также их стандартное и дополнительное оборудование полностью соответствуют международным требованиям в части комфорта и безопасности оператора.

Также хорошо знакомы российские строители с техникой ведущего мирового производителя - японского концерна Komatsu. Японские машиностроители длительное время сотрудничают с отечественными строительными организациями - первые образцы техники Komatsu для освоения просторов Крайнего Севера были поставлены в СССР еще в 60-е годы.

Гусеничные бульдозеры Komatsu поставляются как в стандартной комплектации, так и в различных дополнительных вариантах. Бульдозер может быть оснащен уширенными траками и предназначен для слабых грунтов; может выпускаться с удлиненной базой. Кроме того, машина может оснащаться гидрообъемной системой управления движением. В номенклатуре нестандартного оборудования предлагаются резиновые гусеничные ленты, обеспечивающие бесшумный ход машины, щадящие опорное покрытие и не требующие технического обслуживания. Резиновые гусеничные ленты могут быть двух типов: стандартные - для обычных грунтовых условий и уширенные - для работы на заболоченных участках.

Внешний вид новейших гусеничных бульдозеров марки Komatsu достаточно привлекателен и необычен, создает впечатление легкости и изящества.

Komatsu оснащает машины дизелями собственного производства, созданными специально для землеройных машин. Эти среднескоростные двигатели с непосредственным впрыском топлива отличаются хорошими мощностными характеристиками, высоким крутящим моментом, топливной экономичностью и низкой токсичностью выхлопа.

Кабины бульдозеров Komatsu в полной мере соответствуют требованиям международных и национальных сертификационных органов к комфорту и безопасности оператора.

Самая большая линейка выпускаемой техники приходится на долю марки Caterpillar. Эти машины, пользующиеся заслуженной славой, хорошо известны отечественным строителям на протяжении не одного десятка лет.

Фирма оснащает свои бульдозеры дизелями собственного производства, спроектированными с учетом особенностей работы землеройных машин. Наиболее важные характеристики двигателей - большая мощность и повышенный запас крутящего момента.

Стандартное исполнение бульдозеров Caterpillar предназначено для тяжелых бульдозерных и обычных планировочных работ. Компания поставляет также несколько специализированных версий. Бульдозеры могут выпускаться с увеличенной мощностью и удлиненной базой, что обеспечивает повышенные рабочие скорости, более равномерное распределение опорной нагрузки, улучшенную планировку и хорошую курсовую устойчивость. Выпускаются машины с большей колеей и уширенными траками, позволяющими эффективно работать на рыхлых или излишне влажных грунтах.

Область применения колесных бульдозеров вообще и Caterpillar в частности отличается от области применения гусеничных машин. Колесные бульдозеры используются на более легких грунтах и работах по зачистке. Более легкие работы соответствуют меньшим тяговым возможностям, повышенным скоростям и уязвимости резиновых покрышек. Они имеют много общих узлов и агрегатов с пневмоколесными погрузчиками, в том числе и шарнирно сочлененную раму. На передней ее части монтируется бульдозерное оборудование, на задней - кабина, моторный отсек и трансмиссия. Пневмоколесные бульдозеры оснащены двигателями Caterpillar, конструкция которых предусматривает возможность как модульного капитального ремонта, так и ремонта с заменой отдельных деталей. Передние мосты связаны с передней частью рамы жестко, задние могут качаться в поперечной плоскости относительно рамы на +12-15?. Кабины оборудованы конструкциями безопасности, кондиционерами, воздушными фильтрами, регулируемым креслом анатомического профиля и настраиваемой рулевой колонкой.

Немецкий концерн Liebherr производит более скромный модельный ряд гусеничных бульдозеров. Правда, каждая из моделей может поставляться в 7-9 модификациях (разные отвалы, траки, гусеницы и рыхлители), так что реальное число моделей гораздо больше.

Концерн Liebherr выпускает гусеничные бульдозеры различных тяговых классов. Машины могут выпускаться с удлиненным гусеничным ходом и оснащаться широкими траками для работы на слабых и заболоченных грунтах.

Liebherr является разработчиком электронно-гидравлической системы Litronic, совмещающей интеллектуальные способности современного компьютера и возможности новейших гидравлических механизмов. На гусеничных бульдозерах фирмы система Litronic отвечает за работу ходовой гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным приводом. Серьезное внимание уделено техническому обслуживанию. Система Litronic обеспечивает автоматический мониторинг состояния агрегатов гидросистемы и при необходимости - диагностику неисправностей. Основные точки обслуживания бульдозера и диагностики его агрегатов сгруппированы и расположены в легкодоступном месте.

Бульдозеры Liebherr комплектуются дизелями собственного производства, сконструированными специально для строительных машин. Эти среднескоростные длинноходовые двигатели с непосредственным впрыском топлива отличаются экономичностью, малотоксичным выхлопом и низким уровнем шума.

Бульдозерное оборудование комплектуется одним из следующих типов отвалов: прямым, полусферическим, сферическим или поворотным с изменяемым углом наклона.

Fiat-Hitachi - еще одно громкое имя рынка дорожных и строительных машин. Бульдозеры в номенклатуре продукции фирмы представлены слабо и не очень часто приобретаются российскими строительными подрядчиками.

Бульдозеры комплектуются полусферическими, сферическими и поворотными отвалами различной вместимости и одно- или трехстоечными рыхлителями с параллелограммной подвеской, сохраняющей угол рыхления постоянным при любой глубине. На машины устанавливаются дизельные двигатели Fiat с непосредственным впрыском, увеличенным ходом поршня и пониженной скоростью коленвала. По заявлениям фирмы, машины с этими моторами могут эффективно работать на высоте до 2500 м без специального оснащения. Операторская кабина по уровню комфорта и безопасности соответствует нормам международных сертификационных организаций.

Стандартная комплектация кабины включает: регулируемое сиденье с ремнями безопасности, электронно-цифровой монитор сосветовой индикацией нештатных ситуаций, воздухоочиститель и вентилятор, конструкции ROPS/FOPS и отопление. Опрокидывание кабины специальным гидроподъемником упрощает доступ к агрегатам трансмиссии при обслуживании. Межтраковые шарниры гусеничных цепей, подшипники катков и звездочек заправлены долговременной смазкой и герметизированы. Гусеницы натягиваются передними ведомыми звездочками ("ленивцами") под действием пружин и натяжных гидроцилиндров. Катки и звездочки оборудованы специальной защитой от возможных повреждений, а специальные направляющие исключают соскакивание гусеницы при маневрировании.

Традиционные представления о бульдозерах в полной мере можно отнести к внешнему виду машин Fiat-Hitachi. Конструкторы фирмы создали современный дизайн, придав кабине вид многогранной усеченной пирамиды и заменив плавные очертания корпуса ярко выраженными гранями на стыках плоских облицовочных элементов кожуха и капотов.

Бульдозеры Case все чаще встречаются на российских строительных площадках. Модельный ряд Case включает в себя сравнительно небольшие машины: рабочая масса самой тяжелой из них немногим более 12 т. Бульдозеры оснащаются двигателями собственного производства. В ходовой части используются гусеницы с закрытыми и постоянно смазываемыми шарнирами, а также закрытые ролики гусениц, ведущие ролики и ленивцы барабанного типа с "вечной смазкой". В комплект поставки могут входить уширенные траки и более широкие гусеницы с увеличенной площадью контакта с грунтом для повышения устойчивости машины, уменьшения погружения в грунт, улучшения качества работ на боковых склонах и при финишном выравнивании.

Достоинствами машин Case являются усиленные электрические компоненты, применяемые в бульдозерах. Использование этих элементов позволяет запускать машину и работать на ней в предельных погодных условиях.

Традиционно большое внимание уделено техническому обслуживанию машин: используются быстросменные навинчивающиеся фильтры, легко открывающаяся дверца доступа и сгруппированные точки обслуживания. Стандартом для бульдозеров Case является простота управления и высокий комфорт оператора.

Старейший завод по производству тракторов в России - "Челябинский тракторный завод" (ЧТЗ). ЧТЗ начал свою историю как комсомольская стройка 30-х годов, а уже в 1938 году трактор С-65 был отмечен высшей наградой "Гран при" на Всемирной выставке в Париже. В 1984 году ЧТЗ выпустил с конвейера миллионный трактор.

Бульдозеры ЧТЗ - неотъемлемая часть российского строительного пейзажа. Модельный ряд включает в себя машины трех тяговых классов, семи модификаций, с рабочей массой от 10,6 до 16,7 т. Бульдозеры оснащаются четырехтактными дизельными двигателями, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива.

В ходовой части используются многокатковые тележки гусениц с числом катков 6-7. Использование прогрессивных технологий обработки материалов позволяет значительно увеличить срок службы изделий, а также значительно снизить время, затрачиваемое на регулировки.

Бульдозеры оснащаются тремя типами отвалов - полусферическим, прямым и поворотным, а также рыхлительным оборудованием параллелограммного типа с одно- или трехзубым рыхлителем глубиной рыхления до 650 мм.

Большое внимание уделяется простоте управления и комфорту оператора - площадь остекления кабины увеличена в 1,5 раза. Рациональная установка осветительных приборов позволила увеличить продолжительность работы машин на 20 %.

На ЧТЗ разработан и изготовлен опытный образец трактора под заводской маркой Т2000 с бульдозерно-рыхлительным оборудованием и гидростатической трансмиссией фирмы "Саксенгидравлик".

ОАО "Промтрактор" - крупнейший производитель мощной техники, используемой для выполнения тяжелых землеройных работ в промышленном, дорожном, нефтегазовом и гидротехническом строительстве, вскрышных работ в горно-добывающей промышленности, ирригационных - в сельском хозяйстве, а также для выполнения плантажных, мелиоративных и аварийно-спасательных работ и прокладки нефте- и газопроводов.

В состав номенклатуры выпускаемой в настоящее время продукции входят бульдозеры-рыхлители гусеничные 9 модификаций (в зависимости от типа и мощности двигателя), весом от 28 до 95,5 т. Все они оснащаются двигателями волгоградского и ярославского заводов, а также фирмы Cummins (США).

Бульдозеры оборудуются полусферическими отвалами и однозубым рыхлителем параллелограммного типа.

Полужесткая ходовая система состоит из двух гусеничных тележек, прокачивающихся на оси бортовых передач. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподжимными уплотнениями типа DUO-CONE.

Натяжение гусеничной цепи облегчено благодаря применению гидравлического механизма натяжения, установленного совместно с механизмом сдавания. Число опорных катков 14 (по 7 с каждой стороны). Число поддерживающих катков 4 (по 2 с каждой стороны). Гусеницы с уплотнением и смазкой шарниров на весь срок эксплуатации, с разъемным замыкающим звеном.

Кабина двухместная, установленная на резиновых амортизаторах. Шумопоглощающая обивка, обеспечивающая максимальную обзорность, большая площадь остекления стеклопакетами, исключающими обледенение стекол, подрессоренное, регулируемое под индивидуальный вес и рост оператора сиденье, вентиляционная установка с калориферным обогревателем обеспечивают оператору комфортные условия труда. Оборудуется независимым отопителем, работающим на дизельном топливе.

ОДНОКОВШОВЫЕ ПОЛНОПОВОРОТНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Следующей по популярности машиной, используемой на строительных площадках для производства земляных работ, перегрузки сыпучих и кусковых материалов и выполнения других работ, в зависимости от установленного дополнительного оборудования, является экскаватор.

Экскаваторы являются основным типом землеройных погрузочно-разгрузочных машин. Основной рабочий орган экскаватора - ковш, но благодаря широкой номенклатуре навесного оборудования (грейферы, погрузочные ковши, гидромолоты, гидроножницы и др.) экскаватор становится машиной универсальной.

Экскаваторы бывают цикличного (одноковшовые) и непрерывного действия (многоковшовые), также они классифицируются по типу механизма передвижения: на колесном и гусеничном ходу.

Среди основных направлений развития техники ведущие производители называют повышение производительности и эффективности экскаваторов. В конкретных моделях эти характеристики реализуются за счет увеличения скорости рабочих операций и усилий копания, что, в целом, обеспечивает повышение цикловой производительности; совершенствования геометрии и кинематики стрелы и рукояти, что увеличивает рабочую зону экскаватора; использования быстродействующих захватов для сменных рабочих органов; автоматического программирования режимов работы двигателя; снижения частоты и объема технических обслуживаний. Производители обращают внимание также на улучшение проходимости, на безопасность при транспортном перемещении и рабочих режимах.

Традиционно большое внимание уделяется условиям работы оператора. Современный экскаватор невозможно представить без защиты кабины конструкциями ROPS (от повреждения при опрокидывании) и FOPS (от предметов, падающих сверху); надежной звуко-, вибро- и теплоизоляции кабины; хорошей вентиляции, кондиционирования и отопления; общей продуманной организации рабочего места оператора.

Безусловно, в условиях конкуренции на выбор машины оказывают влияние такие факторы, как надежность, долговечность и удобство обслуживания.

В настоящее время на российском рынке отечественными и зарубежными производителями строительной техники представлен большой выбор экскаваторов с широким диапазоном характеристик, подчеркиваемых производителями в качестве существенных отличий своей техники от продукции остальных.

Концерн с мировым именем и давними традициями производства строительных машин и экскаваторов в частности - Hitachi Construction Machinery Co - гибкая компания, легко оперирующая на постоянно меняющемся рынке. Hitachi принимает вызов конкурентов, разрабатывая и выводя на рынок технику с расширенным спектром технических возможностей, использующей микропроцессоры, с продуманным рабочим местом оператора. Традиционно сильной стороной является и более простая технология обслуживания.

Примером качественного воплощения вышеописанных принципов являются экскаваторы 300-й серии. Рабочее оборудование оптимизировано по критерию проч-ность/ надежность. Автоматика позволяет выполнять четыре операции (копание, выравнивание горизонтальных поверхностей, склонов и трамбовка последних) с высокой скоростью, а при необходимости быстро переходить на кратковременную работу в режиме повышенной на 10% мощности. Кабина оператора отвечает требованиям стандартов ЕС.

Достоинства экскаваторов Komatsu - жесткость, надежность и долговечность Х-образной рамы гусеничных машин, высокие транспортные скорости колесных экскаваторов, многофункциональность, точность и надежность автоматических систем управления, простота эксплуатации. Техника комплектуется под заказ неординарным оборудованием для сноса зданий, вращающимися вокруг продольной оси рукоятями, прямыми стрелами.

Экскаваторы сравнительно недавно появились в номенклатуре английской компании JCB. Несмотря на недолгую историю экскаваторного производства JCB, оно в полной мере отвечает традициям английского качества. Компания служит примером сотрудничества европейских и японских фирм - в гидросистемах экскаваторов используется гидравлика фирмы Sumitomo. Экскаваторы комплектуются двигателями Isuzu.

