архитектура и строительство

Каменная мозаика - гармония материала и формы, пришедшая из глубины веков

Мозаика|Мозаика (от французского "mоzaique", итальянского "moscuco" или латинского "musinum" - буквально "посвященная музам") - изображение, рисунок, узор, сюжетная композиция, составленные из частиц одного или различных материалов. Основу мозаики составляют нарезанные, подходящие друг к другу элементы. Маленькие каменные, фарфоровые, смальтовые или стеклянные фрагменты набираются в определенном порядке в специальные формы и укрепляются на слое цемента или специальной мастики. Первые мозаичные изображения, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе античности. За счет игры света и цвета мозаичная поверхность выглядит вибрирующей, живой и яркой.

Особым видом мозаики является каменная. Каменная мозаика имеет много разновидностей в зависимости от техники изготовления. Различают римскую, флорентийскую и русскую мозаики.

Отличительной чертой русской мозаики является в первую очередь создание объемных изделий путем оклейки матриц из более дешевого камня или другого материала тонкими подобранными по рисунку пластинками. Классическими произведениями являются колонны, чаши, вазы. В русской мозаике в основном используются такие камни, как лазурит, яшма, малахит. Наибольшей популярностью пользуется малахитовая мозаика.

Природный материал малахит (от греческого malache - мальва, по сходству с цветом листьев), медная зелень - представляет собой дигидроксо-карбонат меди Cu2[CO3](OH)2 Твердость по минералогической шкале 3,5-4, плотность 3900-4100 кг/м3.

Большие скопления плотного малахита очень редки, они образуются путем замещения известняков сульфатными растворами меди в зоне окисления крупных месторождений меди. Такие скопления(до 50 т) разрабатывались в XVIII-XIX вв. на Урале в районе Нижнего Тагила. За рубежом месторождения малахита известны в Чили и Заире.

Несколько тысячелетий малахит оставался камнем ремесленников, в нем ценили не красоту, а пользу. В античные времена отдавалась дань редкости камня, его красоте, неповторимости узора и своеобразию цвета. XIX в. стал золотым веком для малахита. В России он использовался в различных технологиях (производстве минеральной краски и меди), в научных исследованиях. Почкообразные плотные агрегаты малахита с красивым рисунком служили материалом для изготовления декоративно-художественных изделий. Малахит стал предметом национальной гордости России, ее национальным богатством.

Работа с малахитом как облицовочным материалом сводилась преимущественно к оклейке любых удобных для этого форм. Но не исключалось и по-настоящему творческое отношение к созданию элементов интерьера и предметов декоративно-прикладного искусства.

Природной особенностью камня является обилие мелких пустот, каверн, посторонних включений, ноздреватость.

Радиольно-лучистый малахит отличается радиально-зональной окраской. В нем чередуются причудливые зеленые ленты различных тонов. Черные (включения черной смоляной медной руды) и сине-зеленые (хризоколлон, элитоны) прожилки малахита делают рисунок еще более прихотливым. Однако неоднородность и рыхлость включений не позволяет добиться полировки высокого качества. Поэтому радиальнолучистому малахиту предпочитают плотный малахит более светлых тонов. Он лучше полируется, и в нем меньше дефектов. Однако и рисунок у такого камня скромнее.

Малахит распиливают на небольшие плитки и пользуются ими как вставками или в качестве облицовочного материала для внутренних работ.

В ходе большого опыта работы с малахитом было выработано несколько технологических типов мозаики.

Первый тип - простейший, поле выложено крупными многоугольными прямосторонними плитками, не подогнанными ни по рисунку, ни по цвету, ни по размеру. Швы между ними обнажены.

Второй тип отличается от первого тем, что одна-две стороны каждои плитки округлены. Получается грубое присутствие швов в сочетании с округлыми и многоугольными формами

Третий тип создает полную иллюзию монолита. Швов в нем не видно. Краям плиток придается волнистый профиль. Профили одинаковы, что позволяет плотно уложить плитки к плиткам. Обрабатывая кромку, ее стачивают под небольшим углом относительно лицевой плоскости, что способствует более тонкой подгонке.

