Генераторы (Г) являются основными источниками электрической энергии на летательном аппарате. По принципу действия и общему устройству авиационные генераторы подобны промышленным агрегатам, однако имеют ряд специфических особенностей. Они способны работать на больших высотах полета. Удельные мощности, т. е. мощности, приходящиеся на единицу веса, авиационных генераторов в 5-10 раз больше промышленных агрегатов той же мощности. Это достигается за счет высокой скорости вращения, использования теплостойких и высококачественных материалов, интенсивного искусственного охлаждения, применения высотных щеток и др. Генераторы постоянного тока широко используются в качестве стартеров для запуска авиационных двигателей.
Наибольшее распространение из генераторов и стартер-генераторов постоянного тока имеют Г серии ГСР и стартер-генераторы серии ГСР-СТ (ГСР - генератор самолетный с расширенным диапазоном скоростей вращения, СТ - стартер) и СТГ (стартер-генератор). Выпускаемые генераторы и стартер-генераторы имеют номинальные мощности - 3, 6, 9, 12, 18, 22 квт при напряжении 30 в и рабочий диапазон скоростей вращения 4000÷9000 об/мин. Все они выполняются с параллельным возбуждением и для улучшения коммутации снабжаются дополнительными полюсами, число которых (для ГСР и ГСР-СТ) в 2 раза меньше числа основных полюсов. Катушки обмотки возбуждения основных полюсов соединены последовательно. Один конец обмотки возбуждения присоединен к минусовым щеткам внутри Г, а второй - выведен на клеммовую панель.
Все генераторы имеют закрытое исполнение и фланцевое крепление. Вращение якоря осуществляется упругим (гибким) стальным валиком, обеспечивающим смягчение динамических ударов при включении нагрузок и изменении скорости вращения силовой установки. Охлаждение Г производится путем принудительного продува воздуха совместно с самовентиляцией. Охлаждающий воздух под действием скоростного напора продувается через внутреннюю полость генератора. Для этой цели Г имеет специальный патрубок со стороны коллектора и выходные окна на корпусе. Самовентиляция осуществляется осевым вентилятором, посаженным на вал генератора. При самовентиляции генератора на земле можно снимать только 30% номинальной мощности, С увеличением высот и скоростей полета условия охлаждения встречным потоком воздуха ухудшаются. Поэтому для скоростных высотных самолетов применяется жидкостное охлаждение генераторов. Жидкость под давлением подводится внутрь полого вала якоря. Под действием центробежных сил она проходит через отверстия в валу и, отбирая выделяющееся тепло в якоре, испаряется. Пары жидкости отводятся через специальный клапан. С целью регулирования температурного режима генератор снабжается автоматом, дозирующим необходимое количество жидкости для охлаждения.
Привод генераторов постоянного тока, как правило, производится от авиационного двигателя через редуктор, установленный в коробке приводов или в самом стартер-генераторе. Автономный привод может выполняться от специального дополнительного двигателя (бензинового или газотурбинного), от встречного потока воздуха, преимущественно для аварийных генераторов и т. д.
Источник: http://npmavia.ru/