архитектура и строительство

Стратегия развития строительного комплекса Российской Федерации

sjdf|Госстрой России приступил к поиску новых стратегических концепции развития строительства - этой важнейшей для нашего государства отрасли. На 2002-2003 гг. намечено разработать основные направления системного подхода к решению проблем строительства и ЖКХ. Для реализации этих направлений в структуре Госстроя создано Управление государственной строительной политики.

Первоочередная задача Госстроя России в вопросах развития отечественной строительной отрасли - разработать и в первом полугодии 2003 г. представить на рассмотрение научно-технического совета Госстроя России проект концепции государственной политики в области развития строительного комплекса. Эта задача ложится именно на новое управление. Отмечу, что определенные теоретические проработки в этом вопросе начал вести ЦНИИЭУС под руководством Управления государственной строительной политики. Наша задача - совместить теоретические положения с конкретными техническими, технологическими и финансово-экономическими требованиями и возможностями экономики отрасли.

Госстрой России сохранил систему государственного регулирования и координации, в которой функционируют около 130 тыс. организаций и предприятий строительства и промышленности стройматериалов.

Доля инвестиций в основной капитал в 2002 г. в развитие производственной базы строительных организаций возросла на 0,1 %, в промышленность строительных материалов - на 0,2 %. Это означает не рост, а застой, стагнацию в отрасли. В этом году правительственные эксперты и аналитики ожидают еще более скромных показателей роста промышленного производства.

Представители как стран СНГ, так и некоторых стран дальнего зарубежья обращаются в адрес Госстроя России с предложениями возродить прежние традиции: строить крупные зарубежные объекты. Так что пространство для роста объемов у нас есть.

Радует показатель по вводу жилых домов в 2002 г. Контроль за выполнением федеральной целевой программы "Жилище" и подпрограммы "Свой дом", развитием ипотечной системы жилищного кредитования возложен на наше управление.

Решая стратегические задачи развития строительной отрасли, необходимо с максимальной эффективностью использовать системообразующие предприятия Госстроя (ГУПы и НИИ).

Темпы и сроки структурной модернизации всех отраслей экономики России в значительной степени зависят от эффективной инвестиционно-строительной политики, проводимой государством. Необходимость комплексного подхода к вопросам нормативного и правового обеспечения инвестиционно-строительной сферы диктуется неразрывностью инвестиционного процесса во времени, большим количеством участников, сложностью и межотраслевым характером их взаимоотношений.

Одна из причин непривлекательности для российского и иностранного капитала и увеличения сроков строительства - перегруженность согласования и сложность разрешительных процедур в существующей многоступенчатой практике закрепления за инвестором земельных участков, выдачи технических условий, исходных данных и оформления проектной документации для строительства зданий и сооружений на федеральном, региональном и местном уровнях. Кроме того, до настоящего времени не урегулированы вопросы оплаты разрешительных процедур на всех многочисленных этапах прохождения документации.

Для упорядочения организации инвестиционно-строительного процесса следует разработать:

положение по формированию долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных инвестиционных программ, определяющее состав участников инвестиционного процесса (проекта), их функции, права, задачи, регламент процедуры их отбора, формирование программ (проектов) для каждого временного интервала, последовательности и структуры управленческих действий;

рекомендации по выбору адекватной организационной структуры или положение о создании органа управления инвестиционно-строительным процессом;

типовой договор (контракт), определяющий взаимодействие всех участников строительства, регламентирующий и создающий условия для сочетания общих и индивидуальных интересов хозяйствующих субъектов и ориентирующий их на достижение конечных результатов инвестиционно-строительного процесса. Развитие рыночных отношений требует совершенствования содержания договора (контракта) с целью обеспечения всесторонней и надежной координации действий как двусторонних, так и многосторонних участников процесса, а также балансовой увязки инвестиционных программ с производственными мощностями и технико-экономическими возможностями организаций инвестиционно-строительной среды, надежного и устойчивого по объемам и времени финансового обеспечения инвестиционных программ.

По своему составу и структуре он должен гармонировать с аналогичными документами на международном уровне, так как участником проекта все чаще становится иностранный инвестор, поставщик ресурсов, исполнитель работ (или их части). В составе контракта должны быть разработаны правила, регулирующие материальную ответственность всех участников инвестиционно-строительного процесса за качество предоставляемой и произведенной продукции и услуг.

Повышение роли независимых заказчиков и строительных организаций значительно увеличивает риски как на уровне заключения контракта, так и в инвестиционно-строительном процессе и вызывает необходимость введения на всех этапах инвестиционно-строительного цикла новых регуляторов и инструментов, обеспечивающих надежность достижения конечного результата. Функции такого регулятора исполняет страхование и поручительство, которые оговариваются на уровне заключения контракта в целом на проект или часть проекта.

Учитывая, что около 40 % строительных организаций убыточные, необходимо разработать отраслевую программу реструктуризации (реформирования) убыточных предприятий, которая должна включать: совершенствование структуры и функций управления, предложения по преодолению отставания в технико-технологических аспектах деятельности, улучшению финансово-экономической политики. Такой подход к решению проблемы убыточности позволит повысить эффективность строительного производства, конкурентоспособность, рост производительности труда, снизить издержки производства, улучшить финансово-экономические результаты строительной деятельности.

