архитектура и строительство

Машины для строительства элементов инженерного обустройства дорог из монолитного бетона

Укладчик|В практике дорожного строительства существуют две основные технологии проведения работ по инженерному обустройству автомобильных дорог и городских улиц.

Первая - это строительство элементов инженерного обустройства (бордюров, барьеров безопасности, мостовых парапетов, водоотводных лотков) из монолитного цементобетона специальными машинами.

Вторая - возведение тех же конструкций из элементов сборного бетона или железобетона, изготавливаемых в заводских условиях.

Первая технология, имеющая ряд преимуществ перед второй, по производительности, стоимости строительства, долговечности конструкций, затратам ручного труда и т.д., нашла широкое применение в зарубежной практике дорожного строительства, но практически не применяется в России, из-за отсутствия современных отечественных машин по строительству элементов инженерного обустройства из монолитного бетона.

В США и Канаде более 100 тыс. км дорог обустроены монолитными бетонными барьерами безопасности, разделяющими встречные потоки движения на опасных участках дорог.

Широко применяется строительство серединных барьеров безопасности на магистралях ФРГ, Франции, Швейцарии, Италии и Испании. Монолитные бетонные барьеры применяют в качестве боковых удерживающих ограждений на горных дорогах, мостах, эстакадах и виадуках.

Наибольшее распространение получил серединный барьер стандарта "Нью-Джерси", который увеличивает безопасность дорожного движения, так как при наезде на него под углом до 30 градусов возвращает автомобиль на прежнюю траекторию движения и не позволяет ему попасть на встречную полосу.

Выпускаемые за рубежом укладчики можно разделить на два класса:

Первый - класс машин, использующих метод вибрационного формования в скользящей опалубке.

Второй - класс машин, использующих метод выдавливания материала в форму (прессмашины).

Ведущими зарубежными фирмами по выпуску бордюроукладчиков являются в США - "Power Curbers", "Gomaco", "Curbmaster", "CMJ", "Miller Formless" и др., а также европейские фирмы "Wirtgen" (ФРГ) и "Massenza" (Италия).

Фирма "Gomaco" выпускает 7 моделей бордюроукладчиков. Наибольшее распространение получили бордюроукладчики моделей "Commander III", GT 3600 "Commander II".

Данные бордюроукладчики принадлежат к первому классу машин, осуществляющих устройство конструкций с помощью вибрационного формования в скользящей опалубке.

Наиболее универсальной машиной из выпускаемых фирмой "Gomaco" является модель "Commander III", предназначенная для устройства бордюров, лотков, барьеров, пешеходных и велосипедных дорожек, уширений обочин, парапетов мостов, ирригационных каналов и т. п. Данный укладчик используется более чем в 50 странах мира.

Классическая модель укладчика имеет 3-х гусеничную схему, однако для расширения его возможностей в части укладки полого покрытия шириной до 6 м в последнее время фирмой производится также 4-х гусеничный укладчик.

В передней части машины может быть установлено сменное профилировочное оборудование, состоящее из шнека-фрезерного рабочего органа и отвала. При этом ширина профилируемой полосы может изменяться от 0,61 до 3,05 м.

Бордюроукладчик позволяет устраивать ограждения типа "Нью-Джерси" высотой до 1800 мм. В 2000 году в США модернизированным бордюроукладчиком "Commander III" были проведены работы по увеличению высоты ограждения (1778 мм) на 508 мм. Общая высота барьерного ограждения при этом достигла 2286 мм. При строительстве высоких ограждений для приема бетонной смеси используется приводимый гидромотором удлиненный конвейер (длина - 4,9 м, с транспортерной лентой шириной 610 мм).

Конвейер позволяет принимать бетонную смесь как впереди машины, так и сбоку. С ленты конвейера смесь подается в приемный бункер, в котором установлены 2-4 гидравлических глубинных вибратора. Разжиженная с помощью глубинных вибраторов бетонная смесь формуется в скользящей опалубке.

Машина оснащается автоматическими системами контроля уровня, курса и поперечного уклона. Микропроцессор, установленный на укладчике, позволяет производить диагностику и выявлять неисправности в системах автоматики. Скользящие формы могут монтироваться на укладчике как между гусеницами, так и консольно - cбоку машины.

"Commander III" легко может устраивать барьеры безопасности и мостовые парапеты из армобетона, в этом случае на основание устанавливается арматурный каркас с требуемой степенью насыщения арматурой, который в процессе работы машины проходит через скользящую форму, где бетонируется конструкция барьера или парапета.