Машины оснащены автоматикой выбора режима работы и быстрого перевода двигателя из режима полной нагрузки на холостой ход и обратно, системой самодиагностики, снимающей проблему поиска неисправностей. Рабочее место оператора превосходно организовано. Это выражено в просторной кабине, приспособленной для длительной работы. Пневмоколесные экскаваторы снабжены автоматической трансмиссией, которая реагирует на изменение сопротивления движению сменой режима максимальной скорости на режим максимальной тяговой мощности или наоборот. Фирма уделяет большое внимание длительному сроку службы гидравлических систем и повышению их экологической безопасности.

Достоинства экскаваторов Caterpillar - современный дизайн машин, широкий выбор сменных рабочих органов, стрел и рукоятей различной конфигурации и длины. В гидравлической системе реализованы повышенные усилия и скорости срабатывания гидроцилиндров стрелы, рукояти и ковша. Caterpillar уделяет особое внимание повышенному комфорту кабины: имеется автомат климатического контроля, фильтрации циркулирующего воздуха, поддержанию внутри кабины избыточного давления. Трудоемкость сервиса понижена за счет доступности всех точек ежедневного обслуживания.

Немецкий концерн Liebherr в своей производственной программе заметное место отводит полноповоротным экскаваторам строительных и карьерных размеров.

Особенностями экскаваторов Liebherr являются: гидрообъемный кодовый привод у гусеничных, автоматическая коробка со сменой передач под нагрузкой у колесных машин; электронно-гидравлическая система управления Litronic нового поколения с автодиагностикой агрегатов; дизели собственного производства, спроектированные специально под землеройную технику. Эти двигатели отличаются увеличенным рабочим объемом, непосредственным впрыском, большим крутящим моментом, и, как следствие, повышенным моторесурсом и меньшей токсичностью выхлопа. При любом из четырех стандартных режимов работы (силовой, стандартный, экономичный, доводочный) возможна сверхточная регулировка скорости выполнения операции. Повышенный крутящий момент двигателя позволяет оператору регулировать рабочие скорости, изменяя подачу топлива.

Американская корпорация Case хорошо известна за счет полноповоротных экскаваторов Case-Poclain. Стандартными для них являются три режима работы: обычный, высокоточный и максимальной мощности. В качестве силовых установок используются дизели собственного производства. Оптимизация работы двигателя обеспечивается электронным регулированием гидравлических потоков. Компоновка агрегатов на поворотной платформе обеспечивает легкий доступ к каждому из них. В наборе дополнительных инструментов могут поставляться: устройство быстрого захвата рабочих органов с дистанционным управлением, пять сменных ковшей "обратная лопата" и шесть грейферов.

Колесные машины оборудуются гидромеханической трансмиссией, многодисковыми маслопогруженными тормозами и гидрорулем следящего типа. Передний мост колесных машин допускает поперечное качание в диапазоне +7?.

Как обычно, большое внимание уделяется условиям работы и безопасности оператора.

Хорошо известна в области производства экскаваторов торговая марка Fiat-Hitachi. Экскаваторы фирмы оборудованы силовой установкой Isuzu, которая оснащена системой кнопочного переключения в режим холостого хода. Система предпускового подогрева обеспечивает подготовку агрегатов экскаватора к запуску и работе при низкой температуре. Электронная система с кнопочным управлением адаптирует скорость двигателя и производительность гидронасосов к условиям работы, позволяя сочетать высокую производительность с хорошей топливной экономичностью на любом из четырех программируемых режимов.

Кабины соответствуют современным требованиям к организации рабочего пространства оператора.

О&К - зарегистрированный товарный знак продукции немецкой фирмы Orenstein & Koppel AG. Фирма основана в 1876 г., и за это время продукция О&К прошла путь от паровых экскаваторов на рельсовом ходу до гусеничного 800-тонного гиганта. О&К играет заметную роль среди законодателей "экскаваторной моды".

Главным достоинством гидравлических полноповоротных экскаваторов О&К является электронная система управления 3-го поколения, автоматизирующая многие процессы управления. Фирма оснащает свою технику устройствами, защищенными патентами О&К: очистителями траков, повышающими срок их службы и предотвращающими соскакивание гусеничной цепи - для гусеничных экскаваторов, многодисковыми тормозами, обеспечивающими плавное, без рывков, торможение - для колесных экскаваторов.

В 1999 г. О&К вошла в состав корпорации New Holland.

Южно-корейская фирма Daewoo - динамичный субъект рынка землеройной техники. Модельный ряд экскаваторов Daewoo обширен, но основное место в нем занимают гусеничные машины.

Конструкторы Daewoo сумели добиться преимущества перед конкурентами по целому ряду направлений. Среди них повышенная скорость вращения платформы; увеличенные сила копания и вылет на уровне земли; оптимальные параметры рабочей зоны при работе в стесненных условиях. Обеспечивается предпусковой мониторинг уровня масла в моторе и гидросистемах, а также температуры двигателя. Дизельный двигатель Daewoo оборудован автоматической системой блокировки запуска при включенной ходовой передаче.

