архитектура и строительство

Основные нарпавления государственной градостроительной политики Проект 01,07. 03 - 3

Цель представляемого на заседание Совета по вопросам градостроительства и архитектуры при Госстрое России материала заключается в том, чтобы на основании анализа состояния дел в области градостроительства выработать консолидированную позицию градостроителей по наиболее принципиальным вопросам



1. СОСТОЯНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Главной особенностью современного состояния градостроительства в стране является недооценка практической значимости градостроительной деятельности в решении задач, стоящих перед страной, в частности, в ускорении темпов экономического роста и повышении конкурентоспособности российской экономики, в консолидации не только самого общества, но и деятельности властных структур. Управленческие решения, направленные на получение частного экономического эффекта разрабатываются и принимаются без сопоставления такого эффекта с возникающим при этом ущербом в области градостроительства и влиянием последнего на ресурсоемкость национальной экономики в целом.



До сих пор на всех уровнях власти отсутствует целостный подход к управлению территорией на основе оптимизации взаимодействия градостроительной, экономической, имущественной, земельной, жилищно-коммунальной, демографической и миграционной политики и нет ориентации законотворческой деятельности всех уровней на оптимизацию взаимодействия отраслевой, территориальной и институциональной структуры Российской Федерации.



В действующем законодательстве практически отсутствуют механизмы, регулирующие взаимоотношения между субъектом рынка и местным сообществом как социо - экономической общностью людей и выступающей от их имени местной властью, которая ответственна за качество всей среды жизнедеятельности данного сообщества, включая архитектурно - градостроительную (материально-пространственную).



В то же время, существующее законодательство не препятствует стремлению руководителей местных сообществ, субъектов РФ решать вопросы развития поселений и целых регионов, исходя из своих текущих интересов и не считаясь с возникающими долговременными последствиями для Российской Федерации в целом.



Естественным следствием недостаточного воздействия государства на организацию градостроительной деятельности является: во-первых, низкий уровень обеспеченности хозяйственной деятельности в стране градостроительной документацией, во-вторых, неподготовленность рыночного оборота недвижимости градостроительными регламентами, в-третьих, нарастающее ухудшение состояния жилищно-коммунального фонда в целом при одновременном переуплотнении жилой застройки, ведущим к росту социальной напряженности и снижению доверия населения к власти (особенно тревожное положение складывается в Москве, Санкт - Петербурге, городах и поселениях на крайнем севере), в-четвертых, ускоренный износ объектов социально-культурной сферы и сокращение их сети под флагом экономической нерентабельности, необходимости экономии бюджета в части коммунальных платежей.



Положение усугубляется тем, что в стране нет четкого курса на создание системы градостроительного и экономического прогнозирования для выявления закономерностей системной организации производства и расселения в стране и определения эффективных масштабов реализации этих закономерностей в каждой местности в данный период времени; на оптимизацию разграничения предметной области градостроительного, имущественного и земельного права с целью настройки поведения каждого субъекта рынка на повышение своего вклада в системную организацию страны, ибо от этого зависит темп экономического роста и конкурентоспособность Российской Федерации. Ведь территория России это не столько потенциальный объект недвижимости, сколько всеобщее условие жизнедеятельности проживающих на ней людей. И либо их интерес настраивается на единый конечный результат, что ведет к системной организации общества и к годовым темпам роста экономики не ниже 10-15% в год; либо жители реализуют свой интерес и ведут к системной дезорганизации общества, обрекая страну на темпы роста в длительной динамике не более 5%, да и то в особо благоприятные годы.



Вследствие отсутствия в бюджетной классификации и в классификаторе видов экономической деятельности понятий "градостроительная деятельность", "градостроительная документация", "инженерно-геологические изыскания для строительства" и т.д. и отсутствия достаточных средств на финансирование разработок нормативно-правовой и методической базы градостроительного прогнозирования и проектирования, параллельно с ухудшением среды жизнедеятельности населения происходит ослабление материально-технической и кадровой базы градостроительства. Здания, занимаемые проектными (градостроительными) институтами и построенные на средства государственного бюджета стали объектом притязаний финансовых групп, стремящихся к контролю за недвижимостью в данной местности. Все это снижает привлекательность престижность и привлекательность градостроительной деятельности в глазах молодежи. В результате не происходит должным образом процесс омоложения кадрового потенциала органов исполнительной власти муниципальных образований в области градостроительства дееспособными специалистами.



