архитектура и строительство

Здания и архитектурные комплексы

12.06.2002
Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Бургундии, Прованса, Аквитании и др., в Германии - Саксонская и Рейнская школы. В городах, прилегающих к Адриатическому побережью, заметно было влияние византийской архитектуры.

Монастырь в КлюниВажнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр - крупнейший монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма; в течение Х-XI вв.Церковь Магдалины в Везлэ здесь была построена огромная пятинефная базилика) и рядом с ней развился монастырский комплекс, характерный для романского периода. К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (начало XII в.) - характерный пример развитого типа романского храма. Она представляет собой трехнефную базилику) с развитым хором), окруженным капеллами). Это один из первых храмов, в котором центральный и боковые нефы) перекрыты крестовыми сводами.

Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами). В конструкциях арок) и сводов) появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах), членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, XII в.). В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива - арки).

Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми - в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры) приобрел тает вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики (церковь Трините в Кане, 1070 г.).

Церковь св. Годехарда в ГильдесгеймеCобор в Шпейере Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (XI в.) и церковь Годерхарда (XII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (XI-XII вв.), Майнце (XI- XIII вв.), Вормсе (XI-XIII вв.) и др.

Собор в ВормсеСобор в Вормсе - базилика), перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.

Собор в ПизеПолной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялисьБаптистерий Сан-Джованни во Флоренции классические формы аркады|>, колоннады), античные детали и т. п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев) (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г.; баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии) (помещения для облачения духовенства), трапезные), больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра), обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на территории старых городов. Однако активное развитие самих укрепленных городов в основном началось в готическую эпоху (с XIII в.).

Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка), обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. сложился тип укрепленнного жилища в виде башни - донжона), окруженного валами и рвом.

Замок Рочестер. Графство Кент. XI в.С конца XI в. форма донжона усложняется; для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С XI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений замка часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений.


Снять коттедж на Новый Год - это выгодноПосуточная аренда коттеджей, кажущаяся нам дорогой услугой, на самом деле...
Алмазная резка бетона в МосквеАлмазная резка бетона в Москве - штробление, описание алмазной резки...
Как избежать западни со стороны риэлторов?В настоящее время в России чаще всего встречаются следующие виды...
Выбираем модный и практичный потолокЕсли вы собрались делать косметический ремонт в своем доме или...
Входная дверь отечественного производства - залог безопасности вашего жильяСогласитесь, что сегодня существует тенденция, определяющая высокое представление о товарах...
https://fasovka-krep.ru/ . толщина стяжки пола по грунту . ФИЛЬТРЫ И КАРТРИДЖИ Компания СантехЛига описание.