Поступившие от субъектов РФ предложения по Программе действий Госстроя России на 2003 г. в той или иной степени касаются проблем стратегии развития предприятий и организаций строительного комплекса как в части разработки нормативно-правовых документов, так и основных перспектив развития строительного комплекса. Для решения этих задач следует создать внебюджетный фонд, средства которого будут использованы на разработку основных документов по проблемам совершенствования законодательства инвестиционно-строительной сферы.

Для построения вертикали власти необходимо обеспечить в 2003 г. формирование региональных органов Госстроя в федеральных округах (федеральные государственные учреждения, дирекции на местах). В первую очередь проведена реорганизация ФГУ "Северо-Западная дирекция Госстроя России", на очереди ФГУ "Приволжская дирекция Госстроя России". Уже поставлен вопрос о создании дирекций по округам. Основная цель их деятельности - выполнение поручений Госстроя России по обеспечению его интересов на территории соответствующего федерального округа. На основании договора-поручения и доверенности - это исполнение функций представительства Госстроя России в федеральном округе, в том числе и контрольных функций. Дирекция методологически воздействует на региональный строительный комплекс, что необходимо именно сейчас.

Учреждение по договору-поручению Госстроя России выполняет функции заказчика по тем работам, и функции заказчика-застройщика и балансодержателя строительства по тем объектам, по которым функции государственного заказчика возложены на Госстрой России. Не секрет, что в некоторых случаях федеральные бюджетные средства, выделяемые в рамках ФЦП, расходуются региональными властями не по назначению или вообще не осваиваются. Дирекция как служба Госстроя России должна обеспечивать "прозрачность" этого процесса и полное освоение выделенных средств.

Она координирует деятельность расположенных в соответствующем федеральном округе предприятий и организаций, подведомственных Госстрою России, осуществляет инвестиционную деятельность, обеспечивает объекты строительства проектно-сметной документацией, организует проектные, изыскательские, исследовательские, строительные, ремонтные, монтажные и иные работы, в том числе по строительному подряду и долевому участию в строительстве (совместной деятельности) в интересах Госстроя России (не ведомства, а государства). Совместно с исполнительной властью региона составляются перспективные планы развития региона.

Принимая во внимание, что лицензирование строительных видов деятельности - эффективный инструмент государственного регулирования, необходимо обеспечить в I квартале 2003 г. проведение организационно-административных мер по наведению порядка в деятельности федерального лицензионного центра Госстроя России.

Один из основных моментов в стратегии развития строительного комплекса - это модернизация парка строительной и дорожной техники, определение рационального соотношения машин основной номенклатуры, комплектующего оборудования и высококачественного инструмента. Но на это у предприятий нет средств.

Стоит задача формирования и развития инфраструктуры российского лизингового рынка в строительстве и совершенствования его нормативной базы применительно к специфике строительного производства и ЖКХ. По прогнозам специалистов, лизинговый рынок должен развиваться в нашей стране так же бурно, как развивается сейчас рынок потребительского кредита. Финансовая выгода для предприятия состоит в том, что не надо платить налог с основных средств за используемое по лизингу оборудование.

Строительному комплексу необходимо увеличить степень готовности предприятий и организаций по ликвидации последствий экологических и техногенных катастроф. Помимо природных явлений, катастрофы объективно обусловлены старением производственной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с 97-ФЗ работы, оплачиваемые из федерального бюджета, распределяются на конкурсной (тендерной) основе.

Госстрою России следует представить в правительство РФ конкретные предложения по сокращению числа процедурных формальностей при проведении конкурсных торгов и/или бесконкурсному выбору подрядчиков в случаях преодоления последствий чрезвычайных ситуаций.

А. А. ГОЛУШКИН, начальник Управления государственной строительной политики Госстроя России

11.04.2003.

"ПГС" ? 3/2003



--------------------------------------------------------------------------------



1. Архитектура и Градостроительство

--------------------------------------------------------------------------------





Генеральный план развития Москвы до 2020 года

Архитектурные решения

Планировка и застройка территорий

Экология











[комплекс] [новости] [продукция] [услуги] [инфо]

--------------------------------------------------------------------------------

[комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. москвы] [новости комплекса] [документы] [московская квартира] [подрядные торги] [инвестиционные проекты] [профессиональное обучение] [московский территориальный строительный каталог] [телефонный справочник] [пресса] [московская перспектива] [веб-представительства] [карта портала] [15 лет строительного комплекса]

--------------------------------------------------------------------------------

[строительная наука] [дома под снос] [горячая линия] [объявления] [работа] [видео] [полезные ссылки] [руководителю о компьютерах] [отдых и лечение] [радио и тв] [фотоальбом]









[email protected] Copyright© 1998-2002 ИВЦ Мосстрой




Лучшая недвижимость в Болгарии - доступные цены, выгодные условия. Все чаще наших соотечественников одолевает идея приобретения жилья в...
Административные процедуры при выдаче разрешений РостехнадзораАдминистративные процедуры требуют внимания со стороны должностных лиц, которых назначают...
Основные трудности при использовании самодельного сварочного аппаратаСварочный аппарат - это просто незаменимая вещь в руках владельца...
Как рассчитать стоимость аренды строительных лесов?Компания Белрента является собственником строительных лесов разного назначения, грузоподъемности, конструктивных...
Охранная сигнализация - датчики охранной сигнализацииОхранная сигнализация - один из самых действенных и эффективных способов...