архитектура и строительство

О чем расскажет изразец ?

Изразцы|На вопрос, что такое изразец, пожалуй, любой ответит - плитка с росписью. Самая обыкновенная плитка, только нанесением определенного сюжета, сценки, орнамента:

Да и словари ответят точно так же:

Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

Словарь русского языка

С.И. Ожегов

Изразцы - керамическкие плитки для облицовки стен, печей и т.д.Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майроликовые), неглазурованные (терракотовые),. С открытой стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крапления в кладке

Все так, да не так. Изразец - это не просто плитка, а скорее, начало развития на Руси малой архитектурной формы. А истоками этого развития на Руси были, прежде всего, Киев, Рязань и Владимир.

В этих городах найдены первые русские керамические изделия, покрытые многоцветными прозрачными глазурями. При этом каждая земля имела свою школу росписи, изготовления и обжига керамических изделий. Но, тем не менее все изразцы делились на несколько типов: терракотовые, расписные многоцветные, муравленые и синие.

Терракотовые изразцы - первоначально они использовались как декор фасадов храмов. Они могли белиться вместе со стенами и становились похожи на резной белый камень, который был излюбленным элементом наружного декора. Позже теракотовые плиты перемещаются "внутрь" помещений, становясь, таким образом, украшением интерьера. Ими, например, украшают, печи. Изразцовые печи выкладывали на глиняном растворе, печное зеркало часто белилось с добавлением толченой слюды - для придания ему блеска.

А сам вид терракотовой плитки напоминал обожженную глину, так как плитка не поливалась глазурью, и декоративным элементом в данном случае выступала не роспись, а рельеф. В рельефных изображениях ранних терракотовых плит использовались мотивы белокаменой резьбы: стилизованные цветы, переплетающиеся стебли:Надписи встречались не часто. Изготовление плитки происходило при помощи гончарного круга, потом она оттискивалась в деревянных формах.

Название следующего типа изразцов происходит от названия глазури, использовавшейся для их покрытия - муравы. Техника изготовления муравы известна с глубокой древности.

Впервые на Руси ее стали применять в древнем Киеве, а затем в конце 15 века - в Пскове. Муравленые изразцы получили широкое распространение как в наружном декоре зданий, так и интерьере.

Рельефные многоцветные изразцы появляются на Руси в 1653 году. А организатором производства стала известная в истории Руси личность - патриарх Никон, который в ту пору был настоятелем Иверского святоозерского монастыря. Производство началось с выделки печных изразцов, которые не только использовались в самом монастыре, но также дарились и продавались. Но наступает 1666 год, Никона лишают сана, а гончарных дел мастера переводятся согласно царскому указу в Оружейную палату Московского кремля. Тогда в Москве впервые появляются рельефные многоцветные изразцы. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так называемым узорочьем, получившим широкое распространение в 17 веке.

Производство плитки быстро распространяется по всей территории Российского государства. Так Аптекарский приказ и Монетный двор в Москве были украшены многоцветной керамикой. Многоцветные печи украшали интерьеры храмов, трапезных и парадных боярских палат.

17 век вносит большие изменения в сюжетику плит. Так, единороги, грифы и лучники 17 века уступают место сценкам из жизни и портретам. Кроме того, под сюжетными зарисовками теперь становится модным делать надписи. Многоцветье заменяется синей росписью, вместо гладких все чаще начинают выпускать рельефные изразцы.

Дельфтские изразцы - этот вид росписи керамики заимствован Петром 1 в Голландии. Обученные в Голландии русские мастера, в совершенстве овладели новой техникой, и изготовленные ими для Монплезира облицовочные плитки трудно отличить от привезенных из Дельфта. Причем, заимствованная техника в данном случае переплетается с установившимися традициями русской школы росписи. Мастера Москвы также начали изготовлять иразцы по новой методике - гладкие с синей росписью. Но одноцветная синяя роспись, видимо, не отвечала вкусам древней столицы, и мастера Москвы вновь перешли на полихромию. Изразцы расписывались эмалями пяти цветов: белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Белой эмалью покрывался, как правило, фон изразца. Желтую эмаль в виду ее большой стоимости старались экономить. Большинство плиток расписывались тремя цветами: белым, коричневым и зеленым.

Нельзя не отметить разнообразие сюжетов, предлагаемых изразцами: мужчины и женщины в костюмах 17 века и античных одеждах, всадники, воины, охотники, домашние животные и дикие звери, птицы и цветы. Многочисленные сценки из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера.

Иногда можно было увидеть даже достаточно легкомысленные картинки светского содержания.

И вот во второй половине 18 столетия появляются так называемые ковровые изразцы. Сюжеты на них заключались в обрамления, которые соединялись с рамками соседних изразцов. Таким образом, получался рисунок коврового характера. К концу 18 века интенсивность цвета эмали уменьшается, а также упрощаются сами сюжеты. На первый план снова выходит синяя роспись по белому фону. В этом можно увидеть начальный этап перехода к стандартно - упрощенным изделиям следующего столетия.

19 век не только не стал веком развития архитектурной керамики, но и не внес сколько- либо заметных изменений в уже существующие технологии. Единственное изменение относится скорее к сфере социальной, нежели архитектурной. Теперь выкладывать печи изразцами стало не только привилегией знати, но и так называемого среднего класса. То есть потребовалась плитка более дешевая, а значит, и более упрощенная.

Стандартом отделки изразцов становится одноцветная синяя роспись по белому фону. Причем, чем дальше, тем она все более и более упрощается. На последних изразцах остается лишь узкая полоска, идущая по контуру лицевой пластины. На этом заканчивается период народного творчества в изразцовом искусстве, так как с 19 века оно переходит в цеха предприятий химической промышленности и становится на поток.

Ну а 20 век и вовсе отходит от искусства изразца, предпочитая ему стандартизированный и изготовленный по всем нормам ГОСТа кафель. На сегодняшний день производство плитки предлагает потребителям огромный выбор изделий с росписью и без, рельефных, гладких, глазурованных и матовых:

И все же им далеко до изразца, потому что изразец всегда уникален, неповторим, потому что он всегда единственный, рукотворный. Он несет в себе историческую память прошлого. Не зря ведь герои Булгакова (" Белая гвардия") выбирают для своей переписки именно изразцы старой печи. И не зря роспись современной плитки строится по мотивам изразца, иногда сознательно стилизуя его. Такая стилизация - не что иное как попытка оживить прекрасное произведение искусства прошлого, используя технологическую базу сегодняшнего дня.

По книге С.А. Маслиха "Русское изразцовое искуссвто 15-19 веков"

Искать в интернете: О чем расскажет изразец ?

Особенности производства ковки.Дабы украсить различные конструкции применяется художественная ковка, которая никогда не...
Ремонт отверстий и проушин. Восстановление отверстий в узлах спецтехники.Работы по восстановлению изношенных отверстий в узлах спецтехники осуществляются, преимущественно,...
Чернозем для дачного участкаЧернозём, понятие и основные свойства, определяющие плодородность почвы, факторы, влияющие...
Бытовые компрессорыПринцип работы компрессоров и классификация. Причины выхода из стоя пневмооборудования....
Преимущества двухуровневых натяжных потолковЕсли у вас возникло желание оригинально выделиться, создав неповторимую конструкцию...