Системный анализ современного состояния железнодорожного транс-порта в России и тенденций его развития показал, что стабильность его работы не исключает наличия ряда проблем, а именно:
высокая степень износа основных фондов требует больших затрат на текущее содержание и ре-монт пути, создает опасность потери технологическом устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потреб-ность в инвестициях;
уровень эффективности железнодорожного транспорта, качество и ассортимент услуг не в полной мере отвечают современным эко-номическим требованиям;
недостаточно эффективна система государственного регулирова-ния деятельности железнодорожного транспорта в части регули-рования тарифов (несовершенна нормативная база, отсутствуют экономические механизмы мотивации труда, экономии ТЭР, нет четкой связи между вознаграждением работников и результатами их труда);
сохраняется относительно низкий уровень оплаты труда отдельных категорий работников;
отсутствует механизм предос-тавления равноправного доступах инфраструктуре независимым компаниям-перевозчикам и обеспечения благоприятной среды для их деятельности.
Основными ограничениями в решении этих проблем являются:
невысокая прибыльность Российской железной дороги в целом, в том числе связанная с перегруженностью объектами, не относящимися к основной деятельности, перевозками (учреждения здравоохране-ния, культуры, спорта, а также сельскохозяйственные и промышленные объекты). В результате значительный объем средств отвле-кается на финансирование неосновных видов деятельности;
ограниченные возможности привлечения частных инвестиций необходимом объеме;
сохранение перекрестного субсидирования убыточных видов деятельности за счет прибыльных.
Обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта потребует значительных инвестиционных средств на обновление парков подвижного состава, модернизацию и усиление инфраструктуры путевого хозяйства, средств связи и информационного обеспечения, модернизацию технических средств электроснабжения, сигнализации и связи в рамках международных коридоров, совершенствование системы регулирования и управления перевозочным процессом, создание сети передачи данных, развитие технической базы ремонта транспортных средств.
Неотложность решения данных проблем определяет необходимость проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Реформа будет способствовать демонополизации железнодорожного транспорта и превращению железной дороги из монополиста в надежного партнера для других перевозчиков, оперативно реагирующего на изменения требований рынка.
В результате повысится стабильность и устойчивость работы железнодорожного транспорта, уровень мотивации труда, снизятся транспортные затраты, будут созданы условия для привлечения инвестиций.
Реконструктивные мероприятия реформы должны кардинально улучшить работу железнодорожного транспорта, повысить его производительность, эффективность и конкурентоспособность, улучшить условия труда.