Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается
множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во
Франции выделялись школы
Бургундии,
Прованса,
Аквитании и др., в
Германии -
Саксонская и
Рейнская школы. В городах, прилегающих к
Адриатическому побережью, заметно было влияние
византийской архитектуры.
Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны
Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр - крупнейший
монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма; в течение Х-XI вв.
здесь была построена огромная пятинефная базилика) и рядом с ней развился монастырский комплекс, характерный для романского периода. К бургундской школе относится и
церковь Магдалины в Везлэ (начало XII в.) - характерный пример развитого типа романского храма. Она представляет собой трехнефную базилику) с развитым хором), окруженным капеллами). Это один из первых храмов, в котором центральный и боковые нефы) перекрыты
крестовыми сводами.
Южные и юго-западные районы Франции (
Прованс,
Лангедок,
Овернь,
Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами
Средиземноморья,
Италией и
Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил широкое распространение
зальный тип храма с одним или тремя нефами). В конструкциях арок) и сводов) появилась
стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах), членящая здание на несколько центрических ячеек (
собор в Ангулеме, XII в.). В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива - арки).
Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно
базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми - в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры) приобрел тает
вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики
(церковь Трините в Кане, 1070 г.).
Романские храмы
рейнской и особенно
саксонской школ отличаются особой
массивностью и простотой форм. Среди них выделяются
церковь Михаила (XI в.) и
церковь Годерхарда (XII в.) в
Гильдесгейме,
соборы в Шпейере (XI-XII вв.),
Майнце (XI- XIII вв.),
Вормсе (XI-XIII вв.) и др.
Собор в Вормсе - базилика), перекрытая
крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название
связанной, в архитектуре
Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует
мотив арки.
Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки
Италии, часто отличавшиеся
пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало
античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись
классические формы аркады|>, колоннады), античные детали и т. п.), иногда использовался в облицовке
мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Наряду с базиликальными зданиями (
церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.;
собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев) (
баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г.;
баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).
В романскую эпоху формируются
монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии) (помещения для облачения духовенства), трапезные), больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра), обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на территории старых городов. Однако активное развитие самих укрепленных городов в основном началось в готическую эпоху (с XIII в.).
Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка), обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. сложился тип укрепленнного жилища в виде башни - донжона), окруженного валами и рвом.
С конца XI в. форма донжона усложняется; для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Глубоко функциональная архитектура замков отличалась
суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С XI в. территория замка окружалась
каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений замка часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений.