архитектура и строительство

Фабрика грез

Семинар Ar[X]change, который был организован Центром современной архитектуры, задел актуальную для столицы тему - освоение старых промзон в историческом центре города. Использование старых цехов конца 19 - начала 20 века под современные реалии, признание художественной и исторической промзон пока не находит широкой поддержки. От нашей действительности очень далеки пока такие известные проекты, как например галерея 'Тейт-модерн' в Лондоне, которая размещается в здании старой электростанции, или жилье в газгольдерах конца 19 в. в Вене по проектам архитектора Жана Нувеля, Coop Himmelb(l)au и др. Предположим, что основная причина этому - большие финансовые издержки и большой срок окупаемости, а также неготовность инвесторов, потребителей и властей пересмотреть отношение к промышленным зданиям как к привлекательным площадям  для работы и жизни.

Реконструкция фабрик становится в Европе общественно значимым событием, возрождая депрессивные городские территории.
При этом редкий проект обходится без экспозиций современного искусства, которые служат 'универсальным заполнителем пространства', привлекают в проект бюджетные деньги и пробуждают к нему общественный интерес. Москва сегодня не богата инициативами, способными вдохнуть жизнь в старые промзоны, поэтому ноу-хау галереи Artplay, создавшей дизайнцентр на фабрике 'Красная роза', оказался в центре внимания семинара. Именно планы этой компании взяться за Даниловскую мануфактуру послужили основой для проектирования.
Даниловская текстильная мануфактура как нельзя лучше подходит для обкатки архитектурных и градостроительных идей. Прежде всего из-за очень выгодно расположенной территории - вблизи Третьего кольца и Варшавского шоссе, с выходом на набережную Москвы- реки. Здесь расположены корпуса конца XIX века из красного кирпича, подчас редкой красоты, как, например, литейный цех с его почти церковным интерьером. Обширная неосвоенная зона вдоль реки с поросшим деревьями склоном придает проекту дополнительную градостроительную сложность. Немецкие участники приехали на семинар уже сложившимися командами, что определило творческий драйв семинара, заставив объединиться и москвичей. Это и задало 'чистоту эксперимента' по сравнению двух подходов к проблеме. Результаты оказались неожиданными.

Традиционно считается, что наши соотечественники сначала создают 'прекрасный образ', а затем адаптируют его к требованиям реальности, тогда как западные коллеги обычно начинают с работоспособной схемы, из которой затем извлекается художественный смысл. В нашем случае немцы продемонстрировали радикализм, предлагая масштабное новое строительство, по сути, не затрагивающее фабрику. В одном из проектов это L-образная надстройка высотой 10-15 этажей, которая становится ориентиром на видах с реки и градостроительной доминантой окружающих кварталов.
В другом - мегаструктура, расположенная поверх всех старых корпусов.

Третий проект предлагает компромисс старого и нового, 'прошивку' цехов стеклянными переходами, создание новой системы связей исходя из требований человека, а не производства. Российский проект оказался более приземленным в буквальном и переносном смысле. Справедливо считая, что с функциональным наполнением корпусов и без них разберутся (на то есть детально просчитанный бизнес-план), наши архитекторы сосредоточились на открытых пространствах - дворах и площадях. Эти пресловутые 'пространства между', выпадающие из сферы внимания советского градостроительства, всегда остаются общественными и как следствие этого - некоммерческими, формируя смысловой костяк всего проекта.

В основе предложения лежат несколько идей: связать дворы и площади в единую систему, пробив переходы-пассажи; подключить их к городу, выведя на площадь, к набережной и в зеленую зону вдоль реки. И наконец, назвать пространства, придав им индивидуальность:
'двор-фойе' перед концертным залом в бывшей литейной, 'двор-столовая' или 'медиа-кухня', 'дворбассейн' и 'площадь-кинозал' перед входом с Варшавского шоссе. Пока семинар остается диалогом архитекторов между собой, реальная жизнь Даниловской мануфактуры течет своим чередом. Бюро 'Цимайло, Ляшенко и партнеры' делает проект реконструкции фабрики, Artplay приступает к временному приспособлению части корпусов под офисы и галереи, намереваясь к Новому году сдать часть из них в аренду. Заявленная тема получит продолжение в Берлине, где в марте пройдет конференция 'Культурная идентичность и архитектура', на которой будут представлены проекты семинара. Как ответит на вызов Москва- покажет время.
Подробнее: http://delovoy-kvartal.ru/



Как правильно подобрать входную дверь АСДВопрос подбора входной двери является одним из самых частых, который...
Материалы для изоляцииЕсли говорить о строительстве дома, где планируется проживать круглогодично, то...
Как выбрать правильные строительные лесаЕсли при ремонте квартиры можно обойтись стремянкой или даже табуреткой,...
Технологии будущего.Развитие систем связи является наиболее перспективным направлением развития, требующим от...
Курортные города Венгрии: особенности покупки недвижимостиПри выборе недвижимости в Венгрии, помимо всех прочих факторов, многих...