Все машины могут оборудоваться бульдозерными отвалами, а колесные - выносными опорами (передними и/или задними). Кабина остеклена безопасным стеклом, оснащена регулируемым креслом, системой обогрева, запирающимся антивандальным кожухом.

Шведская компания Volvo утверждает, что именно ее машины отличаются высокой производительностью. Методы ее достижения традиционны: автоматизация операций выбора режимов копания и работы двигателя, увеличение размеров рабочей зоны за счет геометрии стрелы и использования длинноходовых гидроцилиндров, применение менее скоростных дизельных двигателей с увеличенным моментом и пониженной токсичностью выхлопа, вынос точек ежедневного обслуживания в легко доступные места. Экскаваторы Volvo имеют комфортабельные и безопасные операторские кабины.

Машиностроительная компания КРАНЭКС, г. Иваново - на наш взгляд, одно из самых динамично развивающихся машиностроительных предприятий России. Отличительной особенностью всех выпускаемых моделей экскаваторов новой серии ЕК является оснащение полным комплектом гидрооборудования фирм Mannesmann Rexrotn AG и Parker Hydraulics (Германия). Компания активно сотрудничает с японской фирмой Komatsu и имеет совместное раскройно-заготовительное производство. Все это позволяет говорить об экскаваторах КРАНЭКС как о наиболее качественной и надежной отечественной дорожно-строительной технике. Среди других преимуществ экскаваторов новой серии ЕК потребители отмечают современную, прочную и удобную в эксплуатации конструкцию машины, низкое удельное давление на опорную поверхность (модель EK-270LC), необходимое для работ на слабонесущих грунтах, а также широкий перечень сменного оборудования: ковши различных форм и емкостей, гидромолот, шнековый бур, рыхлитель, грейфер и др.

Одним из ведущих российских производителей экскаваторной техники является ОАО "Тверской экскаваторный завод", ко-торый выпускает колесные экскаваторы. Все экскаваторы ОАО "Тверской экскаваторный завод" оборудованы отвалами, которые используются для засыпки траншей и разравнивания грунта. К каждому экскаватору может поставляться по заказу сменное рабочее оборудование (грейфер копающий, грейфер для колодцев, грейфер погрузочный (пятичелюстной) для несыпучих и для сыпучих материалов, гидромолот для разрушения бетонных и железобетонных конструкций и рыхления мерзлого грунта, гидроножницы для разрушения и дробления железобетонных конструкций и резки арматуры, бревнозахват, кусторез, а также фрезерная головка для вскрытия подземных коммуникаций, рыхления и планировки грунта).

Акционерное общество открытого типа "ТЯЖЭКС" - основной в России производитель и поставщик тяжелой землеройной техники - экскаваторов V и VI размерных групп (шесть модификаций) с различным сменным рабочим оборудованием. В зависимости от комплектации экскаваторы могут быть оборудованы прямой или обратной лопатой и другим сменным оборудованием - бурильное оборудование, рыхлитель, гидромолот. Все экскаваторы оснащаются двигателями ярославского завода.

Гидропривод - двухпоточный, с автоматическим суммированием потоков для одновременного осуществления любого одного движения рабочего оборудования и с автоматическим разделением потоков для одновременного осуществления любых двух движений рабочего оборудования и поворота платформы.

Экскаваторы имеют комфортабельную кабину, обеспечивающую тепло- и звукоизоляцию, с регулируемым по вертикали и горизонтали сиденьем. Подвеска сиденья обеспечивает необходимый комфорт оператору.

Украинское Акционерное общество по производству экскаваторов АТЕК вышло на российский рынок с гусеничными экскаваторами, не сильно отличающимися от российских. Экскаваторы оснащаются ковшами общего назначения с объемом от 0,75 до 1,3 м3. На этих машинах используются четырехтактные четырехцилиндровые двигатели с непосредственным впрыском топлива и турбокомпрессором. В зависимости от объема ковша максимальная глубина копания экскаваторов доходит до 6,5 м, а максимальная зона досягаемости на уровне стоянки - до 9,45 м. Основой гидравлической системы является сдвоенный аксиально-поршневой насос с регулируемой производительностью, который обеспечивает как независимое, так и комбинированное осуществление рабочих операций с максимальной производительностью. Помимо оборудования стандартной комплектации машины по желанию заказчика могут оснащаться дополнительным навесным оборудованием: грейфер, гидромолот, профильные ковши, крюковая подвеска и зуб-рыхлитель. Экскаваторы АТЕК дополнительно могут комплектоваться двигателями фирмы Perkins, гидроаппаратурой Mannesmann Reksrot, гусеничным ходом Intertrak и рукавами высокого давления Semperit.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ

Погрузчики - это современные высокопроизводительные машины, предназначенные для выполнения землеройных работ, погрузки и переработки разнородных материалов: различных видов грунтов и горных пород, угля, песка, щебня, металлической стружки, древесной щепы, камней и т. д., а также сельскохозяйственной продукции. Кроме того, погрузчик может самостоятельно перерабатывать грунты (производить отсыпку земляных насыпей, валов), работать в бульдозерном режиме: производить планировку площадок и отрывку неглубоких котлованов. Погрузчик может транспортировать грузы в ковше или в захватах, буксировать прицепы или какое-либо другое оборудование на короткие расстояния.

