Украшение керамикой зданий восходит к древним временам. Известно, что самые старые керамические облицовки находили в Месопотамии и Вавилоне. В Сузах находятся самые древние керамические панно, сохранившиеся до наших дней.
Конечно, до открытия европейцами фарфора, облицовка зданий происходила майоликовыми плитками - по технологии, предполагающей использование красной или терракотовой глины, украшенной глазурью или без нее. Красная же глина обладает относительно высокой гигроскопичностью и способна напитывать воду, поэтому такой вид декора на здании подходил только для южных стран, где не бывает заморозков, при которых вода разрушает керамику.
В итоге, мы можем видеть прекрасные образцы древней художественной керамики только на фасадах южных стран: в Португалии (азулежу), в Испании, в Италии, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Вся керамика Северной Европы, с зимами и морозами, пребывает в довольно плачевном состоянии и ее возраст не превышает двух столетий.Однако, открытие фарфора и его более дешевых аналогов - фаянса и опака, позволили расширить технологическое применение керамики на фасадах.
Только фарфор имеет гигроскопичность близкую к стекольной (т. е. почти нулевую) и поэтому способен выдерживать множество циклов заморозки/разморозки без ущерба для своих декоративных свойств. Фаянс и опак имеют большую гигроскопичность, поэтому в меньшей степени подходят для фасадов, однако, ведут они себя явно лучше, чем глазурованная терракотовая керамика и их срок службы может исчисляться столетиями.
Неглазурованная керамика тоже ведет себя неплохо. Тут дело в отсутствии глазури, которая при замерзании воды в черепке не дает ему 'дышать', в следствие чего и происходит отслоение глазури и разрушение керамического панно. Если глазури нет, то черепок 'дышит' - впитывает воду и отдает ее свободно и поэтому не разрушается. Однако, красота керамики на фасаде в живописных работах или переливах цвета майоликовых глазурей. Поэтому, тем обиднее бывает разрушение керамических панно с прекрасной живописью.
Еще один материал, позволяющий надолго сохранить декоративные качества фасадного панно - это шамотные глины. Их обжигают при более высоких температурах и поэтому они спекаются достаточно плотно, приближаясь по своему водопоглощению к фаянсу. Тем не менее, при монтаже любой керамики на фасаде следует закрывать торцы плиток, а еще лучше, утапливать керамическое панно относительно штукатурки, так, чтобы вода не попадала на неглазурованную часть черепка.
Материал подготовлен технологами московской компании 'Русская Майолика' www.russian-mayolica.ru