архитектура и строительство

Фабрика грез

Семинар Ar[X]change, который был организован Центром современной архитектуры, задел актуальную для столицы тему - освоение старых промзон в историческом центре города. Использование старых цехов конца 19 - начала 20 века под современные реалии, признание художественной и исторической промзон пока не находит широкой поддержки. От нашей действительности очень далеки пока такие известные проекты, как например галерея 'Тейт-модерн' в Лондоне, которая размещается в здании старой электростанции, или жилье в газгольдерах конца 19 в. в Вене по проектам архитектора Жана Нувеля, Coop Himmelb(l)au и др. Предположим, что основная причина этому - большие финансовые издержки и большой срок окупаемости, а также неготовность инвесторов, потребителей и властей пересмотреть отношение к промышленным зданиям как к привлекательным площадям  для работы и жизни.

Реконструкция фабрик становится в Европе общественно значимым событием, возрождая депрессивные городские территории.
При этом редкий проект обходится без экспозиций современного искусства, которые служат 'универсальным заполнителем пространства', привлекают в проект бюджетные деньги и пробуждают к нему общественный интерес. Москва сегодня не богата инициативами, способными вдохнуть жизнь в старые промзоны, поэтому ноу-хау галереи Artplay, создавшей дизайнцентр на фабрике 'Красная роза', оказался в центре внимания семинара. Именно планы этой компании взяться за Даниловскую мануфактуру послужили основой для проектирования.
Даниловская текстильная мануфактура как нельзя лучше подходит для обкатки архитектурных и градостроительных идей. Прежде всего из-за очень выгодно расположенной территории - вблизи Третьего кольца и Варшавского шоссе, с выходом на набережную Москвы- реки. Здесь расположены корпуса конца XIX века из красного кирпича, подчас редкой красоты, как, например, литейный цех с его почти церковным интерьером. Обширная неосвоенная зона вдоль реки с поросшим деревьями склоном придает проекту дополнительную градостроительную сложность. Немецкие участники приехали на семинар уже сложившимися командами, что определило творческий драйв семинара, заставив объединиться и москвичей. Это и задало 'чистоту эксперимента' по сравнению двух подходов к проблеме. Результаты оказались неожиданными.

Традиционно считается, что наши соотечественники сначала создают 'прекрасный образ', а затем адаптируют его к требованиям реальности, тогда как западные коллеги обычно начинают с работоспособной схемы, из которой затем извлекается художественный смысл. В нашем случае немцы продемонстрировали радикализм, предлагая масштабное новое строительство, по сути, не затрагивающее фабрику. В одном из проектов это L-образная надстройка высотой 10-15 этажей, которая становится ориентиром на видах с реки и градостроительной доминантой окружающих кварталов.
В другом - мегаструктура, расположенная поверх всех старых корпусов.

Третий проект предлагает компромисс старого и нового, 'прошивку' цехов стеклянными переходами, создание новой системы связей исходя из требований человека, а не производства. Российский проект оказался более приземленным в буквальном и переносном смысле. Справедливо считая, что с функциональным наполнением корпусов и без них разберутся (на то есть детально просчитанный бизнес-план), наши архитекторы сосредоточились на открытых пространствах - дворах и площадях. Эти пресловутые 'пространства между', выпадающие из сферы внимания советского градостроительства, всегда остаются общественными и как следствие этого - некоммерческими, формируя смысловой костяк всего проекта.

В основе предложения лежат несколько идей: связать дворы и площади в единую систему, пробив переходы-пассажи; подключить их к городу, выведя на площадь, к набережной и в зеленую зону вдоль реки. И наконец, назвать пространства, придав им индивидуальность:
'двор-фойе' перед концертным залом в бывшей литейной, 'двор-столовая' или 'медиа-кухня', 'дворбассейн' и 'площадь-кинозал' перед входом с Варшавского шоссе. Пока семинар остается диалогом архитекторов между собой, реальная жизнь Даниловской мануфактуры течет своим чередом. Бюро 'Цимайло, Ляшенко и партнеры' делает проект реконструкции фабрики, Artplay приступает к временному приспособлению части корпусов под офисы и галереи, намереваясь к Новому году сдать часть из них в аренду. Заявленная тема получит продолжение в Берлине, где в марте пройдет конференция 'Культурная идентичность и архитектура', на которой будут представлены проекты семинара. Как ответит на вызов Москва- покажет время.
Подробнее: http://delovoy-kvartal.ru/



Современные приборы для геодезииСовременное производство геодезических, топографических, картографических, землеустроительных работ базируется на использовании...
Современные межкомнатные арочные двери и возможности их выбораРуководствуясь своим вкусом и предпочтениями можно выбрать арочные деревянные двери...
Оборудование для ввинчивания свайВинтовой фундамент устанавливается двумя способами: ручным и с использованием специальной...
Защита прав потребителей при покупке некачественных товаровКаждый из вас, возможно, сталкивался с проблемой приобретения некачественного товара....