Гидроизоляцию конструкций мостовых сооружений выполняют на основе требований СНиП 2.05.03-84* "Мосты и трубы" и ВСН 32-81 "Инструкция по устройству гидроизоляции мостов и труб на автомобильных и железных дорогах". Содержащиеся в этих документах требования к гидроизоляции мостовых сооружений, конструктивно-технологические решения дорожной одежды, материалы гидроизоляции не могут обеспечить надежную защиту железобетонных несущих конструкций от коррозионных повреждений водой, проникающей через дорожную одежду, и растворенными в ней солями. Технический уровень отечественной промышленности гидроизоляционных материалов двадцатилетней давности не мог дать долговечных материалов с необходимыми физико-механическими характеристиками. Кроме того, указанные документы практически не содержат количественных характеристик свойств гидроизоляционных материалов, а те, которые сформулированы, до последнего времени не могли быть достигнуты.
Эти обстоятельства привели к тому, что мостовые сооружения периода строительства 1960-85 гг. имели многочисленные протечки через плиту проезжей части, и многие сооружения требовали проведения неоднократных ремонтных работ и замены пролетных строений.
К 1985 г. средний срок службы железобетонных пролетных строений, по данным МАДИ, составлял 33 года.
Технические решения конструкции дорожной одежды, предусмотренные ВСН 32-81, далеко не совершенны, соответственно, и долговечность ее невелика. На протяжении последних 10-15 лет СоюзДорНИИ внес ряд изменений в нормативные требования по выполнению элементов дорожной одежды.
Содержащиеся в ВСН 32-81 требования по устройству выравнивающего и защитного слоев из цементно-песчаного раствора заменены требованием выполнения их из плотного мелкозернистого бетона класса не ниже В25 по ГОСТ 26633-91 с маркой по водонепроницаемости W6 по ГОСТ 12730.5-84* и маркой по морозостойкости F300, причем для защитного слоя - при испытании бетона в хлористых солях по ГОСТ 10060-95. Было также выдвинуто требование о запрещении применения в конструкции дорожной одежды керамзитобетона.
Сетка "рабица", рекомендованная ВСН 32-81 для армирования защитного слоя гидроизоляции, была заменена сварной сеткой с ячейкой 100х100 мм из арматурной стали класса Вр1 диаметром 5 мм.
ВСН 32-81 предусматривает выполнение гидроизоляции мостовых конструкций из битумной мастики, армированной стеклотканью или мешковиной (для автодорожных сооружений), гидростеклоизола, стеклорубероида, тиоколовой мастики (для железнодорожных сооружений), резиноподобных материалов (бутизол, гидробутил), полиэтиленовой пленки.
Как показала практика эксплуатации сооружений, стеклоткани распадаются в битумной мастике; рекомендованные марки тиоколовых мастик оказались неводостойкими; резиноподобные материалы должны приклеиваться токсичными клеями c жизнеспособностью
15-20 мин.; гидростеклоизол промышленность стала выпускать с температурой хрупкости 0 - -5 оС; применение асбеста для наполнения битумных мастик запрещено международной конвенцией; кроме того, минимальная температура хрупкости битумных мастик при их рекомендованных составах не может быть опущена ниже -17 оС.
Таким образом, мостовые сооружения при таком арсенале гидроизоляционных материалов обречены на непродолжительный период бездефектной эксплуатации.
Подлинный переворот в области гидроизоляции произошел в 1995 г., когда вступил в строй завод "Изофлекс" в г. Кириши Ленинградской области, который начал производство рулонных наплавляемых битумно-полимерных кровельных материалов серии Изопласт.
|
|