Возрастающим требованиям движения, особенно на грузонапряженных магистралях, как показывает отечественный и мировой опыт, в наибольшей степени отвечают цементо-бетонные покрытия.
Стабильные транспортно-эксплуатационные показатели и высокая долговечность дают им преимущества перед покрытиями построенными с применением органических вяжущих.
В настоящее время в России построено 9790 км дорог с бетонными покрытиями. К сожалению, срок их службы ниже, чем в зарубежных странах. Причинами этого являются ошибки в проектировании, строительстве и, что немаловажно, в невысоком качестве эксплуатационного содержания и ремонта этого типа покрытий.
У российских дорожников годами складывалось неправильное представление о том, что цементо-бетонные покрытия не нуждаются в текущем ремонте и поддержании их транспортно-эксплуатационного состояния. В отечественной научной и учебной литературе утверждалось, что одним из преимуществ цементо-бетонных покрытий перед асфальтобетонными являются значительно низкие затраты на эксплуатационное содержание и ремонт. Как показала практика -это ошибочное мнение.
К ремонту покрытий дорожные службы часто приступают в тот момент, когда уже накопилось значительное количество дефектов и резко снизилось эксплуатационное состояние покрытия. В этом случае в десятки раз увеличивается стоимость ремонта, возрастает сложность выполнения ремонтных работ.
На дорогах России до последнего времени применяли традиционную технологию ремонта деформационных швов, трещин и сколов кромок плит с использованием резинобитумных мастик. Как правило, такой ремонт покрытия недолговечен. За последние годы были созданы специальные ремонтные и герметизирующие материалы, разработаны новые технологии восстановления покрытий с применением современных машин, механизмов и инструментов.
Восстановление герметизации деформационных швов и консервация трещин - важный этап работ по продлению эксплуатационного ресурса покрытий. Большую роль на эффективность работы герметика в швах и его срок службы оказывает деформативность герметизирующих материалов. При выборе типа герметика учитывают возможные максимальные отрицательные и положительные температуры воздуха региона, где эксплуатируются покрытия.
В настоящее время созданы уникальные герметизирующие материалы с использованием полимерных композиций. Среди отечественных мастик горячего применения наиболее известны герметики Новомаст и Прогресс АГ, а среди импортных - Crafco (США) и Biguma (Германия). Эти материалы имеют высокие технико-эксплуатационные характеристики и гарантированный срок службы - не менее 5 лет.
В зарубежной практике для герметизации швов используют также мастики холодного применения - VULCEM (США), U-SEAL (Канада), COLPOR (Англия) и др. Эти мастики обладают хорошей деформативнос-тью при отрицательных температурах и высокой долговечностью, однако стоимость их значительно превосходит стоимость мастик горячего применения.
Для разогрева мастик созданы специальные автоматические котлы-заливщики с двойными стенками, с опосредственным разогревом мастики, перемешиванием, термоконтролем и системой подачи её в швы и трещины.
Очистку швов от старого герметика производят с помощью мини-трактора с комплектом сменного навесного оборудования, а также нарезчиков швов с набором дисков (для получения ширины паза не менее 10 мм) и ручного инструмента. Перед герметизацией швов их очищают от пыли и грязи щеточными машинами, переоборудованными из нарезчиков швов, и сжатым воздухом. При необходимости применяют водоструйную очистку под высоким давлением. После промывки пазы швов продувают и сушат горячим воздухом. Важной технологической операцией является не только очистка швов, но и грунтовка их поверхностей, которую выполняют специальными грунтовочными составами с использованием шприц-распылителей. Для улучшения сцепления на границе мастика-бетон применяют также специальный полимерный клей типа Colzumix. Обязательным стало применение при герметизации швов резиновых уплотнительных шнуров с целью экономии мастики и формирования оптимального поперечного сечения герметика в шве.