архитектура и строительство

Из истории российского евроремонта

1 Одна только мысль о предстоящем ремонте способна повергнуть вас в шок? Верим, сами через это проходили и теперь готовы поделиться опытом. Как выбрать подрядчика? Как контролировать качество проводимых работ? Как избежать перерасхода сметы?

В начале 90-х годов в нашей стране наступила эра евроремонта. На отечественный рынок хлынули импортные товары, сантехника, отделочные материалы, а вместе с ними и информация о мировых технологиях в области ремонта. У значительной части граждан появилась наконец возможность начать оформлять свои дома на уровне европейских стандартов. Правда, поначалу возможности потребителя были не столь шикарны, как сейчас, но даже самая дешевая китайская и турецкая продукция выгодно отличалась от традиционно неказистых изделий отечественных предприятий. Интерьеры отремонтированных квартир тоже оставляли желать лучшего. Это был либо слегка улучшенный советский вариант, либо копия офисов и недорогих европейских гостиниц. Но процесс, как говорится, пошел. И по мере того как росло число состоятельных граждан, уровень доходов которых приближался к среднеевропейскому, в России начал формироваться совершенно новый вид бизнеса. Появились отдельные специалисты, а затем и фирмы, которые брались выполнить ремонт квартир в соответствии с европейскими стандартами, а в лексикон россиян с этого момента вошло емкое, звучное и всем понятное слово "евроремонт"...

Для человека, который собрался делать ремонт, выбрать ответственного и добросовестного исполнителя -- задача все еще не из легких. За десять лет приставка "евро" к слову ремонт не стала пока синонимом качества.

Использование современнейших, порой весьма дорогих материалов, необходимость применения новых технологий и совсем другие, значительно более высокие требования к качеству работ диктовали и совсем иные подходы к дисциплине и организации труда, поэтому отделочников "со строек социализма" поначалу старались не привлекать. "Советское" отношение к работе, въевшееся в плоть и кровь этих специалистов, было неистребимо. Не помогали ни страх увольнения, ни высокая зарплата. Дефицита же рабочей силы в те годы не наблюдалось: на этот рынок пришли мастера из элитных СМУ (например, треста "Мосреставрация"), рабочие и инженеры из закрывающихся НИИ, имеющие "технические" мозги и богатый опыт шабашки и стройотрядов.

2 Наличная форма расчета, все еще практикующаяся и сегодня, позволяла с легкостью избегать налогов, а значит, любому подрядчику можно было обходиться без громоздкого бюрократического аппарата, содержание которого существенно влияло на цену. Минимальные накладные расходы позволяли такого рода фирмам выплачивать своим мастерам от 70 до 80% от оплаченной заказчиком стоимости работ. Высокие заработки ($600-1000 в месяц) стали хорошим стимулом для привлечения добросовестных специалистов. Большинство ремонтных фирм в этот период занималось фактически обычным посредничеством -- поиском клиентов, которых они затем передавали мастерам или целым бригадам, зачастую даже не числившимся в штате этой конторы. Бригада, получив заказ, уже самостоятельно договаривалась с хозяином квартиры об условиях работы, сроках, форме и размерах оплаты. Фирме отчислялся ее небольшой процент, и ответственности за дальнейшее она уже не несла...

Но это была лишь одна небольшая проблема среди множества других, практически неизбежных в период становления рынка. Существовавшая до той поры нормативная база (ГОСТы и СНиПы) в новых условиях казалась в значительной мере устаревшей. Да и государство, занятое другими проблемами, фактически устранилось от какого бы то ни было контроля за процессами в этой сфере. В результате каждый, от мастера до самого заказчика, творил все что хотел. Конечно, законы рынка постепенно делали свое дело - высокие заработки стимулировали рост профессионального мастерства, и это вселяло надежду на то, что в кратчайшие сроки будет накоплен опыт применения новых технологий ремонта.

Однако в середине 90-х ситуация изменилась. Подрядчик, неудовлетворенный ролью посредника и скромным процентом, обратил свой взор на гастарбайтеров, которые именно в это время стали появляться в России. Поначалу это были действительно специалисты, в частности профессиональные отделочники. Их профессиональные навыки и желание работать пришлись как нельзя кстати, но было их очень немного и они быстро растворились среди аборигенов. К тому же очень скоро начался массовый приток дешевой рабочей силы из стран СНГ.

3 Среди этой массы мигрантов специалистов было уже не так много. Все остальные, имея опыт разве что переклеивания обоев в собственной квартире, тем не менее брались выполнять любую работу за сколь угодно низкую плату, поскольку она в любом случае значительно превышала их заработок на родине. Использование такой рабсилы сулило работодателям сверхприбыли. И мало кто устоял перед таким искушением. А клиентов, привыкших к ненавязчивому советскому сервису, легко можно было обвести вокруг пальца. В итоге спрос на квалифицированных рабочих стал падать. Фирмы вместо прежних 70-80% платили своим, российским, мастерам все меньше и меньше.

