Повышение эффективности строительства таких покрытий, обеспечение их высоких эксплуатационных характеристик и увеличение срока службы являются значимыми технико-экономическими задачами. Состояние дорог оказывает существенное влияние на функциональность автотранспорта и надежность городской инфраструктуры.
Процесс строительства автодорожных покрытий включает ряд ключевых этапов. Подготовку исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставку на место работ, а также укладку и уплотнение. Кроме того, важным является контроль качества как материалов, так и готового асфальтобетонного дорожного покрытия. Технологические нюансы этого процесса зависят от условий сооружения и характеристик используемого оборудования.
Для создания асфальтобетонных покрытий на дорогах и аэродромах, помимо стандартных смесей, используются различные специализированные составы. Применение которых обосновано особыми физическими требованиями или экономическими факторами. Эти специализированные смеси обычно используются в соответствии с особыми техническими регламентами, разработанными для конкретного проекта.
Применение литого компаунда стало широко распространенным в различных странах мира. Они характеризуются практически нулевой остаточной пористостью и не требуют дополнительного уплотнения после укладки. Другим важным типом АБ, получившим широкое применение за рубежом, являются щебеночно-мастичные и смеси с высоким содержанием щебня, которые могут содержать до 75-90% базиса.
Технология создания материалов продолжает стремительно развиваться, и существует опыт использования различных нестандартных компонентов в их составе. Вместо традиционного нефтяного битума могут применяться альтернативные органические вяжущие вещества, такие как природный битум, синтетические битумные композиции и нефтяные полимерные эмульсии. Также известен опыт использования в составе различных порошкообразных отходов промышленности, волокнистых наполнителей, а также нестандартных каменных материалов, таких как керамзит, аглопорит, базальт.
Выбор типа асфальтобетона, его состава и компонентов определяется различными факторами, такими как категория дороги, климатические условия, эксплуатационные условия и технико-экономические факторы. Обычно толщина АБ покрытия в один слой составляет от 3 до 6 см. Покрытия большей толщины обычно укладываются в два или три слоя с раздельным уплотнением каждого из них.
Вместе с традиционной технологией устройства многослойных дорожных пирогов существует технология устройства однослойных конструкций с более значительной толщиной слоя. Разнообразие видов асфальтобетонов и их сочетаний с различными материалами создают множество вариантов конструкций.
Для повышения долговечности асфальтовых дорог часто устраивают бетонное основания, так как они обладают большей стабильностью по сравнению с другими материалами. Такие технические рекомендации предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.
В последние годы в России стали активно применять щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) для верхнего покрытия дорог. Благодаря своим улучшенным характеристикам этот материал превосходит обычный асфальт, обеспечивая повышенную устойчивость к деформациям и образованию колеи, улучшает сцепление с шинами автомобилей и увеличивает срок службы покрытия.
Для получения качественного покрытия из ЩМА необходимо строго соблюдать технологию его производства и укладки.
Укладка ЩМА осуществляется с использованием стандартного дорожного оборудования. Однако есть несколько нюансов, которым следует уделить особое внимание:
Подгрунтовка основания - расход битума при проливке основания не должен превышать 0,3 литра на квадратный метр.
Укладка ЩМА - смесь укладывается при высокой температуре (не ниже 135?C). Для предотвращения остывания предусматриваются:
Покрытие укладывается и уплотняется по всей ширине полотна с применением нескольких асфальтоукладчиков, что предотвращает дефекты на стыках. При невозможности укладки по всей ширине следует вручную удалять смесь, попадающую на уже уложенный участок.
Настройка асфальтоукладчиков
Ход трамбующего бруса должен составлять 5-6 мм при частоте около 1000 ударов в минуту. Виброплита используется только при толщине слоя, превышающей трехкратный размер щебня. Частота вибрации составляет около 40 Гц.
Уплотнение смеси производится гладковальцовыми катками весом 10 тонн без использования вибрации, чтобы избежать разрушения каменных зерен. Катки на пневмошинах недопустимы из-за высокого содержания вяжущего.
Катки должны следовать за асфальтоукладчиком на минимальном допустимом расстоянии из-за быстрого остывания смеси. Уплотнение достигается за 4-6 проходов по каждому следу. Переуплотнение недопустимо.
Обязательным является орошение вальцов катков водой для предотвращения налипания смеси и образования вырывов щебня. Для достижения оптимального качества дорожного покрытия необходимо соблюдать следующие технические требования:
Щёбень кубической формы марки ?1000 по дробимости, ?И1 по истираемости и ?F50 по морозостойкости. Содержание пластинчатых и игловатых частиц фракций 5-10, 10-15 и 15-20 мм должно быть не более 15%.
Песок из отсевов дробления твердых горных пород марки ?1000 по прочности и содержанием глинистых частиц не более 0,5%. Использование природного (речного) песка неприемлемо.
Стабилизирующие добавки из волокнистых материалов для предотвращения стекания вяжущего.
Технология производства
Информация подготовлена при поддержке дорожно-строительной компанииВелес, осуществляющей сооружение автодорог, парковок, стоянок и других инфраструктурных объектов на территории Москвы и других регионов страны.