Особенно тяжелое положение складывается в жилищно-коммунальной сфере. Превращение жилья в товар обусловило очень высокий темп роста удовлетворения платежеспособного спроса 3-5% населения на высококомфортное жилье, но лишило всякой перспективы не менее 75% населения предотвратить существенное ухудшение своих жилищных условий в связи с разрастанием своей семьи. Предпринимаемые меры развития ипотечного строительства, разные формы кредитования жилищного строительства молодых семей очень своевременны. Но они реально смогут охватить не более 15-20% населения. Попытки решать проблемы социального жилья за счет использования разницы между ценой продажи коммерческого жилья и его себестоимостью, в стратегическом плане не бесспорны, ибо реализация коммерческого жилья идет в основном за счет приезжего населения. В результате получаемый эффект не в состоянии перекрыть ущерб из-за расширения "пятна" городской застройки.



Очень серьезные недостатки присущи современному механизму регулирования земельных отношений в городах. С одной стороны, созданная система платежей за землю ведет к дефициту местных бюджетов; с другой - установление платежей за землю (равно как и платежи за аренду помещений) ведется в отрыве от всей системы финансовых потоков и сопровождается удушением экономической активности в городах, еще больше усугубляющих бюджетный дефицит. Так, вместо того, чтобы владелец коттеджа на инженерно - освоенных территориях города возмещал возникающий в этом же городе ущерб от необходимости освоения новых территорий (а он во много раз выше современной рыночной цены земли) этот ущерб возмещает все население города. Вместо того, чтобы дифференцировать платежи в зависимости от площади участка под индивидуальную застройку или от числа работников на 1 га территории, отводимой юридическим лицам, у нас плата за 1 кв. м одинакова, тогда как общегородские последствия при этом различны.



В тоже время, проведенное без участия градостроительной службы кадастровое зонирование, привело к тому, что сегодня одна сторона улицы платит больше, чем другая. Естественным следствием этого является прямой недобор средств налогов и платежей в бюджет и полная дискредитация власти в глазах населения



Наконец, требует изменения сложившаяся политика регулирования имущественных отношений, не учитывающая, что поддержание эффективных соотношений в развитии разных форм собственности является основой социально-политической и экономической устойчивости городов и систем расселения. В результате, существующий порядок отвода земель и аренды помещений, практически исключивший участие в нем градостроительной службы, ведет к разбазариванию городских земель и к дезорганизации всей системы городского землепользования. Как только в городах высвобождается территория, пригодная для эффективного муниципального жилищного строительства или решения транспортных и экологических проблем, она сразу же оказывается растащенной под коттеджи, гаражи, автостоянки и разные ООО с мизерными платежами в бюджет. Кроме повышения дефицита местного бюджета и роста социальной напряженности это ничего не дает.



2. О С Н О В Н Ы Е ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В работе по организации градостроительной деятельности Госстрой России руководствуется следующими основными принципами.



Предметом градостроительной деятельности является установление закономерностей создания, функционирования и развития материально - пространственной среды жизнедеятельности населения; определение целесообразных масштабов реализации выявленных закономерностей, не нарушая при этом хода других закономерностей; разработка механизмов учета, согласования и настройки интересов разных слоев населения на реализацию этих закономерностей. Средством материализации градостроительной деятельности являются производственное и непроизводственное строительство и рыночный оборот земельных участков и строений на них; а условиями - государственный учет, инвентаризация объектов градостроительной деятельности.



Градостроительная деятельность в силу своего пространственно-временного социо-эколого-экономического характера является сегодня одним из важнейших рычагов центральной власти по системной организации Российской Федерации в целом; единственным рычагом реального и эффективного улучшения экологической ситуации и согласования личного, местного, регионального и федерального интересов в каждой местности в каждый момент времени.



Почти не существует видов управленческих решений на всех уровнях власти, которые не влияли бы на состояние архитектурно - градостроительной среды соответствующей местности, на территориальные различия в условиях жизни людей и функционирования рабочих мест; на ресурсоемкость не только валового внутреннего продукта, но и на воспроизводство всего национального потенциала (от природно-ресурсного до генетического). Учет такого влияния обеспечивается оценкой архитектурно-градостроительного аспекта эффективности управленческих решений.



В то же время не существует градостроительных решений, которые бы не влияли на экономическую эффективность местной и национальной экономики. Учет такого влияния достигается многоуровневой оценкой экономической эффективности архитектурно-градостроительных решений в каждой местности с точки зрения муниципальной, региональной и национальной экономики. Только при постоянном соизмерении этих аспектов эффективности Российская Федерация сможет решить поставленные Президентом России В.В. Путиным задачи ускорения темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, равно как и создать требуемые для этого условия - доверие населения к власти и консолидацию общества.



Целью градостроительной деятельности в Российской Федерации по своей ПРЕДМЕТНОЙ сущности является не только формирование возможно более благоприятной архитектурно-градостроительной (материально-пространственной) среды жизнедеятельности населения, но и постоянное снижение ресурсоемкости и бюджетоемкости этой среды с целью сокращения дефицита местных бюджетов и повышения конкурентоспособности Российской Федерации; по своей МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ сущности - способствование созданию многоуровневой системы экономического и градостроительного прогнозирования в стране, как единственной возможности выживания Российской Федерации в глобализованном мире; по своей РОЛИ В ПОСТРОЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА - способствование согласованию личного, местного и федерального интересов и гармонизации взаимоотношений между бизнесом, населением и властью.



Задачами градостроительной деятельности являются:



на федеральном и региональном уровнях: а) стратегия градостроительного развития Российской Федерации как социальный заказ развитию производства и построению хозяйственного механизма на основе эффективного сочетания государственных муниципальных и рыночных механизмов регулирования поведения субъектов рынка; б) границы территорий, подлежащие переводу из изъятию из рыночного оборота земель в связи с предстоящим развитием инженерно-транспортной, агропроизводственной и прочей инфраструктуры, в связи с выполнением Россией своей глобально-экологической функции стабилизатора биосферы; в) оценки прироста на одного жителя, возникающих в сфере градостроительства, при разных масштабах развития отдельных отраслей в разных строительно-климатических зонах и районах; г) предложения по первоочередным направлениям внедрения ресурсосберегающих технологий для снижения ресурсоемкости региональных систем расселения; д) предложения по совершенствованию законодательства для оптимизации взаимоотношений градостроительной, экономической, земельной и имущественной политики, для оптимизации взаимодействия отраслевой, территориальной и институциональной структуры Российской Федерации; е) формирование федерального и региональные градостроительных кадастров, как основы (вместе с земельным кадастром) информационного единства Российской Федерации;



на уровне поселений: а) стратегия градостроительного использования территории поселений, б) правила землепользования и застройки с системой градостроительных регламентов регулирования рыночного оборота недвижимости; в) оценки прироста затрат при расширении пятна застройки на один кв. м и при увеличении общего и пикового потребления услуг инфраструктуры; г) градостроительный кадастр поселений, как основа повышения инвестиционной привлекательности данной местности;



в целом: а) сокращение дефицита бюджетов всех уровней; б) эффективное регулирование рыночных отношений и повышение (совместно с другими видами деятельности) инвестиционной привлекательности всех поселений и муниципалитетов, как решающий фактор ускорения темпов экономического роста страны.



Критерием эффективности градостроительной деятельности является минимум ресурсоемкости материально-пространственной среды Российской Федерации в целом при ожидаемых ресурсах на ее формирование и функционирование; заданном числе рабочих мест в соответствующих отраслях экономики каждого региона; принятом градостроительном стандарте жизнедеятельности местного населения и соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой местности в принятом диапазоне.



Условиями достижения поставленных целей и реализации указанного критерия эффективности являются:



- ориентация всех органов власти на выявление и соблюдение закономерностей системной организации Российской Федерации, чтобы за счет эффекта от территориальной организации общества перекрывать перерасход индивидуальных издержек российских товаропроизводителей над мировыми ценами и тем самым обеспечивать неуклонный рост конкурентоспособности российской экономики;



- официальное признание роли градостроительной деятельности и градостроительного права в законодательном регулировании поведения субъектов рынка при выборе места жительства, места приложения труда и капитала, при выборе формы использования свободного времени и при выборе формы изменения принадлежащей ему недвижимости;



- обеспечение безусловной защиты стратегических интересов Российской Федерации от текущих интересов выборных руководителей территорий и муниципалитетов и корпоративных структур, при разработке градостроительной документации;



- узаконенная информационная технология взаимодействия градостроительного и экономического прогнозирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с соответствующим государственным статистическим обеспечением обязательного круга решаемых задач;



- упорядочивание технологии взаимодействия власти и населения при обсуждении градостроительной документации с целью повышения социальной активности населения при нейтрализации индивидуального и группового эгоизма;



- узаконенная технология финансирования градостроительной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне для поддержания в рабочем режиме всей системы градостроительного и экономического прогнозирования, с позиций которой и должны приниматься текущие управленческие решения.



