Анализируя ситуацию за последние несколько лет, специалисты акцентируют на целом ряде проблем в соответствующем сегменте, однако больше всего, согласно их доводам, рискам подвержено энергетическое и тяжелое машиностроение. Среди прочего, важно отметить изношенность и ощутимую отсталость основных производственных фондов, несоответствующие ситуации распределения государственных средств на нужды машиностроения, регулярные сокращения финансирования на
изготовление металлоконструкций на заказ и прочих изделий.
Как ни прискорбно, машиностроение Российской Федерации получает минимальное внимание со стороны государства. В большинстве случаев финансируется оно по «затратному принципу», без определенных стратегических целей, без увязки к программам развития. Специалисты уверены, что вся соль вопроса кроется в восприятии отрасли. А именно, к машиностроению в России традиционно относятся не как к заветной точке роста экономики, а как к банальному грузу.
В краткосрочной перспективе позиция инвесторов предельно ясна: финансовый баланс машиностроительных предприятий оставляет желать только лучшего. Соответственно, капиталовложения в данную сферу становятся рискованными, причем касается это положение любых проектов: будь то сборка автомобильных частей или разработка техники для заводов, будь то отводы для труб и прочие.
Отталкиваясь от плачевных показателей развития российского машиностроения, трудно удивиться факту, что отрасль фактически не способна конкурировать с производителями импортной продукции. Если присмотреться, то на потребительском рынке РФ сегодня практически все
изделия из нержавейки, стали и других металлов – иностранного происхождения. Согласно данным статистики, темпы роста импорта «душат» внутренний рынок (на сегодняшний день данный показатель в 2,5 раза превышает темпы экспортного роста).
Возможно ли исправить ситуацию? Среди ряда «спасительных» импульсов эксперты отмечают следующие:
- создание стимулов для привлечения инвестиций в отрасль;
- стимулирование собственных инвестиций предприятий за счет амортизационной политики;
- активное привлечение и государственных, и частных инвестиций.
В противном случае аналитики прогнозируют дельнейший спад и ослабление и без того не радужных перспектив отрасли отечественного машиностроения.