архитектура и строительство

Организационно-технологическое обеспечение строительства московских объектов

Рисунок|Любая практическая реализация проекта здания или сооружения осуществляется с соблюдением обязательной технологической последовательности их возведения и необходимых технологических правил, изложенных в соответствующих строительных нормах и правилах.

Детальная же проработка этих правил с детализацией строительных процессов регламентируется в проектах производства работ (ППР) и технологических картах. Организационно-технологическая документация на строительство и реконструкцию объектов разрабатывается по договорам со строительными организациями, которые зачастую экономят средства на подготовку состава ППР, считая, что для работы им достаточно только привязки крана, но СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" четко оговаривает состав и содержание ППР.

Недооценка необходимости и важности комплексного ППР, учитывающего разработку стройгенплана, технологию производства строительно-монтажных работ, требований к контролю качества и техники безопасности часто приводит к аварийным и конфликтным ситуациям, перерасходу ресурсов, увеличению сроков строительства и его удорожанию. В подтверждение этого можно привести распоряжение руководителя Комплекса перспективного развития города Москвы В. И. Ресина от 25.01.2000 г. N 3, в котором говорится о слабых разработках ППР, о нарушениях пооперационных регламентов, что в немалой степени способствует участившимся случаям брака при строительстве.

В 2000 г. разработаны документы "Технологический регламент производства строительно-монтажных работ" и "Технический регламент операционного контроля качества строительно-монтажных работ". "Состав, содержание, правила разработки, согласования и утверждения ПОС и ППР в соответствии с единым порядком предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве", "Регламент подготовки, организации и производства земляных работ в стесненных условиях городской застройки".

ОАО "ПКТИпромстрой" уделяет большое внимание проблеме обустройства, содержания строительных площадок и достижения надлежащей технологической дисциплины на стройке и снижения физических, материальных, экологических и других рисков. Институт многие годы связан со строительным производством в Москве и считает, что сложившееся положение требует принятия серьезных организационно-технических и технологических мер.

Решение о разработке городской целевой комплексной программы создания и внедрения современных средств обустройства и содержания строительных площадок весьма своевременно и актуально. Считаем целесообразным предусмотреть в программе разработки, которые составят нормативно-методическую базу, необходимую для решения проблемы, а также оказания инжиниринговых услуг и технической помощи стройкам в части организации и повышения культуры строительного производства.

Среди них выделим следующие:

единые правила обустройства и содержания строительных площадок с набором обязательных требований по обеспечению охраны труда, экологической и пожарной безопасности и должного уровня культуры строительного производства;

московские городские строительные нормы "Состав, содержание и правила разработки ПОС и ППР" с учетом существующего порядка предпроектной и проектной подготовки и правил производства земляных и строительных работ;

организационно-технологический регламент строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки. Правила 1998 г. должны быть существенно переработаны, развиты и конкретизированы;

альбом типовых унифицированных технологических решений инвентарных временных ограждений строительных площадок, ворот, ограждений мест разрытии и опасных зон;

каталоги съемных грузозахватных приспособлений, монтажной оснастки, средств малой механизации и средств коллективной защиты для бетонных, монтажных, штукатурных и прочих работ с технической документацией, содержащие адреса проектных организаций-распространителей документации по организации производства средств малой механизации, монтажной оснастки, средств коллективной защиты на московских предприятиях;

практическое пособие по экологической безопасности строительного производства, в котором освещены вопросы, связанные с безопасным складированием, устройством моек колес автотранспорта, с закрытием фасадов зданий и сооружений, мусороудалением, планировочными работами и благоустройством, применением безвредной для окружающей среды техники;

техническая документация малогабаритных пунктов очистки колес грузового транспорта на строительных площадках в стесненных условиях с использованием передового отечественного и зарубежного опыта и лучших образцов;

порядок открытия строительных площадок с четким регламентом разрешительной документации и взаимодействия организаций.

Считаем, что разработанная организационно-технологическая документация послужит базой для стимулирования повышения качества строительно-монтажных работ с учетом оплаты работников строительно-монтажных организаций и расчетов с поставщиками и субподрядными организациями в свете постановления правительства Москвы от 5.12.2000 г. ? 953 "О совершенствовании систем управления качеством в строительстве Москвы".

Однако разработка такой документации сама по себе ничего не значит, если документация не станет обязательной на строительной площадке, в проектах производства работ. Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы должна контролировать ее наличие, обращая особое внимание на полноту и качество ППР.

Необходимо, чтобы вся тематика, связанная с внедрением организационно-технологической документации, разрабатывалась по четкому плану Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города правительства Москвы (ранее Комплекс перспективного развития города Москвы), а не от случая к случаю, когда та или иная организация подаст заявку на выполнение какой-либо темы.

Уместно, наверное, напомнить о том, что в свое время Госстрой СССР занимался изучением состояния дел по разработке ППР и созданию базы типовых технологических карт на выполнение строительно-монтажных работ. Специалисты Госстроя и подведомственных ему институтов проводили по всей территории страны семинары, на которых рассматривались наиболее актуальные вопросы, связанные с производством строительно-монтажных работ, намечалась тематика, подлежащая разработке в технологических картах. Каждое строительное министерство определяло головную проектную организацию, ответственную за разработку типовых технологических карт. Систе матизация их, контроль за выполнением, утверждением, сроками действия возлагались на головную организацию (ЦНИИОМТП).

В Москве вполне можно организовать подобную систему разработки и внедрения организационно-технологической документации. Только в этом случае можно добиться улучшения качества организационно-технологической документации и влияния ее на качество возводимых в Москве объектов.

Авторы: А. В. КОЛОБОВ, гл. инженер, Ю. А. ЯРЫМОВ, гл. технолог лаборатории (ОАО "ПКТИпромстрой")


Услуги уборки и вывоза снегаСовременные услуги 'вывоз снега' дают возможные при сравнительно невысоких тратах...
Зачем нужно удостоверение электрогазосварщикаЕсли Вы хотите получить новые знания, повысить квалификацию сварщика или...
Преимущества отдыха на Черноморских курортахДаже те, кто никогда не бывал на черноморском побережье, обязательно...
Правила по уходу за пластиковыми окнамиСовременные пластиковые окна, Москва которые предлагает в большом количестве, очень...
Рациональный подход к расположению коммерческой недвижимостиВажно выбирать не просто многолюдное пространство, а то, где поток...