3.ЦЕЛИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ



Объект градостроительной деятельности (как и средоформирующей деятельности) среда жизнедеятельности населения. Только градостроительная деятельность осуществляется лишь узким кругом профессионалов, тогда как участниками средоформирующей деятельности являются не только градостроители, но и все субъекты на рынке недвижимости.



Предмет градостроительной деятельности - выявление закономерностей формирования материально - пространственной среды жизнедеятельности населения (теория градостроительства и градостроительное прогнозирование) и определение целесообразных масштабов реализации этих закономерностей в конкретных условиях места и времени, чтобы не нарушить ход других закономерностей (градостроительное проектирование).



Сущность градостроительной деятельности не в строительстве городов, а в обеспечении концептуального подхода к организации градостроительной среды жизнедеятельности населения на всех уровнях структурной организации территории государства.



Содержание градостроительной деятельности - это не просто выявление и реализация закономерностей формирования градостроительной среды, но и:



- разработка информационной технологии взаимодействия градостроительного прогнозирования и проектирования на разных уровнях структурной организации территории: а) между собой; б) с потребителями результатов градостроительной деятельности и поставщиками необходимой информации в рамках градостроительного и экономического прогнозирования и при разработке отдельных видов государственной политики, особенно в сфере имущественных и земельных отношений;



- создание механизмов реализации градостроительной документации и учета интересов всех субъектов средоформирующей деятельности, включая разные уровни исполнительной и представительной власти, на соблюдение полученных градостроительных рекомендаций;



- законодательное обеспечение информационных технологий в рамках градостроительной деятельности и в части ее взаимодействия с другими видами деятельности. При этом важно различать градостроительную деятельность как систему отличную от строительства и недвижимости и относящихся к разным концентрам внешней среды. Но, так как строительство и оборот недвижимости являются средствами материализации градостроительного замысла и влияют на его реализацию, то и взаимодействие градостроительства с недвижимостью и строительством является предметом градостроительного права (равно как и взаимодействие градостроителей с заказчиком, инвестором, подрядчиком и т.п., в той мере, в какой это влияет на состояние градостроительной среды).



Отмеченные выше диспропорции в градостроительном развитии страны могут быть сначала ослаблены, а затем и устранены только при проведении многоуровневой государственной градостроительной политики. Главной ее целью является создание комплекса условий, позволяющих реализовать потенциал градостроительной деятельности для сокращения дефицита местных бюджетов, создания благоприятного инвестиционного климата, ускорения темпов роста национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности и консолидации российского общества во имя сохранения экономической и политической целостности Российской Федерации.



К этим условиям относятся:



- официальное признание градостроительной деятельности как одного из важнейших факторов повышения эффективности управления Российской Федерации и внесение ее основных понятий в классификацию видов экономической деятельности и в бюджетный кодекс;



- утверждение информационной технологии взаимодействия градостроительного и экономического прогнозирования на всех уровнях территориального управления;



- официальное признание градостроительного права как самостоятельного сегмента права, обеспечивающего синтез хозяйственного, экологического, имущественного, ресурсного и земельного права с точки зрения реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную среду;



- "узаконивание" многоуровневого характера градостроительной документации, закрепление за ней источников финансирования и выделение на 2004 год средств для разработки этой документации федерального уровня;



4.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ РОССИИ



Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что планирование территориального (пространственного) развития рассматривается как обязанность правительства и важнейшее направление его деятельности, обеспечивающее эффективное использование территорий, сохранение и рациональное использование природных ресурсов. Более того, существует многолетний опыт межгосударственного планирования пространственного развития на Европейском континенте, а также в рамках различных программ ООН (Хабитат).



Отсюда основополагающая задача - определить основные положения государственной градостроительной политики и основные направления развития территорий и поселений, и закрепить эти направления решениями исполнительной власти России.



Основные положения государственной градостроительной политики расселения были одобрены Правительством Российской Федерации в 1994 году в составе Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации. Но требуется их уточнение в связи со значительными изменениями в социально-экономическом положении страны и регионов, динамике демографических и миграционных процессов, принятыми за прошедшее десятилетие федеральными Законами и международными документами.