Фронтальные погрузчики, обладая значительно меньшими габаритами и весом, чем экскаваторы, могут поднимать гораздо большую массу груза; для маневрирования не нужна большая площадь. Именно эти качества и определили сферу их применения. Соответственно этому трансформировались и рабочие органы - ковши.

Стандартные ковши (с прямой режущей кромкой без зубьев) используются при перегрузке песка, гравия и глинистых грунтов. Эти ковши могут также комплектоваться сменной двухсторонней режущей кромкой (сплошной или из сегментов), изготовленной из упрочненной износостойкой стали высокой твердости. Челюстные ковши увеличивают высоту выгрузки на десятки сантиметров и позволяют погрузчикам выполнять дополнительные функции (толкание и разравнивание грунта, обратную засыпку, планировку, захват сыпучих и штучных грузов).

Для оценки эффективности погрузчика важны две характеристики - ширина зева ковша и угол его запрокидывания. Угол запрокидывания ковша у земли сильно влияет на степень его наполнения. Диапазон изменения угла запрокидывания у различных моделей фронтальных погрузчиков достаточно широк (от 34? у моделей фирмы О&К до 53? у Caterpillar) и определяется размерами гидроцилиндров и типом механизма поворота ковша. В зависимости от назначения погрузчика используются два типа механизмов поворота ковша: Z-образный, обеспечивающий повышенное усилие отрыва, и Н-образный с увеличенным углом запрокидывания.

Современные фронтальные погрузчики могут оборудоваться разнообразными вилочными захватами с грейферными челюстями и без них для перегрузки длинномерных, волокнистых, крупнокусковых грузов, а также штучных грузов на поддонах. Фронтальные пневмоколесные погрузчики также могут оснащаться стреловым грузоподъемным оборудованием.

Высокая маневренность большинства фронтальных погрузчиков достигается благодаря шарнирно сочлененной раме, которая состоит из двух частей, соединенных шарниром с вертикальной осью. Задняя рама служит для монтажа силовой установки, трансмиссии, заднего моста и кабины оператора, передняя - для крепления рабочего оборудования с гидросистемой управления и переднего моста. Фиксация и поворот рам относительно друг друга осуществляются двумя гидроцилиндрами, управляемыми рулевой системой следящего типа, обеспечивающей относительный поворот рам на угол, пропорциональный углу поворота рулевого колеса, величина которого колеблется от 28? (Liebherr) до 45? (О&К) в каждую сторону, но для подавляющего большинства машин составляет 40?. Все колеса фронтальных погрузчиков являются ведущими, из-за чего в создании тягового усилия участвует вес машины и перевозимого груза.

Словацкий завод Podpolianske Strojarne (ZTS) Detva - старейший поставщик советских строительных предприятий. Погрузчики Detvan неплохо зарекомендовали себя на отечественных площадках. В последнее время машины Detvan семейств UN и KNB заменяются современной серией СЕТ. Старые погрузчики оборудованы двигателем Zetor и гидростатической передачей, работающей совместно с реверсивной коробкой передач. Новые погрузчики оснащаются дизельным двигателем Cummins, гидротрансформатором и четырехступенчатой реверсивной коробкой переключения передач под нагрузкой типа Clark, передним и задним мостами с дифференциалами, бортовыми редукторами и ступичными многодисковыми тормозами, работающими в масляной ванне.

Колодочный стояночный тормоз с гидроусилителем установлен на заднем мосту. Гидроруль погрузчиков СЕТ оборудован аварийным гидронасосом с независимым электрическим приводом, автоматически включающимся при падении давления в основном питающем контуре. Машины имеют систему мониторинга неисправностей основных агрегатов, защиту кабины ROPS, блокировку запуска двигателя при включенной передаче. Трудоемкость технического обслуживания максимально снижена; все точки ежедневного обслуживания и контроля легкодоступны.

Погрузчики производства завода Huta Stalowa Wola имеют высокую популярность у строителей, а модель L-34 лидировала в 1997-1998 гг. по числу новых машин, поставленных в Россию. Для упрочения позиций на мировом рынке Huta Stalowa Wola организовала совместное предприятие с Komatsu Dresser Company - фирму Dressta Co. Ltd., которая отвечает за поставки техники с торговой маркой Stalowa Wola.

Польские погрузчики оборудуются двигателями Cummins или Komatsu, гидротрансформаторами, реверсивными коробками передач, мостами с дифференциалами и планетарными бортовыми редукторами. В ступицах колес устанавливаются как сухие дисковые тормоза с гидроприводом (например, модель 515С), так и многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне (модель 560С). Основные технические принципы машиностроения, от которых зависит надежность техники Stalowa Wola, не изменились, но в остальном машины существенно меняются. Постепенно обновляется дизайн несущих и корпусных элементов, гидравлики, появляется новое навесное оборудование и др. Хорошим тому примером является погрузчик 534, который скоро заменит известную модель L-34B, усовершенствованной будет также машина 520Е, впервые показана в 2000 г. на мировой выставке БАУМА в Германии.

