Российские стандарты изрядно устарели, не соответствуют современным мировым. Так, например, в группе стандартов ЕСКД, которые разрабатывались в 1977 году и раньше, 20 из них действовали в области программной инженерии. Кроме того, в этой же области существовало 30 с лишним государственных стандартов. Они не только стали в последнее время ниже мировых, но и не были согласованы между собой. Стандарты ИСО являются добровольными, но все потребители крайне недоверчиво относятся к продукции, таких сертификатов не имеющей. Система ISO 9001 это не просто организация контроля качества, а система управления предприятием, в которую входит оборот документов, согласование действий служащих и рабочих, качество техпроцессов и управления.
Вся современная экономика страны сертифицируется универсальной системой ГОСТ Р ИСО. В это семейство входят системы 19011, 9004, 9001, 9000. Все они предназначены для того, чтобы руководители предприятий и организаций использовали самые эффективные методы, которые позволяют так организовать работу и использовать процессы, чтобы на выходе получалась продукция, которая способна конкурировать с аналогами любых брендов и производителей. Она, прежде всего, ориентируется на потребителя, чтобы удовлетворить его потребности. Руководители при этом должны быть главной направляющей силой организации.
Международный стандарт ИСО 2008 улучшает 9000 и 9004, но не требует, чтобы вся документация была одного образца. Требования в нем дополнены относительно выпускаемой продукции. Очень удобен переход организаций на новую систему менеджмента тем, что происходит безболезненно. Если документация соответствует потребностям предприятия и его целям, ее нет необходимости переписывать. Это значительно сокращает время и избавляет от дополнительной работы. Если же требования отражены не все, то потребуется лишь подготовка дополнительной документации к уже существующей.
Новые стандарты используют восемь процедур документирования, которые являются обязательными. Размеры предприятия и вид деятельности, которым оно занимается, являются основными критериями для определения процессов, которые будут использоваться. Руководство должно планировать и планомерно выполнять обучение персонала и регулярно повышать уровень его профессионализма. Причем, политика в этом вопросе должна предусматривать долгосрочные проекты.