Из этого вытекают следующие важнейшие задачи:



1. Определить основные направления территориального развития в масштабах страны и обеспечить градостроительными средствами включение России в единое мировое рыночное пространство, а также стабильное функционирование и взаимоувязанное развитие федеральных систем расселения, транспортно-коммуникационной и производственной инфраструктур.



Российская Федерация, являясь членом Совета Европы, несет международные обязательства в сфере охраны природы, развития интермодальных коммуникационных коридоров, приграничного сотрудничества и координации территориального развития стран СНГ, Европы и других зарубежных стран в соответствии с "Основополагающими принципами устойчивого пространственного развития Европейского пространственного планирования страны в интересах ее внутреннего развития и с учетом уникального стратегического положения на Евразийском континенте.



Как показал анализ отзывов многих субъектов Российской Федерации на Аналитический доклад Госстроя по Генсхеме расселения, задержка с ее уточнением и отсутствие другой градостроительной документации федерального уровня не позволяет им закончить начатые разработки Территориальных комплексных схем градостроительного планирования своих регионов и генеральных планов городов.



2. Обеспечить интеграцию социально-экономических и территориальных аспектов при разработке планов и программ развития страны и ее регионов, исходя из того, что основа эффективного функционирования экономики - рациональная организация территории.



Это Госстроем неоднократно подчеркивалось при рассмотрении долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития страны. Необходимость учета территориальных аспектов подтверждается данными об экономической эффективности реализации градостроительной документации. При комплексном подходе к развитию территории при реализации крупных инвестиционных проектов сокращается потребность в территории на 10-12%, в инженерно-транспортных коммуникациях - на 50 %, в капитальных вложениях - на 8-15 %, в промышленно-производственном персонале - на 4-5 %.



3. Обеспечить выполнение администрациями субъектов Российской Федерации и органами исполнительной власти местного самоуправления требований федеральных законов и нормативных правовых документов о разработке и реализации градостроительной документации, осуществляя методологическое и нормативное техническое сопровождение этой работы.



4. Развивать и совершенствовать градостроительное законодательство и нормативное техническое обеспечение градостроительной деятельности. Ни о какой государственной градостроительной политике в Российской Федерации не может быть и речи без выработки и уточнения единого понятийного аппарата градостроительной деятельности; без детального уточнения каким должен быть по составу, названию и назначению главный градостроительный документ Российской Федерации; какой должна быть по составу градостроительная документация; по методологии, методике и технологии ее разработки; по выходным показателям каждого вида градостроительной документации и области применения этих показателей; по механизму ответственности за обновление, исполнение градостроительной документации разными уровнями власти и органами местного самоуправления.



В частности, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части обязательности градостроительной документации и выделения средств бюджетов всех уровней для финансирования ее разработки. Внести предложения по изменению бюджетного классификатора и классификатора видов экономической деятельности.



Несмотря на положения Градостроительного кодекса об источниках финансирования градостроительной деятельности, в бюджетах всех уровней, включая федеральный (за редким исключением), не предусмотрено выделение средств на цели градостроительства. Однако развивающиеся рыночные отношения и расширение прав местных самоуправлений должны быть подкреплены их финансовой самостоятельностью. Экономика земельных отношений не является самоцелью, а должна явиться средством рационального землепользования. Средства и ресурсы, извлекаемые в сфере земельных отношений, должны направляться на повышений качества городской среды.



5. Учитывая, что многие города (и территории) получают дотации и целевые средства из федерального или регионального бюджетов, представляется целесообразным обусловить предоставление такой финансовой помощи только при наличии соответствующей градостроительной документации (по аналогии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации о наличии планов социально-экономического развития).



6. Разработать и утвердить проект комплексного плана мероприятий по градостроительству в Российской Федерации.



7. Обеспечить реальную межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области градостроительной деятельности через разработку и реализацию механизма обмена информацией о состоянии и наличии градостроительной документации, фондов инженерных изысканий для строительства, фондов картографических материалов.



8. Определить приоритетными следующие направления работы:



-развитие рынка недвижимости, установление платежей за использование земель и направление этих средств на повышение качества городской (урбанизированной) среды,



- упрощение процесса оформления создания и любого изменения объекта градостроительной деятельности,



- управление имуществом как комплексом объектов градостроительной деятельности.



