архитектура и строительство

Лицензирование: сложно, но нужно и должно

Лицензия|Приказ N 294 от 22.12.2000 г."0б установлении порядка лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России" был подписан Председателем Госстроя А.Ш. Шамузафаровым 22 декабря 2000 г. Прошло полгода, однако до сих пор в процессе лицензирования строительной деятельности остается много нерешенных проблем. Начальник Управления Федерального лицензионного центра при Госстрое России, Почетный строитель Российской Федерации Борис Евгеньевич Ежиков комментирует создавшуюся ситуацию.

- Борис Евгеньевич, какие новшества введены в порядок лицензирования в последнее время?

- Лицензирование строительной деятельности относится к компетенции федеральных органов. В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ и Постановлением Правительства России от 11 апреля 2000 г. N 326, лицензирование строительной деятельности, эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, а также централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и др. поселений возложено на Госстрой России. Ранее между Госстроем России и субъектами Федерации были заключены договора или соглашения о передаче части полномочий по лицензированию указанных видов деятельности,, На уровне территорий работали лицензионные органы субъектов Российской Федерации. В Москве, например, лицензирование строительной деятельности осуществляла государственное учреждение -"Мосстройлицснзия", а в Московской области - Лицензионно-экспертное управление. 22 декабря 2000 года Госстрой России в одностороннем порядке расторг упомянутые договора и соглашения и определил новый порядок лицензирования, изложенный в Приказе Госстроя России от 22 декабря 2000г. N294.

Это было вызвано тем, что, к сожалению, в каждом регионе был свой подход к вопросам методологии: выдвигались свои требования к соискателям лицензий, и при этом отсутствовала единая федеральная система. А ведь строительные работы почти всегда связаны с риском для жизни людей, с риском техногенных аварий и ката" строф. Поэтому Госстрой России привял решение о возврате себе тех полномочий, которые ранее были переданы субъектам Федерации.

Новая система, по мнению специалистов Госстроя, должна обеспечить общую методологию лицензирования и решить вопросы, связанные с ведением единого Государственного реестре лицензий. Если раньше каждый субъект Федерации, вея свой реестр выданных им лицензий, девствующих на территории данного субъекта, то теперь ведется единый государственный реестр федеральных лицензий, действующих на всей территории Российской Федерации, и при этом федеральные лицензии не требуют дополнительной регистрации на территориях субъектов Федерации. Таким образом, любой потенциальный инвестор, заказчик или орган государственного управления может зайти на сайт Госстроя России (www.gosstroy.ru) и получить информацию об интересующей его организации - о сроках начала и окончания действия лицензии у данной организации, о видах работ, на которые она выдана.

- Какие документы регламентируют деятельность лицензионных органов?

- В настоящее время действуют уже упомянутые мной Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ - базовый закон по лицензированию и Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. N 326, распределившее полномочия по лицензированию между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации. Однако, к сожалению, пока еще не приняты постановления во лицензированию строительной деятельности, а также по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов, реализующие требования Федерального закона.

Выдача лицензий осуществляется по Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 марта 1996 г. N 351 в части, не противоречащей Федеральному закону. А постановления, касающиеся реализации закона, которые на данный момент должны быть приняты, проходят долгие согласования в разных министерствах и ведомствах и пока не утверждены, тем более что в настоящее время Государственной Думой рассматриваются поправки в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Это очень тормозит процесс лицензирования, потому что работа лицензионных органов строится не столько на основе Федерального закона, сколько на нормативных актах, его реализующих.

- Расскажите, пожалуйста, о действующей структуре лицензионных органов. Как они работают?

