Для того, чтобы избежать попадания поверхностных ливневых вод в нижний слой дорожной одежды, требуется обеспечить отвод воды с поверхности автомобильных дорог через откосы и обочины непосредственно в канавы и кюветы. Для этой цели поперечному профилю дороги необходимо придать нужный уклон, а на обочинах выполняется система водоотвода.
На тех участках, где автодорога проходит по насыпи, в состав системы водоотвода входят поперечные и продольные канавы, кюветы, резервы и лотки. На участках выемок применяются кюветы и лотки. Талые или осадочные воды, собранные у кромки автомобильных дорог, отводятся в низины, которые имеют доступ к водопропускным сооружениям или к речной системе.
Расчетные параметры элементов водоотвода необходимо определять, опираясь на определенные значения. Кроме того, необходимо принимать к сведению характеристики конкретного проекта, показатели геологических изысканий и рельеф местности.
При проектировании систем водоотвода необходимо обеспечить защиту откосов насыпей от размыва поверхностными водами. В зависимости от интенсивности стоков, применяют разнообразные типы укрепления откосов. Их могут укреплять сборными бетонными плитами, монолитными бетонными сооружениями и щебнем, засеивать травами.
Поперечное сечение кюветов может быть осуществлено в 3-х вариантах. Обычно применяют трапецеидальную форму, но также допускается сооружать треугольные и прямоугольные. В первую очередь минимально допустимое сечение подвергается проверке на пропускную способность расчетного объема воды, в случае, если возникает потребность, его размеры увеличиваются. Делается это за счет увеличения глубины с сохранением первоначальной ширины дна.
Когда на участке автодороги преобладает слабый грунт, могут применяться лотки для водоотвода. Водоотводные лотки изготавливаются в нескольких вариантах разных объемов. Некоторые снабжаются специальными решетками, которые препятствуют попаданию в лоток засоряющих твердых объектов. Из лотков составляются каналы, из них вода отводится от автодороги.
Водоотводные канавы выполняются на основании учета уровня притока осадочных и талых поверхностных вод, типа грунтов. После выбора оптимального поперечного сечения канавы выполняется ее гидравлический расчет. В результате расчетов назначаются подходящие продольные уклоны.