Любая практическая реализация проекта здания или сооружения осуществляется с соблюдением обязательной технологической последовательности их возведения и необходимых технологических правил, изложенных в соответствующих строительных нормах и правилах.
Детальная же проработка этих правил с детализацией строительных процессов регламентируется в проектах производства работ (ППР) и технологических картах. Организационно-технологическая документация на строительство и реконструкцию объектов разрабатывается по договорам со строительными организациями, которые зачастую экономят средства на подготовку состава ППР, считая, что для работы им достаточно только привязки крана, но СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" четко оговаривает состав и содержание ППР.
Недооценка необходимости и важности комплексного ППР, учитывающего разработку стройгенплана, технологию производства строительно-монтажных работ, требований к контролю качества и техники безопасности часто приводит к аварийным и конфликтным ситуациям, перерасходу ресурсов, увеличению сроков строительства и его удорожанию. В подтверждение этого можно привести распоряжение руководителя Комплекса перспективного развития города Москвы В. И. Ресина от 25.01.2000 г. N 3, в котором говорится о слабых разработках ППР, о нарушениях пооперационных регламентов, что в немалой степени способствует участившимся случаям брака при строительстве.
В 2000 г. разработаны документы "Технологический регламент производства строительно-монтажных работ" и "Технический регламент операционного контроля качества строительно-монтажных работ". "Состав, содержание, правила разработки, согласования и утверждения ПОС и ППР в соответствии с единым порядком предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве", "Регламент подготовки, организации и производства земляных работ в стесненных условиях городской застройки".
ОАО "ПКТИпромстрой" уделяет большое внимание проблеме обустройства, содержания строительных площадок и достижения надлежащей технологической дисциплины на стройке и снижения физических, материальных, экологических и других рисков. Институт многие годы связан со строительным производством в Москве и считает, что сложившееся положение требует принятия серьезных организационно-технических и технологических мер.
Решение о разработке городской целевой комплексной программы создания и внедрения современных средств обустройства и содержания строительных площадок весьма своевременно и актуально. Считаем целесообразным предусмотреть в программе разработки, которые составят нормативно-методическую базу, необходимую для решения проблемы, а также оказания инжиниринговых услуг и технической помощи стройкам в части организации и повышения культуры строительного производства.
Среди них выделим следующие:
единые правила обустройства и содержания строительных площадок с набором обязательных требований по обеспечению охраны труда, экологической и пожарной безопасности и должного уровня культуры строительного производства;
московские городские строительные нормы "Состав, содержание и правила разработки ПОС и ППР" с учетом существующего порядка предпроектной и проектной подготовки и правил производства земляных и строительных работ;
организационно-технологический регламент строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки. Правила 1998 г. должны быть существенно переработаны, развиты и конкретизированы;
альбом типовых унифицированных технологических решений инвентарных временных ограждений строительных площадок, ворот, ограждений мест разрытии и опасных зон;
каталоги съемных грузозахватных приспособлений, монтажной оснастки, средств малой механизации и средств коллективной защиты для бетонных, монтажных, штукатурных и прочих работ с технической документацией, содержащие адреса проектных организаций-распространителей документации по организации производства средств малой механизации, монтажной оснастки, средств коллективной защиты на московских предприятиях;
практическое пособие по экологической безопасности строительного производства, в котором освещены вопросы, связанные с безопасным складированием, устройством моек колес автотранспорта, с закрытием фасадов зданий и сооружений, мусороудалением, планировочными работами и благоустройством, применением безвредной для окружающей среды техники;
техническая документация малогабаритных пунктов очистки колес грузового транспорта на строительных площадках в стесненных условиях с использованием передового отечественного и зарубежного опыта и лучших образцов;
порядок открытия строительных площадок с четким регламентом разрешительной документации и взаимодействия организаций.
Считаем, что разработанная организационно-технологическая документация послужит базой для стимулирования повышения качества строительно-монтажных работ с учетом оплаты работников строительно-монтажных организаций и расчетов с поставщиками и субподрядными организациями в свете постановления правительства Москвы от 5.12.2000 г. ? 953 "О совершенствовании систем управления качеством в строительстве Москвы".
Однако разработка такой документации сама по себе ничего не значит, если документация не станет обязательной на строительной площадке, в проектах производства работ. Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы должна контролировать ее наличие, обращая особое внимание на полноту и качество ППР.
Необходимо, чтобы вся тематика, связанная с внедрением организационно-технологической документации, разрабатывалась по четкому плану Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города правительства Москвы (ранее Комплекс перспективного развития города Москвы), а не от случая к случаю, когда та или иная организация подаст заявку на выполнение какой-либо темы.
Уместно, наверное, напомнить о том, что в свое время Госстрой СССР занимался изучением состояния дел по разработке ППР и созданию базы типовых технологических карт на выполнение строительно-монтажных работ. Специалисты Госстроя и подведомственных ему институтов проводили по всей территории страны семинары, на которых рассматривались наиболее актуальные вопросы, связанные с производством строительно-монтажных работ, намечалась тематика, подлежащая разработке в технологических картах. Каждое строительное министерство определяло головную проектную организацию, ответственную за разработку типовых технологических карт. Систе матизация их, контроль за выполнением, утверждением, сроками действия возлагались на головную организацию (ЦНИИОМТП).
В Москве вполне можно организовать подобную систему разработки и внедрения организационно-технологической документации. Только в этом случае можно добиться улучшения качества организационно-технологической документации и влияния ее на качество возводимых в Москве объектов.
Авторы: А. В. КОЛОБОВ, гл. инженер, Ю. А. ЯРЫМОВ, гл. технолог лаборатории (ОАО "ПКТИпромстрой")