Часто случается так, что дизайнер на полную катушку использует свою фантазию и изобретательность, но в итоге всё это оказывается зря, потому что все его новомодные и остроумные изыски не достигли цели. Казалось бы, он всё учёл и предусмотрел: и вход в квартиру находится на западе, и все комнаты правильно ориентированы по сторонам света, и цвета подобраны идеально, и вся мебель расставлена по фэн-шуй, и весь дизайн интерьера просто изобилует разнообразными мелкими деталями и безделушками - но в доме всё равно нет уюта, а у хозяев нет желания находиться в нём. В чём же была основная ошибка этого дизайнера? А всё дело в том, что нужно было начинать не с разработки гениальной концепции, а со знакомства с будущими хозяевами того пространства, которое предстоит создать. И чтобы концепция привела дизайнера к удаче, она должна быть создана для людей, но никак не ради самовыражения дизайнера.
Эта ситуация может напомнить человека, занимающегося интерпретацией великих музыкальных произведений: за что бы он ни взялся, он всегда будет демонстрировать своё понимание и видение этого произведения, которое часто может идти вразрез с контекстом. В итоге все шедевры у него будут звучать одинаково - и Чайковский, и Вагнер, и Сен-Санс, и Пахмутова. Точно так же всегда одинаково выглядит и дизайн квартир у дизайнера-концептуалиста, когда в каких-то существенных моментах все его проекты подозрительно похожи и друг на друга, и на своего создателя. Между тем, каждый заказчик неповторим и уникален по-своему. Один - любитель тёплыми летними вечерами попить чаю на балконе в кругу семьи, а другому всё это и даром не нужно, потому что у него совершенно другой образ жизни и другие интересы: ему не нужна та плетёная мебель, которую так любит дизайнер и ставит где надо и не надо. Поэтому прежде всего дизайнер должен начать с семьи заказчика, с основных занятий и предпочтений членов семьи, с их вкусов. А после этого нужно зайти в квартиру и внимательно посмотреть, какой вид открывается из окон.
Если открывающийся вид таков, что появляется неудержимое желание раскрыть окна и бесконечно долго смотреть на этот простор - интерьер обязательно должен быть нацелен именно на этот вид. Подобные интерьеры называются экстравертными, и дизайнер в данном случае должен сделать всё для полного раскрытия пространства и высвобождения видовых точек для его обозрения. Если же за окном не видно ничего, кроме торца соседнего дома - центр притяжения внимания необходимо создавать внутри помещения и все основные решения ориентировать именно на него. Такой интерьер называется интравертным, и в этом случае дизайнер должен правильно оценить его. Если посмотреть на это с одной стороны, нет ничего проще; если посмотреть с другой, это достаточно сложно; но, собственно, в этом и есть ключ к успеху.
Полноценного интерьера не будет также и без соблюдения ещё одного правила: внутренние объёмы должны или перекликаться, или чем-то напоминать внешний дизайн. Скажем, если квартира находится в старинном доме, наверняка внимание художника привлечёт что-то в дверных наличниках или в вертикалях окон. И если эти детали повторить или аккуратно процитировать во внутреннем интерьере, можно добиться такого эффекта, что будет казаться, будто дом изначально строился только с этой квартирой.