архитектура и строительство

Храм в Луксоре

Входные пилоны храма в ЛуксореВ начале Нового царства в Египте сформировалась новая композиция храмов, ставшая позднее традиционной. По ней возводили архитектурные сооружения в долине Нила и через тысячу лет. Святилище было самой важной частью храма, оно располагалось в глубине комплекса; здесь часто в отдельной маленькой комнате или постройке, похожей на деревянную хижину, хранилось изображение божества. Иногда в ней находилась и ладья, в которой божество возили перед народом во время религиозных праздников и церемоний. Святилище было окружено небольшими помещениями, где хранились изображения менее значительных местных богов; эти помещения могли служить для размещения богов, приехавших "в гости" на религиозные торжества, здесь же хранили одеяния и культовые предметы, необходимые для свершения обрядов, и драгоценности. Войти в это помещение могли только жрецы.

Помещения храма, дворики и колонные залы были расположены в строго определенном порядке, соответствуя пути божественной ладьи, и каждое имело свое назначение. Чем дальше находились эти помещения от святилища, тем они были выше и просторнее. В двориках стояли жертвенные алтари и скульптуры, стены были украшены фресками и барельефами.

Каменные статуи у входа в Луксорский храмФасадом зданию служил большой парный пилон, он выглядел как сплошная массивная стена здания, возвышающаяся над и по обеим сторонам ворот. Пилон возвышался над зданием храма, его стены были заметно наклонены внутрь. Фасад храма был украшен барельефами, верхняя часть завершалась карнизом. Перед пилоном находились деревянные шесты для флагов и, в большинстве случаев, огромные каменные статуи. Внутри пилона была лестница, по которой можно было попасть на крышу. В больших пилонах предусмотрены и внутренние помещения.

Кроме архитектурного, у пилона было и символическое значение. Согласно самой распространенной гипотезе пилон символизировал два края горизонта, между которыми солнце всходило каждый день. Эти пилоны были ориентированы на восток. Восходящее солнце должно было освещать каждое утро своими лучами святилище. Лучи солнца проходили между двумя башнями над воротами. Для этой цели над воротами иногда строили балкон. На нем фараон появлялся перед своими подданными. Пилон служил и крепостью, которая должна была помешать силой ворваться в храм. Храм был частью священной территории, к ней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнаты прислуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавился и так называемый Дом рождений - "маммиси".

Аллея сфинксовВсе эти постройки были обнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если этот храм находился у реки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюда начинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многих случаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмов служила интересам и потребностям литургии, последовательному совершению религиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы были воплощением теологии в камне.

Каждый фараон считал своим долгом не только строить новые храмы, но и заниматься реставрацией и расширением старых. Эти работы начинались в глубине здания, во внутренних помещениях и продвигались изнутри наружу. Перед старым фасадом возводили новую, более высокую колоннаду, строили большой пилон и т. д. Такое строительство благодаря линейной архитектурной планировке храма не меняло сущности его композиционного построения. Самым новым элементом всегда становился фронтальный пилон фасада.

Двор Рамзеса II с портиком храма Тутмоса IIIОдним из наиболее хорошо сохранившихся памятников древнеегипетской храмовой архитектуры относится храм в Луксоре, в южной части древних Фив, получивший название по имени современного городка, на территории которого он находится. Великолепный комплекс храма был построен в честь бога Амона, культ которого распространился к тому времени по всей стране. Храм в Луксоре - первое крупное культовое сооружение, посвященное Амону. Ранее на этом месте находилась культовая постройка времен Среднего царства, чьи камни и пошли на строительство храма Амона. Фараон Тутмос III построил здесь маленькую молельню. Она состояла из трех помещений. Молельня предназначалась для размещения священных барок (ладей) бога Амона, его жены Мут и сына Хонсу, которые приезжали сюда из Карнака во время праздника "опет".

Фараон Аменхотеп III построил храм для праздников южнее молельни Тутмоса III, ближе к Нилу и тоже параллельно его течению. Строителем был тоже Аменхотеп, сын Хапу, главный архитектор фараона. Он был единственным, кому разрешили построить свой заупокойный храм на западном берегу Нила, там же, где стоят заупокойные святилища фараонов. Основные строительные работы были завершены при Аменхотепе III. Его преемники не внесли существенных изменений в композицию храма Амона, хотя некоторые строительные работы и были проведены.