Гусеничное шасси машины приводится от гидравлической системы, причем каждая гусеница имеет индивидуальный привод и управление. Правая передняя и задняя гусеничные тележки имеют телескопические балки с закрепленными в них гидроцилиндрами, что позволяет изменять первоначальную схему установки гусениц.

Наибольшие габаритные размеры и высокая маневренность машины позволяет устраивать бордюры на кривых с радиусом до 4,6 м.

Машина модели GT-3600 (рис. 2) также имеет трёхгусеничную ходовую часть и практически то же оснащение, что и укладчик "Commander III". Однако меньшие габаритные размеры позволяют данной машине устраивать бордюры с малым радиусом - 0,61 м.

В последнее время фирмой выпущена новая модель укладчика GT-3200, предназначенного для устройства небольших конструкций элементов инженерного обустройства. Машина имеет 3-х гусеничную ходовую часть и обладает повышенной маневренностью. Малая маcса 5,5 т и габаритные размеры позволяют легко транспортировать ее с участка на участок. Бетонная смесь из автобетоносмесителя разгружается в приемный бункер, в котором смонтирован шнек длиной 1,78 м, подающий смесь в рабочую камеру. В рабочей камере уста новлены два гидравлических вибратора, осуществляющих разжижение смеси. Вибраторы имеют регулируемую частоту, что позволяет работать с бетонными смесями различной подвижности.

Фирмой "Gomaco" выпускается также малый укладчик, относящийся как к первому, так и ко второму классу машин, модель "Curb Cadet" (рис. 3). Данный укладчик предназначен только для устройства бордюров шириной до 305 мм и высотой до 356 мм из цементо- или асфальтобетона.

Ходовая часть машины спереди представляет собой блок колёс с поворотным устройством и вынесенной вперед поворотной тягой, со смонтированным на ней пультом управления, а сзади гусеничную тележку, приводимую гидромотором.

Укладчик может работать, реализуя метод вибрационного формования, или метод экструзии. Экструзионный шнек продавливает смесь в скользящую форму.

В случае устройства бордюра из асфальтобетона для обогрева рабочих поверхностей формы на машине устанавливается баллон с пропаном и горелка. Управление укладчиком осуществляется вручную с помощью поворотной тяги.

Фирмой "CMJ" выпускается три модели машин для строительства элементов инженерного обустройства дорог. Все машины имеют 3-х гусеничные шасси и обладают хорошей маневренностью. Секционное навесное оборудование, устанавливаемое в передней части машин, позволяет с высокой точностью профилировать основание одновременно с укладкой бетона. Особенностью машин

фирмы CMJ" является использование не электронных систем обеспечения ровности курса, а гидравлической автоматической системы "HYDRA-MATION" Данная простая, эффективная и надежная система управления разработана фирмой "CMJ" на основе прецизионной гидравлики, в связи с чем она легко сопрягается с гидравлической системой машины

Укладчик МР-1003 предназначен для устройства малых конструктивных элементов

Представляет интерес более мощная и универсальная машина модели МР-1203 Машина оснащается профилировочным оборудованием с рабочей шириной, изменяемой от 0,61 до 2,44 м

Бетонная смесь в рабочую камеру с двумя установленными в ней гидравлическими вибраторами подается конвейером, оснащенным приемным бункером

Продукция фирмы "Power Curber" охватывает все-классы машин для устройства монолитных элементов инженерного обустройства автомобильных дорог

Машина модели 3500 предназначена для устройства бордюров лотков, тротуаров и полос уширения методом виброформования в скользящей опалубке Машина имеет комбинированную колесно-гусеничную ходовую часть спереди у машины находится одна гусеница, а сзади два колеса

Формующее оборудование может быть установлено как сбоку машины, так и по центру между колесами. В первом случае можно устраивать бордюр с радиусом 1 м, а во втором - 2 м Машина легко транспортируется с объекта на объект без демонтажа (рис. 4)

Машина модели 5500 имеет трехгусеничную ходовую часть и предназначена для устройства бордюров, лотков и полос уширения совместно с бордюром и без него Укладчик оснащается профилировочным оборудованием для подготовки основания под бетонируемую конструкцию. Однако на данной машине невозможно совмещение операций профилирования и бетонирования

Бетонная смесь трехметровым перегрузочным конвейером подается в бункер формователя в котором установлены два гидравлических вибратора

