архитектура и строительство

Светотеневая аранжировка в пластической разработке поверхности

Светотеневая аранжировка |Пластика поверхности является одним из ведущих факторов в формировании художественного образа и принимает активное участие в раскрытии его художественного содержания и стиля во всей совокупности пластических средств архитектурной пластики немаловажную роль играет светотеневая аранжировка поверхности.

В каменном зодчестве прошлого пластическое решение плоскости развивало и конкретизировало авторскую идею и могло быть структурным, т.е. отражающим внутреннее строение объема, его конструктивное решение, и декоративно-художественным, например, орнаментальным с тематической, декоративно-символической или геометрической трактовкой. Характеристика самих пластических средств опиралась на процесс восприятия формы -. ее положения в пространстве, очертания, пропорции и основные структурные членения, обеспечивающие ее единство. Для форм пластической разработки поверхности наиболее типичным являются нюансные соотношения между отдельными составляющими, образующими незначительный рельеф поверхности, например, вертикальными и горизонтальными членениями.

Русская архитектура всегда учитывала не только композиционное решение объема здания, но и его освещение, законы зрительного восприятия, светотени, воздушной перспективы. В нашем климатическом поясе пасмурных дней гораздо больше, чем солнечных, поэтому при создании архитектурного сооружения зодчие рассчитывали не только на силуэтное восприятие абриса формы, но и на использование членений в пластическом решении плоскости стены. В рассеянном свете, когда свет идет не от точечного источника, а светит вся сфера небосвода, на первый план выходят горизонтальные членения отбрасывающие нечетко ограниченные тени. А вертикально тянутые элементы просчитываются, в основном, за счет цветового решения плоскости, поэтому русские мастера вводят в их решения горизонтальную деталировку, часто в виде мелких элементов с горизонтальными членениями. Например, в портале церкви Петра и Павла, что у Яузких ворот.

В жилой архитектуре уже к концу XVII века, когда объемно-пространственная композиция жилого дома обнаруживает тенденцию объединения всех строений под одну крышу, большое значение начинает играть пластическое решение фасада здания, его декоративная разработка. Плоскость главного фасада здания, особенно, если оно представлено одним объемом, будь то жилое или культовое здание, обычно вертикально членится пилястрами или лопатками и горизонтально расположенными карнизами и тягами. Подобные решения встречаются на фасаде церкви Троицы в Листах, выразительность объема которого достигается посредством светотеневого решения поверхности стен, где основными декоративными элементами становятся белокаменные с пышным декором порталы и наличники окон.

Окружающая атмосфера, мелкие частицы пыли и влаги в воздухе обладают свойствами видоизменять, рассеивать свет. В натуре мы даже при ярком солнечном свете встречаемся с комбинированным освещением: прямым солнечным светом, рассеянным и отраженным. Если поверхность гладкая, полированная, то отраженный свет уходит в одном направлении, шероховатая поверхность рассеивает его по разным направлениям. В пасмурный день рельеф поверхности выглядит менее контрастным в светотеневом отношении и не имеет резких границ падающих теней. Прямой солнечный свет в несколько раз сильнее рассеянного и отраженного, поэтому в решении пластической разработки поверхности на первый план выходит глубина членений рельефа. При сильной пластической разработке поверхности по глубинной координате может быть нарушена ее целостность, приводящая отдельные элементы к трансформации в объем. Малая глубина рельефа и небольшая площадь оконных проемов, наоборот, создают впечатление целостности композиционного решении, как например, в объеме церкви Троицы в Листах.

В жилых зданиях аналогично с культовой архитектурой порталы окон образуют метрический строй, иногда с едва заметными нарушениями, и являются также основой декоративного решения плоскости фасада, причем декоративный ярус второго уровня несравненно богаче первого. Особенно пышный декор наблюдается в барочной архитектуре, где даже в одном здании применяются различные формы наличников, как например в церкви Петра и Павпа у Яузких ворот или церкви Троицы в Хохповке.

В XVII веке с переходом на строительство из кирпича с введением единичных типоразмеров кирпич становится модулем в декоративном убранстве культовых и гражданских зданий, что привело к установлению единства набора наиболее распространенных архитектурных обломов, стандартизации профилей и изменению их образного решения, основанных на свойствах кирпичной кладки. Например, вместо циркульных кривых в архитектурных обломах появляются закругленные углы. Общая унификация размеров производится не только в кирпичном строительстве, стандартизируются и размеры белого камня.

В современной архитектуре для решения фасадов зданий все чаще используются различные декоративные элементы и детали в виде абстрактных геометрических форм, стилизованных орнаментов или декоративных элементов архитектурных стилей различных эпох. Соединение в архитектурной ткани больших городов зданий различных стилей требует от архитектора введения в среду ясно опознаваемых версий стиля в виде отдельных элементов и связей между ними, организующих архитектурное пространство. Так, при строительстве новых объектов в Москве архитекторы часто обращаются к стилю "модерн", хотя использование традиционно русских стилей "узорочье" и "московское" барокко", несомненно, дало бы не менее интересные результаты.

В последнее время не раз предпринимались попытки использовать типовые декоративные элементы для разнообразия в решения фасадов домов, однако их ассортимент был чрезвычайно скуден. Создание и использование большого ассортимента стилизованных деталей декора с вариантами их взаимосочетания, а также вариантов профильного кирпича создаст возможность увеличения разнообразия в решении декоративно-художественного образа в светотеневом решении пластики поверхности фасадов домов.

Автор: Н.В.Калмыкова, кандидат архитектуры; Г.В.Лашкова, архитектор (МАрхИ)

Источник: Ежемесячный научно-технический и производственный журнал "Жилищное строительство", N 4, 2001 г.






Дизайн интерьера квартиры, дизайн загородного дома, студии дизайна, дизайнер интерьераМрачные и суровые Средние века сменила эпоха Возрождения (XIV-XVI века)....
Первичный и вторичный рынок жилья в Российской Федерации: взгляд изнутриВыбор в пользу покупки уже готовой квартиры позволит потенциальному новоселу...
Качественная отделка балконов и лоджийВ настоящее время утепление балконов и лоджий стало модным и...
Преимущества и недостатки пластиковых отделочных материалов Отделочные материалы, изготовленные из пластических масс, пользуются большой популярностью...
Строительство мансардыВ современных условиях каркасное строительство мансарды обладает целым рядом преимуществ...