Папирусовидные колонны Луксорского храмаНапример, Тутанхамон построил перед входом новую колоннаду, Рамсес II пристроил к северной части храма пилон и двор, тем самым присоединив молельню Тутмоса III непосредственно к зданию храма. Поэтому этот двор лежит несколько в стороне от основной оси планировки комплекса. Рамсес II, желая прославиться как фараон-строитель, приказал высечь свое имя на статуях Аменхотепа III, царицы Тейе и наследника престола. Зал для священной барки был впоследствии полностью перестроен Александром Македонским. В римские времена рядом с храмом был разбит военный лагерь, название которого носит сегодняшний Луксор. В первые столетия нашей эры в стенах храма находилась церковь коптов. В наши дни у восточной стены храма Амона возвышается мусульманская мечеть.

Колосс Рамзеса IIХрам в Луксоре и большой комплекс святилища в Карнаке были соединены дорогой, которую охраняли сфинксы. Спустя и тысячу лет после XIX династии могучий пилон Рамсеса II, словно огромные ворота, принимал религиозные шествия и божественную ладью из Карнака. По обеим сторонам ворот стояли тронные статуи фараона из черного гранита. Другие статуи, изображающие фараона в полный рост, были сделаны из красного гранита. Всего перед фасадом храма стояло два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Сохранились: один обелиск.две тронные статуи и одна стоящая. Второй обелиск стоит теперь на площади Согласия в Париже. Входной фасад храма покрыт фресками. На них изображены эпизоды сражения под Кадешем. За пилоном фасада следует двор, окруженный по периметру двумя рядами колонн, здесь же находится молельня Тутмоса III. Стены покрыты барельефами религиозной тематики, сохранились лишь некоторые их фрагменты, например барельеф, изображающий пилон входа в храм и религиозное шествие, направляющееся в его сторону.

В южной части двора вход ведет в постройки Аменхотепа III, здесь во дворе между колонн стоят одиннадцать статуй фараона, на которых Рамсес II написал свое имя. С обеих сторон входа находятся тронные статуи Аменхотепа III, рядом с фараоном стоит статуя его царственной супруги. Она гораздо меньше статуи фараона. Пройдя через этот проход, мы попадаем в 52-метровую колонную галерею, она состоит из семи пар колонн, по всей форме напоминающих пучки папируса. Капители колонн имеют форму раскрытого цветка папируса. Высота колонн 16 м. Эта каменная аллея ведет в следующий двор. В начале этой аллеи установлены статуи Рамсеса II и его супруги. Настенные барельефы изображают сцены религиозных обрядов, торжественные шествия, посвященные празднованию Нового года.

Рельеф из Луксорского храмаПосле каменной аллеи мы попадаем во второй двор, построенный Аменхотепом III. С трех сторон он окружен двойным рядом колонн, в южной части находится колонная галерея. Здесь колонны имеют форму стеблей папируса с закрытым бутоном цветка. Такую же форму имеют и все остальные колонны двора. Настенные барельефы изображают Аменхотепа III, приносящего жертву. Далее, пройдя через два зала-вестибюля, мы попадаем в зал для священной ладьи. Затем через зал-вестибюль с шестью парными столбами проходим в святилище с четырьмя опорами. Здесь в небольшом строении на возвышении стояла статуя бога. Эту статую вывозили в священной ладье в дни религиозных праздников. Барельефы святилища изображают богов Гора и Атума, ведущих фараона к Амону. Среди вспомогательных помещений, к которым относились молельни Мут и Хонсу, наибольший интерес вызывает Дом рождений Аменхотепа III. Настенные барельефы этого помещения изображают рождение фараона, начиная с момента зачатия (роль отца играет, естественно, бог Амон), беременности царицы, развития ребенка и формирования его "Ка", вплоть до момента рождения. Матери фараона при родах помогали сами боги. Последняя картина этой серии - сцена вступления фараона на трон.

Внешние стены храма тоже были украшены рельефной росписью. В основном она изображала сцены битв и сражений. Большая их часть, к сожалению, погибла.
Искать в интернете: Храм в Луксоре

Стройматериалы для баниДля любой постройки можно выбрать разные материалы, которые будут отличаться...
Как сделать обстановку своего дома впечатляющей и неповторимойНе каждый человек способен в комплексе точно представить и создать...
Как выбрать пластиковые окнаРано или поздно любой владелец жилья приходит к выводу, что...
Жалюзи в интерьере - элегантно и практичноЖалюзи - оригинальный и практичный декор для окон. Системы могут...
Грузчики и стоимость их услуг - информация trans-moving.com.uaЕще совсем недавно к помощи профессиональных грузчиков обращались только в...