Укладчик модели 5700, кроме бордюров, лотков, полос уширения может устраивать серединные барьерные ограждения На машине устанавливается профилировочное оборудование, позволяющее профилировать основание одновременно с устройством бетонной конструкции Причем, ширина профилирования -1,5 м - соответствует ширине бетонируемой полосе, которая также равна 1,5м Машина имеет четыре гидравлических контура для привода хода, конвейера 2-4 глубинных вибраторов и системы управления Укладчик может управляться как в автоматическом, так и в ручном режимах

Машина модели 8700 - наиболее многофункциональный укладчик - предназначенный для устройства бордюров и лотков, дорожных покрытий и стандартных серединных барьеров

В обычном исполнении машина имеет 3 гусеничные тележки, но для укладки дорожных покрытий шириной 5 м, высоких ограждений и мостовых парапетов дополнительно монтируется четвертая гусеничная тележка

Укладчик имеет возможность устройства дорожных элементов как сбоку машины (слева или справа), так и между гусеничными тележками

Машина оснащается стандартным профилировочным оборудованием с рабочей шириной 1 2 м, однако при необходимости к нему может быть добавлена секция, позволяющая получить ширину обрабатываемой полосы до 3 м Операции профилирования и бетонирования дорожных элементов укладчик осуществляет одновременно

В состав оборудования машины входит перегружающий конвейер длиной 4,8 м с регулируемой скоростью перемещения ленты

Гидравлическая система машины состоит из шести контуров, обеспечивающих привод хода, конвейера, 12-ти глубинных вибраторов и системы управления

Автоматическая система управления электрогидравлического типа обеспечивает выдерживание заданного курса высотных отметок и поперечного уклона

Фирма "Power Curber" помимо укладчиков, использующих метод вибрационного формования в скользящей опалубке, производит укладчики монолитного бордюра по методу экструзии

Модель 440 XL представляет собой малогабаритную несамоходную колесную машину, предназначенную для прессования бордюров и лотков из це-ментобетона или асфальтобетона На машине установлен дизельный двигатель мощностью 13,2 кВт

Масса машины - около 400 кг Машина передвигается по готовому покрытию или по специальным направляющим в виде уголков или швеллеров укладываемых на основание Машина может устраивать бордюры с радиусом 1,8 м и на 2,5 см от препятствия

Машина модели 150 предназначена для формования малых бордюров

Фирма "Wirtgen" выпускает 2 модели укладчиков для строительства элементов инженерного обустройства дорог из монолитного бетона. На обеих моделях используется метод виброформования в скользящей опалубке.

Укладчик SP-250 (рис. 5) предназначен для строительства бордюров, лотков, полос уширений, велосипедных дорожек, барьеров безопасности, парапетов мостов и т.п. Машина имеет 3-х гусеничное шасси с возможностью плавной регулировки с помощью гидроцилиндров положения задних тележек в плане.

Рабочее оборудование может монтироваться на укладчике как по центру, между гусеницами, так и сбоку (справа или слева).

При центральном расположении оборудования можно укладывать полосы шириной до 2,5 м, а при боковом - полосы шириной до 1,8 м.

В качестве дополнительного к машине поставляется профилировочное оборудование, навешиваемое в передней ее части и позволяющее выравнивать грунтовое основание на глубину до 10 см. Профилирование основания и устройство бетонной конструкции производится, как правило, одновременно.

Бетонная смесь шнековым питателем подается в бункер машины, где установлены глубинные вибраторы. В качестве дополнительного оборудования фирма поставляет поперечный шнековый питатель, распределяющий бетонную смесь непосредственно в бункере машины.

Машина оснащается автоматическими системами выдерживания курса, уровня и поперечного уклона. Основной пульт управления машиной оборудован дисплеем, на который выводятся параметры работы укладчика. Кроме того, на машине имеется выносной пульт, с помощью которого оператор может управлять ее работой, находясь вне зоны рабочего места.

Укладчик модели SP-500 (рис. 6 и 7) выпускается, как с 3-х, так и с 4-х гусеничной ходовой частью. Данная машина обладает высокой универсальностью и большими технологическими возможностями.

Он оснащается дополнительным оборудованием для армирования деформационных швов, а также продольным и поперечным выглаживающими брусьями. Оборудование для строительства элементов инженерного обустройства дороги навешивается на машину сбоку (справа или слева). Стандартным оборудованием, подающим бетонную смесь в рабочий бункер машины, является ленточный конвейер, однако по желанию покупателя фирма поставляет также шнековый питатель.

Дополнительно на машине может быть смонтировано профилировочное оборудование, служащее для подготовки основания.

