Проблема финансовых затрат российских дорожных строителей
Технология строительства современных дорог включает в себя твёрдое покрытие, но даже профессиональные строители дорог не всегда назовут имя человека, которому принадлежит приоритет в этой области. Звали его Джон Меткалф, и родился он почти триста лет назад, 15 августа 1711г. в английском графстве Йоркшир. Несчастье обрушилось на мальчика, когда ему было шесть лет. Он заболел оспой, выжил, но ослеп. По решению отца, мальчик стал учиться игре на скрипке, преуспел в этом и вполне мог теперь обеспечить себя сам.
Джон, несмотря на свою слепоту, пользовался большим успехом у девушек, так как был привлекателен внешне, да ещё играл на скрипке - Он и сам был неравнодушен к противоположному полу. Любовные утехи закончились для него бегством из деревни. Сразу две сельские красавицы ждали от него ребёнка. Разъярённые отцы девушек хотели растерзать соблазнителя. Скрипку он взял с собой.
Последнее обстоятельство немаловажно в его биографии. Вначале, после бегства, он зарабатывал, с помощью скрипки, на пропитание, а потом его привлекли к участию в якобитском восстании. Руководители восстания решили, что призывы агитаторов принять участие в восстании будут более действенны, если их сопровождать игрой на скрипке. Джон ездил по сёлам вместе с сержантом, который агитировал за вступление в ряды мятежников , Джон аккомпанировал. Поездки закончились, когда восстание было подавлено. Джону пришлось бежать, чтобы не попасть в тюрьму. Он меняет род занятий и становится перевозчиком.
Это занятие принесло ему знакомство с непролазной грязью просёлочных дорог и раздумья о том, чтобы поездки по дорогам Англии были более комфортны. Мысли воплотились в проект, когда одно из графств объявило конкурс на создание дорог с твёрдым покрытием. Проект Джона Меткалфа заключался в том, что для создания покрытия, дорогу укрывали несколькими слоями: вначале шёл слой крупных камней, затем слой песка, и, наконец, слой гравия. Чтобы вода от дождей не застаивалась на дороге и не размывала её, он предусмотрел скат воды, благодаря небольшому возвышению по центру дороги на всём её протяжении.
По технологии Меткалфа строятся дороги во всех странах, но вызывает недоумение тот факт, что при одинаковой технологии строительства стоимость 1км дороги в России гораздо выше, чем в других странах. Приведём конкретные цифры стоимости 1км дорог (в долларах): в Китае - 2, 9 млн, в Бразилии - 3,6 млн, в России - 12, 9 млн. Это средние показатели. Близость к столице повышает стоимость строительства в десятки раз. На автодороге Москва - Санкт - Петербург 1км дороги обходится (в долларах) в 134 млн; на Западном скоростном диаметре Санкт - Петербурга в 142 млн, на четвёртом кольце Москвы в 400 млн.
Не поддаётся разумному объяснению и тот факт, что при сопоставимых финансовых вложениях в дорожное строительство у нас и в Китае результаты несопоставимы: в России построено 5 тыс. км с 1995 г. и по сей день , а в Китае в 100 раз больше только за последние 5 лет.
В будущем дорожники расходы планируют даже увеличить. При строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) планируется истратить 33 - 35 млн. долларов на каждый километр дороги. Примерно такая же сумма, но уже в глубокой провинции, запланирована на строительство дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка. Президент страны Д. А. Медведев был возмущён тем, что разница между стоимостью 1 км дороги в разных регионах страны является двадцатикратной. Федеральный центр ценообразования при Минрегионе РФ принял решение о средней цене в 4 млн долларов за 1 км строительства дорог для всех регионов России. Останется ли это решение благим пожеланием, покажет будущее.