Серьезное внимание развитию линейки фронтальных погрузчиков уделяет Komatsu, показывая, что этот вид машин является для корпорации одним из основных. В традициях компании преемственность зарекомендовавших себя технических решений, переходящих в новые модели. Новыми являются устройства, объединяющие расходы насосов, принадлежащих к разным системам, задающие конечное положение ковша, подавляющие азотными компенсаторами низкочастотные колебания ковша с грузом при движении по неровной дороге. Необходимо отметить кнопочное понижение передачи со 2-й до 1-й при заполнении ковша с автоматическим повышением передачи при включении заднего хода и выбор ав-томатического или ручного режима работы коробки передач.

Привычно внимание к простоте техоб-служивания, включая диагностические мероприятия, а также к снижению утомляемости оператора.

Fiat-Hitachi широко представлен на российском рынке фронтальных одноковшовых погрузчиков; эти машины представлены в широком диапазоне масс и объемов ковша. Тем не менее, Fiat-Hitachi продолжает развивать номенклатуру продукции. Цель модернизации погрузчиков - сделать их лучшими по мощности, скорости, устойчивости и производительности, комфорту и легкости работы, долговечности и простоте обслуживания, экологической безопасности.

Машины концерна оснащаются дизельными двигателями Fiat, Fiat-Iveco, Cummins, Nissan, гидротрансформатором, четырехступенчатой коробкой переключения передач под нагрузкой, мостами с дифференциалами повышенного трения, бортовыми планетарными редукторами и многодисковыми тормозами, установленными в масляных ваннах в ступицах колес. Управление переключением передач - электрическое, кнопочное. Автомат управления трансмиссией выбирает передачу в зависимости от нагрузки, следит за поддержанием выбранной скорости, позволяет нажатием кнопки перейти со 2-й передачи на 1-ю и обратно, тормозит двигателем при спуске под уклон и блокирует его запуск при включенной передаче.

Азотные компенсаторы, установленные в контурах подъема гидроцилиндров стрелы, снижают динамические нагрузки на рабочее оборудование, возникающие при перевозке груза по неровной дороге.

Фронтальные пневмоколесные погрузчики составляют значительную часть производственной программы компании Case, занимающей одно из первых мест среди крупнейших производителей дорожно-строительной техники. В качестве силовых установок фирма использует собственные дизельные двигатели. Крутящий момент преобразуется гидротрансформатором, коробкой переключения передач под нагрузкой с электронным управлением и дифференциалами повышенного трения. Машины оборудуются ступичными многодисковыми тормозами, работающими в масляной ванне.

Снижение трудоемкости обслуживания своих машин - одна из точек приложения конструкторов Case. Для этого крышки гидроцилиндров делаются съемными - на винтах, емкости трансмиссионного масла и рабочей жидкости оборудованы наружными указателями уровня, все крышки моторного отсека фиксируются в открытом положении, давая хороший доступ к обслуживаемым агрегатам, а данные системы мониторинга агрегатов выводятся на легко читаемый экран приборной панели.

Компания Caterpillar, как и ее продукция, не нуждается в представлении, и это в полной мере относится к фронтальным пневмоколесным погрузчикам. Машины Caterpillar оснащаются дизелями собственного производства. Погрузчики оборудованы гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой переключения передач под нагрузкой с электронным управлением, бортовыми планетарными редукторами и ступичными многодисковыми тормозами в масляной ванне.

Некоторые из погрузчиков Caterpillar стандартно оборудуются быстродействующим захватом рабочих органов, набор которых включает более 50 наименований, в том числе подметальные щетки и асфальтовые резаки. Caterpillar обращает внимание на свою систему сервиса, которую он называет "пятизвездочной". Наряду с организационными мероприятиями (развитие сервисного дилерства, сети складов и др.) в нее входят и технические новации на самих машинах: постоянный мониторинг агрегатов, вынос точек диагностики в доступные места, упрощение и облегчение профилактических и ремонтных работ.

Современный типоразмерный ряд фронтальных погрузчиков JCB достаточно обширен, причем фирма, в отличие от конкурентов, никогда не стремилась к полной и быстрой замене всех выпускаемых моделей новыми. JCB использует стандартный набор технических решений в конструкции фронтальных пневмоколесных погрузчиков. Дизельный двигатель передает момент на гидротрансформатор, затем на коробку переключения передач под нагрузкой, где карданные валы распределяют его между мостами и через дифференциал и планетарный бортовой редуктор подают на ведущее колесо. Колесные ступицы оборудованы многодисковыми маслопогруженными тормозами с гидроприводом.

В гидравлические контуры поршневых полостей цилиндров подъема стрелы встроены азотные компенсаторы колебаний рабочего оборудования, возникающих при движении машины с полным ковшом по неровной поверхности.

