Министр строительной отрасли И ЖКХ в беседе Forbes - о проблемах строительных организаций, дольщиках, ипотеке, страховании И перспективах рынка без поддержки государством.
- Вы подготовили уточнения в закон о дольщиках. Основной пункт - Это Минимальный объем уставного капитала в размере 5% от стоимости портфеля застройщика. Как Это отразится на рынке, который государство пытается выразить поддержку?
- Мы сделали проект закона по максимуму жестким, чтобы иметь возможность в рамках обсуждения отступить от каких-то позиций. Есть вещи принципиальные, от которых, я думаю, отступать нельзя. К примеру, то, что касается открытых данных застройщика: разработку единого реестра, обязательное наличие официального интернет представительства застройщика И Т. Д.
Минимальный объем своего капитала Для строительной компании , который привлекает деньги дольщиков, без сомнения обязан быть установлен. А вот Какой именно: 5%, 2% или 1%? Мы готовы обсуждать. Проект закона внесен в правительство, предстоят обсуждения в государственной думе.
- Другая принципиальная новация последнего времени касается обязательного страхования строителей, привлекающих деньги дольщиков. После вступления в силу 1 октября новых требований ЦБ к страховым компаниям на этом рынке практически Не осталось игроков. Как решать эту Проблему?
- Да, новым требованиям (Минимальный размер капитала увеличен с 400 миллиона руб. до 1 млрд рублей.- Forbes) соответствуют только 19 страховых организаций (Всего их в РФ около 400.- Forbes) И Общество взаимного страхования застройщиков (ОВС создано года назад отдельным законодательным актом, трудится по принципу общего котла с солидарной ответственностью.- Forbes). В октябре работали две страховые организации, потом 3, в настоящее время их число постепенно повышается. Со временем ситуация наладится. Была проблема, что предпринимать с договорами, которые были заключены до 1 октября, до вступления в силу новых правил, Но ЦБ дал объяснения, эти договоры остаются действительными, И ситуация устаканилась. В настоящее время все нормально.
на этом рынке порядок Надо Было наводить. Понятно же Было, что подобное страхование - Это профанация, Если страховые организации с маленьким лимитом ответственности страховали по тарифу 0, 3%. Ну, кто И что будет платить, Если наступит страховой случай?
в настоящее время активно стало развиваться ОВС, Мы подталкиваем их к тому, чтобы открывались представительства во всех регионах, Не так давно открыто представительство в Крыму.
- Обеспечивать состоятельность застройщиков обязаны другие структуры, также работающие по принципу общего котла - саморегулируемые организации, СРО. Разве Не так?
- Отчасти Да. Но сегодня я Не вижу, чтобы эта конструкция работала. По логике, СРО создано А так же среди них Для подобных вот кризисных моментов в жизни застройщиков И исполнителей, чтобы оказывать помощь И предохранять рынок. Они же часто просто продают допуски строителям, А толку от них немного.
Надо либо запускать компенсационные фонды СРО (по оценке специалистов, их объем составляет 70 млрд рублей) внутрь промышленности, чтобы Они Не лежали мертвым грузом, А начинали трудиться, либо вообще ликвидировать эти структуры И возвращаться к старому, может И Не такому доброму, Но лицензированию. Жалоб на СРО весьма много.
- Какова вероятность такой меры? Вы что-то предпринимаете Уже?
- Технически Это может быть, хотя И грустно от этой мысли. Другой вопрос, что все-таки делать Со средствами компенсационных фондов? Весьма важно, чтобы Они работали на отрасль. Но Это отдельный большой разговор.
до сих пор Мы внесли правку в закон И наделили большими полномочиями Национальное объединение строителей по контролю за СРО, чтобы бороться с несостоятельными СРО. Определенный эффект Есть, Но Не глобальный. Готовим еще уточнения в закон о СРО, касающиеся усиления субсидиарной ответственности. Мы возлагаем на него большие надежды.
- Строительная отрасль в кризисе. Есть ли опасения, что история СУ-155, которая сегодня размещается на пороге банкротства, может повториться с другими строителями?
- Да, я знаю, что проблемы Есть у многих, Не буду называть имена.
подавляющее число строительных организаций в сложном положении, Но покуда явных кандидатов в банкроты я Не вижу.
- Спрос падает. Как строителям загружать эти мощности, ведь без заявок домостроительные комбинаты, заводы Не выживут?
- Ну, покуда Мы Не видим такой опасности, Но во всей производственной цепочке граждане сегодня обязаны понимать, что уровень прибыли Уже Не станет прежним И Надо сокращать свои желания. Это касается Как производственников, так И застройщиков. У нас застройщики определенные имели привычку иметь сверхприбыли, А в мире стройка - Это обычный бизнес без фантастической прибыли.
- Какой процент маржинальности Вы считаете нормальным Для девелоперов? И какая у них сегодня прибыль?