9. Активизировать на федеральном уровне работы по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра.



Существовавший в течение десятилетий уникальный информационный архивный фонд, не имеющий аналогов в мире, а именно данные бюро технической инвентаризации (БТИ), в настоящее время должна стать одним из важнейших источников информации для Градостроительного кадастра и Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности.



Необходимо добиваться создания единой (взаимоувязанной) информационнной системы, включающую функции сбора, хранения и обработки результатов работ по инженерным изысканиям и картографическому обеспечению градостроительной и проектной документации, в виде Государственного фонда градостроительной информации



10. Разработать и ввести в действие положение о государственном контроле за осуществлением градостроительной деятельности.



11. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки руководящих кадров, принимающих решения в области градостроительства. Содействовать трудоустройству перспективных молодых специалистов в органы градостроительства исполнительной власти, в государственные предприятия градостроительного направления.



12. Способствовать укреплению материально-технической базы и кадрового состава федеральных проектных и научно-исследовательских организаций, ведущих работы в области градостроительства и инженерных изысканий, а также технической инвентаризации.



13. Укрепить кадровый состав Управлений архитектуры, градостроительства, землепользования и развития территорий Госстроя России, особенно в части реформирования градостроительства, градостроительного кадастра и управления объектами градостроительной деятельности, инженерной защиты территорий и поселений.



По мнению Госстроя РФ сегодня необходимо выработать единую позицию по следующим вопросам:



следует ли создавать отраслевую вертикаль управления градостроительством и выводить руководство градостроительной службы муниципалитетов и субъектов РФ из подчинения местной исполнительной власти или это лишь ухудшит условия работы этой службы;



какими должны быть механизмы учета мнения населения, общественных организаций граждан при принятии градостроительных решений, при обсуждении крупных инвестиционных проектов;



каким образом поднять общественный интерес, более широко привлечь население к решению сложных проблем градостроительного развития; каким образом поднять общественный статус, имидж профессии "градостроитель";



уточнить какого уровня задачи должны быть отнесены к федеральному уровню ответственности, какие к уровню Субъектов Российской Федерации, а какой уровень задач должен решаться исключительно местным самоуправлением.



К этим задачам относятся, например, перечисленные ниже:



- каким в основе должен быть новый жилищный фонд - индивидуальным усадебным или многоэтажным ("отпускать" этажность на откуп инвесторов или сдерживать) и каково должно быть соотношение между централизованными, децентрализованными и автономными системами инженерного обеспечения в разных типах градостроительной ситуации;



- как следует относиться к субурбанизации и застройке лесопарковых поясов крупных городов, развитию застройки вдоль линейных объектов;



- пятно застройки в городах, особенно крупных, крупнейших, должно быть стабилизировано, или оно должно расширяться;



- как спасать существующий жилой фонд, инженерную инфраструктуру поселений на вечной мерзлоте, в районах крайнего севера, в связи с ее разрушением и надо ли это делать или ориентироваться на создание новых поселений;



- следует ли в условиях сокращения численности населения страны и недопустимости широкой иностранной миграции, ограничивать экономическими методами рост экономической активности в крупных городах, сохраняя население в периферийных системах расселения субъектов федерации, или идти на обезлюдение периферии в соответствии с реально складывающейся конъюнктурой рынка в территориальном разрезах;



- существует ли в условиях современной России вообще проблема поддержания пропорционального развития всех систем расселения и типов поселений;



- надо ли предотвращать (сдерживать) покупку земельных участков для будущих объектов общего пользования;



- какой должна быть технология взаимодействия всех уровней власти при разработке, финансировании и утверждении градостроительной документации муниципальных образований.









К сожалению, на данный момент документация к этому разделу не представлена.

Сервисное обслуживание и ремонт кондиционеров В настоящее время из самых различных источников мы без труда...
Способы осуществления такелажных работ в строительствеОсуществление строительных или отделочных работ, в особенности при возведении многоэтажных...
Вертикальное озеленение и устройство рокарияТот, кто бывал в европейских странах мог видеть, как красиво...
Как получить и сохранить чистую водуКачество воды чрезвычайно важно для здоровья человека, важную роль в...
Berker, Bticino и Gira - Электрофурнитура как элемент интерьераВыбор розеток и выключателей становится важным элементом при обустройстве...