JCB выпускает в одной типоразмерной группе погрузчики с Z- и Н-образными механизмами поворота ковша, что расширяет возможность выбора для клиента.

Фронтальные пневмоколесные погрузчики немецкого концерна Liebherr принадлежат к одному из самых представительных семейств в этом секторе рынка. Конструкторы Liebherr значительно сократили число традиционных технических решений, использованных в новой серии машин. К оставшимся можно отнести общую компоновку, поворот "изломом" рамы, механическую трансмиссию от коробки передач до ведущих колес с дифференциалами и бортовыми редукторами, многодисковые маслопогруженные тормоза в ступицах, шумо- и виброизоляцию кабины. Малые и средние модели по-прежнему выпускаются с двумя вариантами кинематики поворота ковша, все модели могут оснащаться быстродействующим захватом сменных рабочих органов.

Технические новации в машинах нового поколения: двигатель развернут радиатором к кабине, благодаря чему произошло смещение центра масс назад, стали легче дополнительные противовесы и увеличился угол съезда. На температурный режим работы двигателя это не повлияло, так как охлаждающий воздух поступает из боковых пазух. Разворот двигателя стал возможным из-за применения гидрообъемной трансмиссии.

Результаты испытаний погрузчиков в условиях реального строительства подтверждают, что комплекс этих и других мер позволил резко повысить экономичность машин Liebherr за счет сокращения времени цикла и снижения расхода топлива на одну пятую.

Погрузчики Volvo также хорошо известны российским строителям. Фронтальные пневмоколесные погрузчики всегда занимали в номенклатуре Volvo Construction Equipment значимое место.

По конструкции фронтальные пневмоколесные погрузчики Volvo соответствуют традиционной машине с шарнирно сочлененной рамой, дизельным двигателем (собственного производства), трансмиссией с гидротрансформатором, дифференциалами и бортовыми редукторами, многодисковыми маслопогруженными ступичными тормозами, комфортабельной безопасной кабиной и развитой системой автоматизации рутинных и вспомогательных рабочих операций. Отличия от моделей конкурентов: полностью блокируемые дифференциалы передних мостов и оригинальный механизм запрокидывания ковша.

Комплекс технических решений, реализованных в погрузчиках Volvo, обеспечивает высокие усилия отрыва при сохранении ориентации рабочего органа в пространстве, идеальные условия для работы оператора, полный контроль за состоянием всех агрегатов, максимальную автоматизацию соблюдения скоростного и тягового режимов, быструю смену рабочих органов и низкую токсичность выхлопа.

ЗАО "Петербургский тракторный завод" является дочерним предприятием ОАО "Кировский завод". Завод в настоящее время серийно выпускает фронтальный погрузчик К-702М-ПК-6. Многолетний опыт эксплуатации подтверждает высокую надежность, простоту и удобство обслуживания, эффективность на всех видах дорожно-строительных работ.

Проходит испытания и в ближайшее время будет запущен в производство новый высокопроизводительный фронтальный пневмоколесный погрузчик К-742, который отличается улучшенными потребительскими свойствами (комфортность, безопасность управления, современный дизайн) и техническими характеристиками; обеспечивает повышение производительности за счет увеличения маневренности и снижения гидравлического цикла.

Белорусский завод "Ударник", входящий в концерн "АМКОДОР", выпускает ряд фронтальных пневмоколесных погрузчиков. Наиболее известные модели - ТО-18Д (АМКОДОР-327) и ТО-28 (АМКОДОР-342). Белорусские погрузчики - высокопроизводительные, эффективные, надежные и экономичные машины. Рациональное соотношение мощности, массы и геометрических размеров, широкий набор сменного оборудования машин позволяют осуществлять погрузочно-разгрузочные операции на стройплощадке, в помещениях складов, на железных дорогах, в портах, при выполнении дорожно-строительных, сельскохозяйственных, монтажных и такелажных работ.

Высокое значение вырывного усилия обеспечивается Z-образной схемой погрузочного оборудования. Гидромеханическая трансмиссия гарантирует высокое тяговое усилие. Широкопрофильные шины и ведущие мосты - гарантия высокой проходимости на вязких и слабых грунтах. Бесспорные преимущества белорусских погрузчиков - высокая скорость, маневренность, проходимость, легкость и удобство в управлении, комфорт и безопасность работы оператора.

Статья подготовлена специалистами ООО "Союзавто"

Источник: Рекламно-информационное агентство "Норма"




Почему жители Москвы выбирают жизнь в загородных поселкахЗа городом время бежит медленнее, и люди здесь не испытывают...
Тумбы и диваны характеристики и преимущества- советы от профессионалов интернет-магазина schoener-shoppenСоветы от профессионалов интернет-магазина schoener-shoppen по подбору и покупки тумб...
Строительная экспертиза и надзорНадзор над выполнением всех технических задач, утвержденных проектными решениями, обуславливает...
Современный рынок металлопрокатаМеталлопрокат представляет собой продукт, полученный при длительной обработке железной руды....
О малоамперных сварочных тренажерахСтремление расширить технологические и дидактические возможности сварочных тренажеров путем сочетания...