- Ну, 15-20% - нормальный уровень, я думаю. А какая у кого сегодня прибыль, я Не в силах точно сказать. У всех по-разному.
- Какие основные проблемы Вы видите на рынке? И Как их определиться?
- главных вопросов две: уменьшение спроса среди Жителей И высокая стоимость денег Для застройщиков. Как раз по этим направлениям Мы И работаем над различными мерами поддержки.
Проблему дорогих кредитов будем решать через АИЖК И его банки-партнеры. У АИЖК Есть пул, крупные банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк И другие - Они будут выдавать в виде проектного оплаты кредиты застройщикам по льготной ставке, до 10, 9% годовых. Для этого АИЖК Уже предоставила 5 млрд рублей ВТБ. У АИЖК Есть 60 млрд рублей собственных средств. Это возвратные деньги (Деньги АИЖК были выделены из государственного бюджета в 2008 году на реализацию программы ФЦП " Жилище ", которая предусматривала возведение к 2015 году 25 млн кв. М по цене Не дороже 30 000 за кв. М - Forbes.). В настоящее время Они будут выдаваться застройщикам, участвующим в программе " ЖРС ".( " Жилье российским семьям ", цель - построить 25 млн кв. М жилья эконом-класса по цене 35 000 за кв. М - Forbes.).
Идея АИЖК трудиться совместно с банкам Не новая, Но Пока что Не имели возможности никак Решить с параметрами по отбору банков-партнеров.
- А запросы Вы поддерживаете за счет государственного дотирования ипотеки. Опосля того Как премьер Медведев д. А. положительно дал оценку эту программу, вопрос о ее продлении можно считать решенным?
- Дискуссия по этому вопросу сегодня лишена смысла. На встрече у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова приняли решение покуда отложить решение этого вопроса. Если ставка ЦБ останется в отношении высокой, то Мы будем выступать за продление программы, срок которой заканчивается в апреле 2016 года. Если к тому времени ключевая ставка ЦБ Не станет выше 8, 5% годовых, то банки И так смогут выдавать ипотечный кредит под 12%, И субсидировать ее будет Не Надо.
Нам понадобилось Всего 9 млрд рублей, чтобы раскрутить маховик И выразить поддержку ипотечный Спрос.
Всего кредитов по ипотеке по этой программе граждане Уже взяли на сумму около 300 млрд рублей. Было запланировано, что общий объем кредитов по ипотеке, взятых из-за программе дотирования, составит 700 млрд рублей. Каждая четвертая квартира покупается по ипотечному кредиту через эту программу, А в столичной области - Каждая вторая. Это самая эффективная госпрограмма в антикризисном плане.
в прошедшем году усредненная ставка Была 12, 5%, И граждане набрали кредитов на покупку жилья на 1, 765 трлн рублей. Это на 30% больше, чем в 2013 году. После введения в действие программы поддержки ипотеки банки стали соперничать между собой И опускать ставку до 11% во время собственных программ: военная ипотечное кредитование И другие. Реэлторы сами стали предоставлять рассрочки И прочие льготы. Плюс никто Не обирал право у областей дополнительно субсидировать ставки по этой программе.
- Есть еще третья проблема - инфраструктура. Реэлторы жалуются, что эта социальная нагрузка стала слишком тяжелой?
- руководитель же обратил внимание в послании, что возведение оказалось в районе риска, нужны меры поддержки. И одной из таких действий может стать помощь застройщикам в инфраструктуре. Уже принято предварительное решение, чтобы в антикризисном плане Было зарезервировано около 20 млрд рублей на последующий год, которые пойдут на социальную инфраструктуру, внутриквартальные дороги И инженерию. Дотации будут предоставляться региональным бюджетам, Но с условием, что в сих регионах будет построено определенное число жилья эконом-класса по цене Не дороже 35 000 рублей за 1 кв. М Для потребителя в составе перечня мероприятий " Жилье Для российской семьи ". И по результатам определенного периода глава региона обязан отчитаться о сданных в использование квадратных метрах.
в столице России И области стоимость квадратного метра по-прежнему дает возможность социальную нагрузку с бюджета перекладывать на застройщика, А вот в большинстве регионах ценам падать Уже некуда.
- Получается, что И Спрос, И предложение поддерживается за счет бюджетных инвестиций, А где же рынок? Как долго Надо будет его заливать государственными деньгами?
- Мировой опыт говорит про то, что все страны проходили сложные периоды, оказывая поддержку, в 1-ю очередь, строительной промышленности в жилищном И инфраструктурном секторах. Это общеизвестный факт. Вспомните послевоенную Германию, Америку времен Великой депрессии. Ничего иного человечество Не придумало.
А насчет того, Как долго Надо будет оказывать помощь? Не знаю. Макроэкономическими прогнозами другое Министерство занимается - Министерство экономического развития.
Ирина Грузинова, " Forbes ". Фото: Вислова Ивана, " Комсомольская правда ".