В результате в ремонтных конторах началась небывалая текучка персонала. Уходили и старые кадры, и, после одного-двух ремонтов, гастарбайтеры, поскольку обещанные заработки отсутствовали. А через пару лет они уже появлялись на рынке "частных рекламных объявлений", но уже как руководители ремонтных бригад, составленных из земляков и родственников. Качество работ в этот период упало до самого низкого уровня. Из-за халтурно поставленной сантехники затапливались целые подъезды. Установка электрических розеток в ванных комнатах проводилась без применения защитных устройств. Рискованные и опасные перепланировки серьезно ослабляли несущие конструкции дома. Приезжие "мастера" зачастую жили в ремонтируемых квартирах, что нередко приводило к пожарам и взрывам. Стоимость ремонтных услуг в то время определялась уже в значительной мере не качеством работы, а кошельком клиента и умением руководства фирмы получить хотя бы часть оговоренной суммы. Главное - сделать это раньше, чем клиент начнет что либо понимать. Практически любая фирма, даже в условиях скандала, умудрялась получить некоторую прибыль. Когда заказчик начинал возражать против такого "результата" ремонта, можно было и "уступить" ему процентов двадцать от оговоренной ранее суммы, пожертвовав заработком рабочих. Ремонтный рынок в те годы напоминал непаханое поле, где даже самый неквалифицированный подрядчик, проваливающий один заказ за другим, мог спокойно существовать, поскольку всегда мог найти для себя новую жертву.

4 Ну, а куда же делись прежние, квалифицированные кадры? Кто-то организовал свою фирму, успешно эксплуатируя тех же приезжих, но большинство осело на рынке "частных объявлений". И в короткий период (длился он с 1995 по 1998 год) можно было с помощью частного мастера без проблем и довольно дешево сделать хороший ремонт квартиры. Доход такого мастера в те годы в два-три раза превышал заработок в средней фирме, что быстро сделало привлекательным для гастарбайтеров и этот рынок ремонтных услуг. Туда же направились и прорабы из тех фирм, которые, быстро освоив терминологию и финансовую сторону дела после всего одного-двух ремонтов, начинали работать самостоятельно, организовывая небольшие бригады.

Столь широкие возможности российского рынка оценили не только жители бывших союзных республик. Огромный спрос на импортные отделочные материалы привел к появлению у нас и западных фирм. Многие из них, такие как КВЕ, VЕКА, "ТИГИ KNAUF", собирались обосноваться здесь всерьез и надолго. Довольно скоро в России появились заводы по производству гипсокартона (ГКЛ) и оконного профиля. Наши ремонтники получили не только новый продукт, но и отлаженные технологии, обучение которым проводилось в специально созданных центрах. Пример с "ТИГИ KNAUF" весьмапоказателен. Похожий материал, называемый у нас сухой штукатуркой, существовал и использовался в нашей стране довольно давно. Ценность предложенного фирмой состояла не только в улучшении качества материала, но и в наличии комплексной системы для возведения перегородок, арок и подвесных потолков. В одном месте можно было заказать разные типы металлического профиля для каркаса, системы креплений, клеевые смеси, шпаклевки для обработки поверхности и, что немаловажно, получить информацию о том, где и как это все применять. В результате гипсокартон быстро вытеснил ДСП и дерево, используемые ранее при строительстве легких каркасных перегородок, что повысило также и пожарную безопасность наших квартир.

Таким образом, появление на отечественном строительном рынке западных фирм сыграло свою положительную роль. Правда, полученные западные технологии создали у руководителей российских фирм новую иллюзию: они решили, что с этими технологиями добиться хорошего качества ремонта можно и без наличия высококвалифицированной, а, следовательно, и высокооплачиваемой рабочей силы.

5 Возможно, что даже такой, в общем-то, порочный подход к делу мог дать некоторые результаты (хотя в ремонте от квалификации непосредственного исполнителя зависит гораздо больше, чем при поточном, серийном, производстве, где в массовом порядке используется дешевая рабочая сила), если бы не наше излишне "творческое" отношение к заимствованным технологиям. Ради снижения цены многие из них значительно упрощались. Например, положительный эффект от новых окон, как утверждают специалисты, на 50 или даже 70% зависит от их правильной установки. В новых ГОСТах, разработанных, кстати, при участии фирмы КВЕ, даны четкие рекомендации по заделке шва между окном и стеной. С правильным устройством изнутри непрерывного контура, обеспечивающего влагоизоляцию, можно познакомиться и на сайте фирмы VЕКА. Однако большинство фирм при установке стеклопакетов по-прежнему ограничивается лишь заполнением шва монтажной пеной. Более того, в договорах, которые заключаются между потребителем и фирмой, устанавливающей окно, теплоизоляционные характеристики блока даже не упоминаются. А ведь это все равно, что купить машину, не удосужившись поинтересоваться, какова мощность ее двигателя.