Эти три типа мозаики сложились в условиях идеального снабжения сырьем. Появление мозаики типа "рытый бархат" обусловлено острым дефицитом сырья высокого качества. В основе этого способа лежит не столько камень, сколько специальная мастика, которой сплошь покрывают декорируемую поверхность, а затем втапливают в нее бесформенные плитки

Каждая малахитовая плитка информационна. Опытный взгляд распознает в ней истоки рождения, верх, низ, плоскость, от которой идет архитектура камня. Основываясь на этом, определились некоторые композиционные решения укладки малахита. Построены они в основном по очень простым схемам - осевым, лучевым звездчатым.

Освоение малахита развивалось по двум направлениям. Первое направление базировалось на рисунке камня, возможности продолжить причудливый узор и превратить его в бесконечное кружевное поле или в сложно организованные декоративные элементы. Основой второго направления является цвет. Первый путь привел малахит к облицовочным работам и получил название русской мозаики. Второй - к традиционному искусству флорентийской мозаики.

Впервые малахит был применен в сложных декоративных композициях интерьеров Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Несмотря на высокие цены, потребительский спрос на малахит был велик, камень стал символом богатства, знаком высокого социального уровня.

Культура малахита непрерывно обогащалась новыми формами, технологическими приемами. Растущий спрос на изделия привел к расширению производства. На Урале открывались все новые и новые месторождения камня. За короткий срок российское малахитовое дело обрело всемирное признание.

Ко второй половине XIX в. отношение к малахиту постепенно изменилось. Одной из причин явилось окончание работ над малахитовыми полуколоннами Исаакиевского собора. Камень предстал в них хоть и дорогим, но всего лишь облицовочным материалом и тем самым оказался низложен с аристократического Олимпа роскоши. От камня отвернулось профессиональное художественное искусство. С этого времени обработка малахита становится преимущественно делом кустарного промысла.

В дальнейшем интерес к малахиту на внутреннем рынке стал угасать, и добыча сырья продолжалась с целью его экспортирования.

В первой половине XX в. происходит возрождение культуры малахита, но уже бажовского, красота которого воспета в мудрых и добрых сказках. К малахиту снова потянулись руки мастеров.

В 80-е годы малахит практически полностью переместился в ювелирное дело из-за истощения отечественной сырьевой базы. Уральский малахит практически исчез с рынка камня. Но отсутствие уральского малахита не привело к снижению интереса потребителя. На смену уральскому малахиту пришел малахит из Заира. Его отличительной чертой является более крупный и прямолинейный рисунок.

Кроме того, качественное импортное сырье постоянно дорожает. За последние 8 лет цена малахита выросла почти в три раза. Это существенно влияет на цену изделий.

Современные изделия, выполненные в технике русской мозаики, так же уникальны, как в былые времена. Каждую вещь даже молодой мастер согревает теплом своей души и рук, стремится раскрыть современникам неповторимую красоту удивительного камня малахита.

При подготовке статьи были использованы материалы книги В.Б. Семенова "Малахит", вышедшей в 1987 г. в Средне-Уральском книжном издательстве.

Автор: М.В. Голубева, студентка МГГУ, кафедра технологии художественной обработки минералов (Москва)

Источник: Ежемесячный научно-технический и производственный журнал "Строительные материалы", N 3, 2001 г.




Оригинальный и функциональный дизайн помещений с применением стеклянных конструкцийВысокие эстетические характеристики стекла широко используются в архитектуре и дизайне....
Почему так чисто в ТаллиннеНе принимая во внимание климатические, географические  и архитектурные возможности, можно...
Организация летнего кафеЗима еще в самом разгаре, но время неумолимо, и скоро...
Стеновые бетонные блоки в НовосибирскеПолистирольные блоки используются в строительстве домов в качестве постоянной изоляции....
Системы бесперебойного питания на сайте 220-on.ruПредставляете ли вы свою жизнь без электричества? Наверное, нет! Стоит...