- Система управления лицензированием состоит из трех подуровней. Первый из них - это Гoсстой России, который, в соответствии с законодательством, непосредственно осуществляет лицензирование строительной деятельности и эксплуатации инженерной инфраструктуры. Второй - это Федеральный лицензионный центр (ФЛЦ), который по. поручению Госстроя осуществляет экспертизу представленных соискателями лицензий документов, занимается вопросами методологии, систематизации работы с документами и т.д. Федеральный лицензионный центр по поручению Госстроя России создал сеть филиалов на территориях федеральных округов и субъектов РФ. Третий подуровень - это филиалы ФЛЦ на территории федеральных округов, через них координируется работа представительств ФЛЦ на территориях субъектов Российской Федерации. Непосредственно Федеральный лицензионный центр работает с лицензиатами и соискателями лицензий Москвы, Московской области и областей, входящих в Центральный Федеральный округ.

Таким образом, организационно-правовые вопросы на уровне Федерации в целом решены. Федеральный лицензионный центр даст заключения о возможности соискателей осуществлять заявленные на лицензирование виды деятельности. В Госстрое России создана лицензионно-экспергная комиссия, непосредственно принимающая решения по выдаче лицензий соискателям.

- Госстрой и ФЛЦ намерены сотрудничать с органами исполнительной власти субъектов Федерации?

- Безусловно. Необходимо учитывать интересы регионов, надо искать с ними взаимопонимание. Например, назначение руководителя федерального органа лицензирования происходит по согласованию с администрациями данных субъектов РФ. Госстрой принял положение об экспертных комиссиях, куда будут включены ответственные представители субъектов Федерации. Они хорошо знают специфику работы организаций своих регионов и их мнение, безусловно, будет учитываться при принятии Госстроем решения о выдаче лицензии. По линии надзора за осуществлением деятельности лицензиатов предусмотрено привлечение к проверкам надзорных органов, находящихся на территории субъектов Федерации (например, органов архитекгурно-строительного надзора, жилищной инспекции и т.д.).

- Кроме оргaнов надзора, каких еще партнеров и помошников в вашей деятельности вы видите ?

- Мы наладили рабочие контакты с представителями автономной некоммерческой организации "СтройРеестр" участником Программы "Надежные организации строительного комплекса", и уже намечается наше тесное сотрудничество.

АНО "СтройРеестр" получает информацию от надзорных органов, от органов аудита и др. структур, все это обобщает, анализирует и систематизирует. Это дополнительные сведения, которыми потенциально могут воспользоваться заказчики и инвесторы при принятии решений. Мы готовы сотрудничать с АНО "СдройРеестр", по причине того что это дает нам возможность получить дополнительные данные о тех организациях, Которым выдается лицензия и которые должны был" проверены по линии надзора. В свою очередь, мы готовы предоставлять АНО "СтройРеестр" интересующие ее сведения, отраженные в паспорте лицензиата: сроки лицензии, объемы и качество выполненных работ, и многое другое. Наша совместная Деятельность послужит, в конечном счете, продвижению на рынок строительных услуг действительно достойных организаций строительного комплекса.

Кроме АНО "СгройРеестр", я думаю к Программе "Надежные организации строительного комплекса" надо подключать надзорные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, пря которых созданы специалыоге тендерные комиссии по подрядным торгам. Они всесторонне рассматривают деятельность организации м принимают решение о том, кто будет выступать закаэчиком, генеральным подрядчиком, генеральным проектировщиком по объектам бюджетного финансирования. Тендерными комиссиями накапливается большой объем информации, которая предоставляется самими же организациями на добровольной основе, а затем проверяется. Эта дополнительная информация была бы очень полезна АНО "СгройРеестр" в определении степени надежности строительных организаций.

Автор: Беседовала Наталия ВОРОНОВА




Выбор бизнес идеиЧтобы выбрать успешные и перспективные бизнес идеи, Вы должны определить...
Стеклянные предметы интерьера.Стекло давно и прочно заняло свое место в дизайне интерьера...
Требования к пешеходным ограждениямДля того, чтобы обеспечить безопасность участников дорожного (и не только)...
Купить бетонБольшое применение в строительстве находит бетон, как основной материал в...
Заказать уборку коттеджей в Киеве от клининговых компанийУборка загородных коттеджей с помощью клининговых компаний в Киеве, заказать...