Представляют также интерес машины итальянской фирмы "Massenza". Выпускаемые фирмой укладчики МР-1000-3 и МР-2000-3 работают по методу виброформования, a MD 6/10 - по методу экструдирования.

Машины моделей МР-1000-3 и МР-2000-3 (рис. 8) имеют 3-х гусеничное шасси и предназначены для укладки барьеров безопасности, бордюров, лотков, полос уширений, боковых стенок, парапетов мостов и т.п. Укладчики оснащены автоматическими системами выдерживания курса, уровня и поперечного уклона.

Оборудование для профилирования основания на укладчике МР-1000-3 является дополнительным, а на укладчике МР-2000-3 оно входит в состав основного оборудования.

Малогабаритный укладчик модели MD 6/10 имеет колесный ход и управляется вручную. Основным рабочим органом машины является шнек, выдавливающий бетонную или асфальтобетонную смесь в форму. При формовании бордюров из асфальтобетона производится обогрев укладочного устройства.

Ключевым моментом в работе машин по строительству элементов инженерного обустройства является бетонная смесь и стабильность ее основных показателей. Бетонная смесь должна отвечать требованиям по удобоукладываемости, деформативной устойчивости и морозостойкости.

Подвижность бетонной смеси по осадке стандартного конуса должна быть не более 2,5 см.

Прогрессивная технология строительства элементов инженерного обустройства в скользящих формах из монолитного бетона должна найти широкое применение в нашей стране.

ТАБЛИЦА 1. Основные характеристики машин для строительства элементов инженерного обустройства дорог методом виброформования в скользящей опалубке

Фирма-производитель, страна Модель Максимальная ширина укладываемой полосы, м Максимальная высота устраиваемой конструкции, м Скорость рабочая, м/мин Скорость транспортная, м/мин Мощность двигателя, кВт Масса, т

Gomaco, США GT ззоо 1,5 0,6 0-12,2 0-20,7 68,6 8,43

GT 3600 2,5 1,5 0-12,2 0-22,3 68,6 9,53

GT 6000 2,1 1,07 0-13,7 0-22,0 68,6 5,67

Commander III 6 2,3 0-8,5 0-16,8 104,4 13,4

Commander II 1,5 0,81 0-9,4 0-16,8 68,6 9,1

CMJ, США МР-1003 1,5 0,6 0-13,17 0-22,5 68,6 5,82

МР-1203 2,44 1,07 0-18,3 0-36,6 105,9 7,9

МР-1603 3,66 1,07 0-18,3 0-54,9 121,3 11,5

Power Curbers, США 3500 1 0,45 0-12,8 0-27,0 20 2,2

5500 1,2 0,6 0-10,1 0-20,5 34,5 5,5

5700 1,5 1,05 0-9,2 0-19,8 56 7

8700 5 1,8 0-7,6 0-18,3 112 18

Wirtgen, ФРГ SP 250 2,5 1,3 0-8,0 0-20,0 79 12

SP 500 6 1,9 0-5,0 0-15,0 123 16

Massenza, Италия МР-1 000-3 2 0,8 0-12,0 - 62,5 7

МР-2000-3 2,5 1,2 0-8,0 0-14,0 78,0(112) 9

ТАБЛИЦА 2. Основные характеристики машин для устройства бордюров методом экструдирования (прессмашина)

Фирма-производитель, страна Модель Максимальная ширина устраиваемой конструкции, мм Максимальная высота устраиваемого бордюра, мм Мощность двигателя, кВт Масса, кг Радиус поворота, м

Gomaco, США Curb Cadet 305 356 16 1134 0,61

Power Curbers, США 440XL 457,2 304,8 13,2 538 1,8

150 228,6 165,1 10,4 400 1,2

Vlassenza, Италия MD6/10 400 250 8,8 380 1



Авторы: Гопин О.Б., Коган Р.А., специалисты "СоюзДорНИИ"

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии", январь- февраль 2001 г.




Электрокоса ELITECH ET 1000КНЭтот электрический триммер словно создан для того, чтобы ухаживать за...
Квартиры в Ленобласти в Семи СтолицахУже сегодня недвижимость в Ленинградской области может быть подобрана согласно...
Как правильно работать болгаркой, чтобы избежать травмБез электрического инструмента не обходится ни один современный мужчина. ...
Salamander в КиевеУстановка пластиковых стеклопакетов - это уже не роскошь, а необходимость....
Применение светодиодной ленты для подсветки различных видов мебелиСовременные возможности светового дизайна практически безграничны. Давно остались в прошлом...