Нечто похожее происходит и с гипсокартоном. Влагостойкий ГКЛ можно использовать для выравнивания стен и потолков, а также для строительства перегородок в помещениях с повышенной влажностью. Но некоторые наши "мастера" считают, что в санузле и на кухне можно крепить листы на деревянный каркас вместо рекомендованного фирмой стального оцинкованного профиля. Просто с деревом им привычнее и удобнее работать. Между тем во влажной среде такой каркас обязательно поведет, пришитые к нему листы гипсокартона деформируются, на потолке появятся трещины или складки, и не исключено, что потрескается плитка.

Серьезным испытанием для ремонтного рынка стали события августа 1998 года. Если до дефолта спрос превышал предложение, и высокие доходы какой-то части населения в определенной мере поддерживали и высокие цены на ремонт, то после "черного" августа цены упали более чем в три раза. И даже сегодня, спустя шесть лет, они все еще не дотягивают до прежнего уровня. Объясняется это не только снижением уровня доходов богатых людей, но и тем, что потребителями ремонтных услуг стали и другие, менее обеспеченные слои населения.

В этой ситуации выжили те, кто смог предложить более или менее приличную работу по довольно низким ценам. В выигрышном положении оказались опять же иностранные рабочие. За прошедшие годы они кое-чему научились, а дефолт только укрепил их доминирующее положение на ремонтном рынке. После августа 1998 года ремонтники впервые почувствовали, что такое жесткая рыночная конкуренция. В 1999 году спрос на их услуги был так низок, что даже крупные фирмы, бравшиеся прежде только за очень дорогие проекты, не брезговали и мелкими заказами.

Так, рынок все расставил на свои места: "частники" стали обслуживать только недорогой ремонт, смета которого редко превышает $10 000, а сократившиеся доходы вынудили некоторых из них опять вернуться под крыло той или иной фирмы. Таковы особенности развития ремонтного бизнеса в России в первые десять - двенадцать лет его рыночного существования. И хотя в сфере двусторонних отношений "клиент - мастер" до уровня мировых стандартов еще очень и очень далеко, определенный прогресс, пусть и небольшой, налицо. В частности, наличная форма оплаты постепенно вытесняется безналичной, по крайней мере в сфере элитных ремонтов. Заказчик сегоднягораздо больше внимания обращает на договор, в котором прописаны права сторон, обязанности и гарантии подрядчика. Большинство фирм теперь предоставляют заказчику смету расходов, календарный план и прочую документацию, что должно убедить клиента в солидности и надежности подрядчика. На бумаге и впрямь все всегда выглядит как нельзя лучше, но в жизни "оврагов" меньше пока не стало. И опять же в любом документе, как бы искусно в нем ни пытались скрыть правду, всегда можно обнаружить следы или признаки истинного положения вещей. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Есть определенные сдвиги и в качестве. Возьмем ту же перепланировку. Хотя эти работы и проводятся порой со значительными нарушениями существующего законодательства (к комнатам присоединяют балконы и лоджии, санузлы переносят и размещают над жилой зоной), мастера, осуществляющие эти работы, действуют сегодня более осмотрительно. Они стараются не трогать несущие элементы конструкций дома, под санузлами в большинстве случаев делают гидроизоляцию пола, устанавливают розетки и выключатели в ванныхкомнатах только с устройствами защитного отключения (УЗО). Приходит понемногу и осознание того, что важен не только размер прибыли, но и репутация фирмы. А она во многом зависит от непосредственных исполнителей - инженеров, дизайнеров и рабочих. И еще одна тенденция: жесткая конкуренция заставляет хозяев ремонтных фирм тратить деньги на обучение персонала и новейший инструмент.

Как бы то ни было, но следует смотреть правде в глаза: для человека, который собрался делать ремонт, выбрать ответственного и добросовестного исполнителя - задача все еще не из легких. За десять лет приставка "евро" к слову ремонт не стала пока синонимом качества. В большей степени она символизирует лишь европейскую цену этих услуг.

Михаил Верикин

(Из книги "Подводные камни евроремонта")

www.dveri-ust.ru

http://www.dproekt.com.ua/articles/euro/text/203/


Влагостойкая плита ОСБ в ПетербургеШирокое применение в строительстве получил новый строительный материал ориентированно-стружечная плита,...
Фотообои - отделочный материал, необходимый для интерьера помещенийНачиная ремонт, мы в первую очередь стараемся приобрести качественные строительные...
Утилизация сельхозтехники начнется с 2012 года Государственная программа по утилизации сельхозтехники начнется со следующего года. Правительство...
Скважинное водоснабжение загородных домовУ каждого из нас есть индивидуальные представления о комфорте проживания...
Индивидуальное проектирование гостиницДля того чтобы гостиничный бизнес приносил доход, в нем все...